Представлении бухгалтерской



Хозяйственный или географический сегмент, для которого в соответствии с МСФО № 14 требуется представление сегментной информации, назван отчетным сегментом. Формирование отчетности по таким сегментам необходимо как внешним, гак и внутренним пользователям, поскольку, с одной стороны, она включается в финансовую отчетность, с другой — лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.

Хозяйственный или географический сегмент, для которого в соответствии с МСФО № 14 требуется представление сегментной информации, назван отчетным сегментом. Формирование отчетности по таким сегментам необходимо как внешним, так и внутренним пользователям, поскольку, с одной стороны, она включается в финансовую отчетность, с другой — лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.

Предполагается, что сегментная информация в большей степени обладает экономической релевантностью; что с такой информацией пользователи смогут более обоснованно оценивать прошлую деятельность представляющего отчетность субъекта, его перспективы на будущее, подверженность риску и стратегию руководства в области диверсификации. В результате такая информация поможет им принимать лучшие решения относительно инвестирования и кредитования. Следовательно, представление сегментной отчетности способствует реализации посредством бухгалтерской отчетности функций подотчетности и полезности для принятия решений.

В 1987 г. ASC опубликовал консультативный документ по раскрытию сегментной информации, за которым в ноябре 1988 г. последовал ED 45. Отклики на оба проекта были сопоставлены и приняты к рассмотрению. После длительного подготовительного периода в июне 1990г. увидел свет SSAP 25 «Представление сегментной отчетности» (Segmental Reporting). В нем были расширены требования, предъявлявшиеся законодательством и фондовой биржей. В нем также был принят 10%-ный критерий значимости (но не 75%-ный), в полном соответствии с американскими стандартами

Число стандартов и нормативных документов, касающихся раскрытия сегментной информации, растет как на национальном, так и на международном уровне. Это является отражением тенденций развития бизнеса, особенно распространения многонациональных корпораций. Однако представление сегментной от-

Опыт многих стран показывает, что фирмы по разным причинам неохотно идут на представление сегментной информации. Вопросы возникают по поводу логичного разбиения на сегменты, распределения общих затрат, трактовки трансфертного ценообразования и оценки активов по сегментам [53; 47]. Существуют споры относительно надежности, объективности и проверяемости конкретных финансовых сведений, раскрываемых по-сегментно, особенно если сегменты определяются случайным образом. Представляемая финансовая информация будет бессмысленной, так как на выбор сегментов могут оказывать влияние как сознательные манипуляции, так и неумышленная дискриминация [33, с.50]. Поэтому критики призывали к установлению более конкретных и эффективных критериев определения сегментов и связанных с ними зон по направлениям деятельности и географическому местоположению. В число потенциальных ограничений для раскрытия сегментной информации входят затраты на сбор, обработку и распространение сведений, а также, что важнее, вероятность причинения ущерба со стороны конкурентов [32; 87].

Грей, МакСвини и Шоу (Gray, McSweeny and Shaw) отмечают, что представление сегментной отчетности до сих пор ограничивалось раскрытием и опубликованием анализа основных сведений, таких, как выручка от реализации, прибыль, активы, новые капиталовложения и т.д. Авторы полагают, что в области сегментной отчетности существуют перспективные направления, такие, как представление информации в разбивке по странам, что было бы выгодно правительствам и профсоюзам, которые желали бы не просто оценивать многонациональные компании в целом и по сегментам, но также располагать более полными сведениями на уровне страны [47, с.85].

Как и прочие вопросы представления отчетности, сегментная отчетность уже «вызвала споры по поводу ее практического применения, существа учетных стандартов, влияния на пользователей и рынок и потенциальной прогнозной способности» [14, с. 103]. На сегодняшний день не существует убедительных доказательств того, что представление сегментной отчетности приносит пользу. Однако, так как распространено мнение о том, что такая отчетность содержит полезную информацию о риске, обороте и прибыльности различных направлений предпринимательской деятельности компании, для прояснения еще не получивших своего разрешения вопросов требуются дальнейшие исследования. Представляется также необходимым анализ соотношения затрат и выгод. Кроме того, рассмотрению подлежат учет структуры компании, вопрос идентификации и различные тонкости раскрытия информации.

Отчетный сегмент — это отраслевой или географический сегмент, определенный на основе приведенных выше определений, для которого согласно МСФО 14, требуется представление сегментной информации.

В конкретной ситуации возможно наилучшим образом раскрыть информацию по сегментам при использовании "матричного представления" сегментной отчетности, при котором и хозяйственным, и географическим сегментам присваивается первичный формат с полным раскрытием всей информации по обоим типам сегментов. Такое раскрытие сегментной информации может быть более уместным для пользователей финансовой отчетности. Следует иметь ввиду, что МСФО 14 не требует, но и не запрещает "матричное" представление сегментной отчетности.

В конкретной ситуации возможно наилучшим образом раскрыть информацию по сегментам при использовании «матричного представления» сегментной отчетности, при котором и хозяйственным, и географическим сегментам присваивается первичный формат с полным раскрытием всей информации по обоим типам сегментов. Такое раскрытие сегментной информации может быть более уместным для пользователей финансовой отчетности. Следует иметь в виду, что МСФО-14 не требует, но и не запрещает «матричное» представление сегментной отчетности.


Авторы преуспели в представлении бухгалтерской науки как искусства, в легко читаемой, дружественной для читателя форме. Использование простых примеров позволяет читателям книги легко овладевать рассматриваемыми понятиями. Профессионалы обнаружат большую пользу раздела «Глоссарий», дающего им возможность освежить и расширить свои знания. Преподаватели будут удовлетворены краткими и понятными определениями бухгалтерских терминов.

Структурный анализ представляет совокупность методов исследования структуры. Он основан на представлении бухгалтерской отчетности в виде относительных величин, характеризующих структуру, т.е. рассчитывается доля (удельный вес) частных показателей в обобщающих итоговых данных о собственном и заемном капитале.

Структурный анализ представляет совокупность методов исследования структуры. Он основан на представлении бухгалтерской отчетности в виде относительных величин, характеризующих структуру, т.е. рассчитывается доля (удельный вес) частных показателей в обобщающих итоговых данных о собственном и заемном капитале.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, положениями по бухгалтерскому учету: «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля

6. Организация вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по формам бухгалтерской отчетности, приведенным в приложении к настоящему приказу, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации № 6417-ПК от 6 августа 1999 г. указанный приказ в государственной регистрации не нуждается).

9. При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 48, ст. 5369), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н

5. Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и без представления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

К сожалению, проблема противоречия финансовых и налоговых целей при подготовке и представлении бухгалтерской отчетности в Программе реформирования бухгалтерского учета должным образом не поставлена. Более того, на сегодняшний день практически отсутствует какая-либо связь между процессом реформирования бухгалтерского учета и налоговой реформой, в т.ч. разработкой налоговых законов и Налогового кодекса. В результате не исключены ситуации, когда изменения в правилах бухгалтерского учета оказывают непосредственное влияние на величину налогооблагаемой базы. Данные проблемы касаются, прежде всего, переоценок имеющихся у предприятия оборотных активов по рыночной стоимости, начисления амортизации, а также создания резервов.

6. Организация вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по формам бухгалтерской отчетности, приведенным в приложении к настоящему Приказу, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от б июля 1999 г. № 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации № 6417-ПК от б августа 1999 г. указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается).

9. При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 48, ст. 5369), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 1998 г., регистрационный номер 1598), Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации № 6417-ПК от б августа 1999 г. указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается), и иными положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. № 56 (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минфина России от 28 декабря 1994 г. № 173 (по заключению Минюста России от 4 января 1995 г. № 07-01-838-94 не нуждается в государственной регистрации, а также Приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15 (по заключению Минюста России от 7 марта 1997 г. № 07-02-232-97 в государственной регистрации не нуждается), Приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81 (по заключению Минюста России от 08.08.95 № 07-01-570-95 в государственной регистрации не нуждается), отдельными рекомендациями и указаниями, регламентирующими вопросы составления бухгалтерской отчетности, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме


Предприятиях трубопроводного Предприятиями находящимися Предприятиями осуществляется Предприятиями производителями Предприятиями транспорта Предприятиям банкротам Предприятиям организациям Предприятиям предоставляется Поступления материальных Предприятиям учреждениям Предприятия строительство Предприятия своевременно вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика