Потенциальных заемщиков



• определение круга потенциальных участников группы;

При обустройстве месторождений приходится согласовывать работу многочисленных предприятий-подрядчиков различных отраслей промышленности и форм собственности, поэтому жизненно необходима организация, способная представлять и эффективно защищать интересы большой группы российских НИИ, КБ, заводов — потенциальных участников подрядных работ.

Отсюда возникает еще одна чисто практическая задача для всех потенциальных участников Конвенции - не просто разработать и внедрить у себя действенную систему аккредитации, но и, во-первых, довести соответствующую информацию до всех других стран-участниц, а, во-вторых, накопить у себя информацию о системах аккредитации

В условиях «идеального» рынка (отсутствия налогов и других форм вмешательства государства, наличия большого числа продавцов и покупателей, равного доступа на рынок и к информации всех потенциальных участников и т. п.) распределение выручки от продаж внутри предприятия на материальные затраты, оплату труда, прочие затраты и прибыль происходило бы без вмешательства государства по законам рыночной конкуренции. Оно определялось бы рыночной стоимостью отдельных ресурсов, соотношением спроса и предложения, уровнем цен, решениями собственников.

• использует те методологические приемы, которые отражают интересы наиболее влиятельных групп потенциальных участников хозяйственных процессов;

Экспертиза. Проекты, особенно инвестиционные, предполагают очень большие затраты. Естественно, что инициатор проекта старается максимально застраховать себя от ошибок, ведь цена их, например, в нефтегазовом комплексе, может достигать миллионов и даже многих миллиардов долларов США (вспомните проект века Ямал - Западная Европа с оценочной стоимостью инвестиций более 40 млрд долларов США [23]). В этих условиях подготовленные обоснования принято подвергать всесторонней экспертизе как силами персонала самого инициатора, банка - потенциального кредитора или других потенциальных участников, так и с привлечением независимых экспертов в виде консалтинговых фирм или отдельных специалистов.

тывать интересы его потенциальных участников с учетом предлагаемой схемы финансирования.

Форма финансового плана проекта определяется требованиями потенциальных участников проекта. В качестве типового варианта следует использовать форму, принятую в мировой практике. При необходимости она может быть дополнена или скорректирована по требованиям любого из участников, хотя, как правило, представленные в ней данные вполне достаточны для принятия финансовых решений.

Для реализации программ создаются специализированные организационно-институциональные структуры, задачей которых является аккумуляция финансовых ресурсов, создание мотивационной среды для потенциальных участников работ, объединение усилий производственных и научно-технических звеньев, организация управления работами.

При обустройстве месторождений приходится согласовывать работу многочисленных предприятий-подрядчиков различных отраслей промышленности и форм собственности, поэтому жизненно необходима организация, способная представлять и эффективно защищать интересы большой группы российских НИИ, КБ, заводов — потенциальных участников подрядных работ.

Первое упоминание о трасте в России содержалось в вышедшем в конце 1993 г. Указе Президента РФ "О доверительной собственности (трасте)", который касался только государственной собственности. Описание трастовых операций дано в Гражданском кодексе РФ, в основе которого лежит континентальная модель права. Развитие траста в России осложняется общей нестабильностью экономико-политической ситуации в стране, противоречивостью интересов потенциальных участников трастовых операций. Крупные корпоративные клиенты, которые располагают свободными денежными средствами, заинтересованы прежде всего в поддержании высокой ликвидности своих портфелей ценных бумаг. Российский рынок государственных ценных бумаг и акций подвержен столь большим колебаниям, что гарантий безубыточной продажи ценных бумаг в любой момент он не дает. Поэтому комбинирование деятельности доверительного управляющего и платежного агента, столь необходимое для крупных корпоративных клиентов, пока затруднено.


Таким образом, деятельность финансовых посредников сводится к аккумулированию сбережений многих мелких инвесторов и последующему долгосрочному вложению этих средств. Посредники рынка ценных бумаг расширяют спрос на капитал. Они привлекают внимание потенциальных заемщиков к тем преимуществам, которые могут дать выпуск ценных бумаг, помогают выработать условия выпуска, принимают на себя риск, связанный с размещением ценных бумаг.

Считается, что основная масса потенциальных заемщиков принадлежит к одной из трех отраслей: промышленность, снабжение, торговля. Основой системы критериев является обобщающий показатель — рейтинг R, который строится на основе трех экономических показателей: коэффициента текущей ликвидности, коэффициента быстрой ликвидности и коэффициента концентрации собственного капитала. Алгоритм построения заключается в следующем. Для каждого из трех показателей установлена классность, при этом для каждой отрасли выделено три класса. В зависимости от того, какое значение имеет частный критерий, любая коммерческая организация может быть отнесена по данному критерию к первому (наиболее приоритетному), второму или третьему классу. Каждому из трех показателей присваивается вес, значения которого различны в зависимости от отрасли. Далее, номера классов, умноженные на весовые коэффициенты, складываются, давая в сумме значение R. Область изменения R разбита на несколько интервалов; в зависимости от того, в какой интервал попадает значение R для конкретной компании, ему присваивается соответствующий класс кредитоспособности. Если значение R близко к границе, разделяющей два смежных интервала, рассчитываются дополнительные частные критерии, для которых также установлены пороговые значения. Они используются для более обоснованного отнесения коммерческой организации к тому или иному классу кредитоспособности. В качестве таких дополнительных частных критериев используются коэффициент рентабельности продукции, коэффициент рентабельности основной деятельности, оборачиваемость запасов и др.

Банки всегда просят потенциальных заемщиков о предоставлении одновременно с ссудной заявкой подробных финансовых данных, обычно подготовленных в соответствии с повсеместно принятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP). В большинстве банков существуют свои правила в отношении вида и числа финансовых отчетов, которые необходимо получить для всестороннего изучения. Как правило, банк требует годовые отчеты о прибылях и убытках ("отчеты о доходах"), балансы и отчеты о движении наличности за три года или более, а также промежуточные отчеты с начала текущего года. Кредитор может также запросить прогнозные финансовые расчеты на срок от одного до пяти лет и, особенно при сезонных ссудах, помесячную смету движения наличности. Прочие финансовые данные, которые кредите-

Отчет о доходах, охватывающий год, именуют годовым отчетом. Отчеты о доходах, относящиеся к периодам менее 12 месяцев, именуют промежуточными отчетами. Хотя производственный цикл некоторых предприятий больше 1 года, они тем не менее должны составлять отчеты за каждые 12 месяцев, как того требуют большинство кредиторов и налоговое управление. Наиболее распространенными промежуточными отчетами являются полугодовой, квартальный и месячный. Промежуточный отчет может также относиться к периоду с начала года до конца любого месяца в течение года. Следовательно, промежуточный отчет может охватывать период от 1 до 11 месяцев. Вообще говоря, кредиторы требуют от потенциальных заемщиков составления годовых отчетов о доходах не менее чем за 2 или 3 года, а также текущих промежуточных отчетов, если прошло более 4 месяцев после даты годового отчета. Разумеется, кредиторы определенно предпочитают отчеты, прошедшие аудит, о чем говорилось в главе 3.

Многие компании разрабатывают прогнозные финансовые отчеты как часть своего рутинного финансового планирования. Прогнозные отчеты о доходах и балансы отражают представления руководства о том, как компания будет функционировать в ближайшие годы с учетом экономических, конкурентных и правовых условий, в которых она будет действовать. Кредиторы обычно требуют от потенциальных заемщиков предоставления прогнозных финансовых отчетов, показывающих ожидаемые финансовые результаты компании в течение срока ссуды. Некоторые кредиторы требуют также копии прогнозных отчетов за прошлые годы, чтобы сопоставить предсказания руководства и фактические результаты компании.

В наше время основная социальная функция депозитных учреждений не изменилась. Они принимают от вкладчиков бумажные деньги, которые при отсутствии банков хранились бы в чулке, и передают большую часть этих денег в виде ссуд заемщикам, которые их используют для накопления капитала и производства товаров и услуг. Очевидно, что если депозитные учреждения не будут выполнять эту основную функцию четко и эффективно, то общество только проиграет. Например, если банки используют практически все средства, полученные от вкладчиков, только на выдачу долгосрочных ссуд, для которых не существует вторичного рынка, то этим они не принесут обществу никакой пользы, т. е. общество ничего не выиграет от существования банков. Даже если у новых потенциальных заемщиков появятся новые возможности для инвестиций, то депозитные учреждения, уже исчерпавшие свои кредитные ресурсы, не будут достаточно ликвидны, чтобы предоставить новым заемщикам необходимые ссуды. В таком случае может произойти так называемое сжатие кредита (credit crunch)1, что будет чрезвычайно неблагоприятно для общества в целом.

vКонтроль со стороны коммерческих банков. Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Если отделения Государственного банка СССР контролировали всю финансовую деятельность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.

что спрос на кредиты как этих «потенциальных заемщиков», так и тех, кто

называют нехватку «прозрачных» потенциальных заемщиков. Нехватка ин-

потенциальных заемщиков. При этом экономия на процентных вы-

При использовании технологии долгового инвестирования в реальный сектор следует говорить не только о желаниях и возможностях кредитного сектора экономики (в большинстве случаев таковыми являются банки), но и с позиции потенциальных заемщиков (хозяйствующих субъектов).


Представляющих различные Представляют наибольший Представляют отчетность Представлены графически Представлены следующие Представлена несколькими Поступлении материальных Представления документов Представления материалов Представления статистической Представление финансовой Представление руководству Представлению начальника вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика