|
Потенциала сотрудников
щие задачи: анализирует состояние и эффективность гос. службы в органах гос. власти; координирует разработку проектов нормативных актов по вопросам организации гос. службы; организует совместно с соответствующими гос. органами работу по формированию конкурсных комиссий, проведению аттестаций и гос. квалификационных экзаменов; информирует граждан о проведении конкурсов на замещение вакантных гос. должностей гос. службы; координирует методическую работу органов по вопросам гос. службы и кадровых служб гос. органов; разрабатывает предложения по формированию Реестра гос. должностей в РФ и внесению в него изменений; ведет федеральный реестр гос. служащих; осуществляет методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации гос. служащих; формирует резерв на выдвижение на вышестоящие гос. должности гос. службы. СОВЕТ ПО КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ — консультативный орган Президента РФ по вопросам разработки и обеспечения реализации кадровой политики в системе исполнительной власти РФ. Основные задачи Совета: координация функционирования системы гос. службы и кадровой политики в федеральных органах исполнительной власти РФ; анализ состояния и эффективности использования интеллектуального, управленческого и предпринимательского потенциала страны; разработка предложений по стратегии формирования кадрового потенциала российской государственности и повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, включая использование международной помощи в сфере работы с кадрами; определение механизмов координации деятельности органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней в сфере работы с кадрами; подготовка предложений по подбору и расстановке кадров на ведущие должности в системе исполнительной власти; подготовка предложений по основным направлениям формирования единой системы нормативно-правового обеспечения работы с кадрами в органах исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней; анализ характера взаимодействия федеральных, региональных и местных органов управления в процессе реализации кадровой политики, подготовки предложений по повышению эффективности этого взаимодействия.
Основными целями государства при вовлечении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности являются повышение уровня и качества жизни населения на основе развития производства конкурентоспособной отечественной продукции (работ, услуг) с высокими техническими и потребительскими характеристиками, прогрессивные структурные преобразования в области материального производства, повышение экспортного потенциала российской экономики, создание новых рабочих мест, расширение на этой основе налогооблагаемой базы, обеспечение оборонной, технологической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации.
Основными целями государства при вовлечении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности являются повышение уровня и качества жизни населения на основе развития производства конкурентоспособной отечественной продукции (работ, услуг) с высокими техническими и потребительскими характеристиками, прогрессивные структурные преобразования в области материального производства, повышение экспортного потенциала российской экономики, создание новых рабочих мест, расширение на этой основе налогооблагаемой базы, обеспечение оборонной, технологической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации.
В целях привлечения иностранного капитала, развития экспортного потенциала Российской Федерации на ее территории создаются свободные экономические зоны (СЭЗ). В СЭЗ устанавливается льготный по сравнению с общим режим финансово-хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории Российской Федерации законодательством, в СЭЗ могут предоставляться дополнительные льготы по регистрации предприятий, налогообложению, таможенному режиму, порядку въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовому.
В целях привлечения иностранного капитала, развития экспортного потенциала Российской Федерации на ее территории создаются свободные экономические зоны (СЭЗ), в которых устанавливается льготный по сравнению с общим режим финансово-хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории Российской Федерации законодательством, СЭЗ могут предоставляться дополнительные льготы по регистрации предприятий, налогообложению, таможенному режиму, порядку въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.
Наиболее тревожным симптомом, проявившимся, в промышленности в конце 1997 г., следует считать нарастание инфляционных ожиданий предприятий, С сентября опросы Института экономических проблем переходного периода фиксируют уменьшение доли производств со стабильными ценовыми прогнозами с 84% до 75%, а с инфляционными — с 10% до 17%.121 Ценовая устойчивость российского потребительского рынка пока обеспечивается в большей степени за счет импорта и стабильного обменного курса рубля. Зав .лабораторией ИНП РАН Андрей Белоусов также отмечает: «Подавление инфляции в 1995 - 1996 гг. не устранило инфляционного потенциала российской экономики, который в 1996 г. составлял около 4% ежемесячного прироста цен, т.е. более чем вдвое превышал фактический уровень инфляции. В этих условиях переход к низким темпам роста цен обострил ряд общеэкономических проблем, в частности финансовых дефицитов товаропроизводителей».122
Большое значение для создания условий, обеспечивающих сохранение научно-технического потенциала Российской Федерации, имел Указ Президента «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г. №426, которым одобрено создание Российского фонда фундаментальных исследований как самоуправляемой государственной организации, основная цель которой — поддержка инициативных научных проектов. Данный указ предусматривает бюджетное финансирование Фонда в размере 3% ассигнований, предусматриваемых на финансирование науки по бюджету Российской Федерации. Этим же Указом Президента был создан Российский фонд технологического развития, который формируется за счет перечисления министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями и ассоциациями 25% средств специальных фондов финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции, образуемых за счет отчислений предприятиями средств в размере 1,5% себестоимости товарной продукции (работ, услуг).
Указ Президента «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» обязал Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур обеспечить контроль за процессом реорганизации государственных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, технологических организаций, высших учебных заведений и других учреждений науки в целях недопустимости выделения из их состава опытных, опытно-экспериментальных и опытно-учебных производств, приводящего к разрушению технологического единства научной, опытно-производственной и учебной баз, что также направлено на сохранение научно-технического потенциала России.
Значительное влияние на развитие инновационного предпринимательства в России оказывает деятельность Российского фонда фундаментальных исследований, образованного согласно Указу Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации». Деятельность данного Фонда оказывается тем фактором, который создает благоприятные условия для наиболее одаренной части научных исследователей, работающих в фундаментальной науке, тем самым создавая барьер для научной эмиграции из России. Конкурсная система Российского фонда фундаментальных исследований обеспечивает выделение гарантов для наиболее перспективных научных исследований, определяя приоритеты научно-технического развития и ориентиры в инновационной сфере.
В соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г. № 426 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также объединения ежеквартально перечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды. В то же время федеральные министерства и иные органы исполнительной власти для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по которым они являются государственными заказчиками, могут на добровольной основе консолидировать в своих внебюджетных фондах часть средств вне-
Указ Президента «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г. № 426. В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры. Это взаимодействие предполагает выполнение следующих задач: достижение взаимосвязи целеполагания организации и отдельного сотрудника; обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей; обеспечение открытости процесса управления карьерой; устранение "карьерных тупиков", в которых практически нет возможностей для развития сотрудника; повышение качества процесса планирования карьеры; формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях; изучение карьерного потенциала сотрудников; обеспечение обоснованной оценки карьерного потен-
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА - вид обучения как сознательно проводимая любая деятельность для улучшения способностей персонала, требующихся для выполнения работы в настоящее время, или для развития потенциала сотрудников, необходимого для выполнения работы в будущем. Процесс обучения нацелен на достижение заранее определенных конечных результатов работы всеми, кто в нем участвует. Основной путь получения образования — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц — педагогов, мастеров, наставников и т.д.
расширение знаний менеджеров организации с целью эффективного использования потенциала сотрудников.
Бюджет определяется, исходя из годового объема вложений, который по мнению менеджера необходим для разработки новых и улучшения имеющихся товаров. Этот объем зависит от прибыли, оцениваемой на основе предыдущего опыта деятельности - целевого показателя роста; размера подразделения; степени риска и неопределенности; диверсификации; конкуренции; занимаемой доли рынка; вкусов покупателей; финансовых и физических ресурсов; наличия сырья; уровня производительности; безопасности и надежности; показателя прибыльности; эффективности; количества и потенциала сотрудников; временных ограничений; жизненного цикла товара; стабильности исследовательской программы; морального устаревания товаров и технологических аспектов.
Сотрудник Менеджер по персоналу Непосредственный руководитель (линейный менеджер) Первичная ориентация и выбор профессии Выбор организации и должности Ориентация в организации Оценка перспектив и проектирование роста Реализация роста Оценка при приеме на работу Определение на рабочее место Оценка труда и потенциала сотрудников Отбор в резерв Дополнительная подготовка Программы работы с резервом Продвижение Новый цикл планирования Оценка результатов труда Оценка мотивации Организация профессионального развития Предложения по стимулированию Предложения по росту
Предыдущий равдел учебника был посвящен методам управления персоналом, речь шла о тех процедурах и способах управления человеческими ресурсами, которыми сегодня владеют или практически могут быть «вооружены» профессиональные работники кадровых служб организаций. В значительной степени эти методы апробированы и доказали свою эффективность практикой деятельности наиболее успешных отечественных и зарубежных корпораций. Вместе с тем комплексный подход к решению проблем управления человеческими ресурсами организации представляется значительно шире, чем объем деятельности кадровых менеджеров или служб управления персоналом. По крайней мере свидетельством этого можно считать заметный рост и укрепление престижа практической социальной психологии и консультирования по организационному развитию в России и за рубежом. Опыт последних десяти лет (1990 - 2000 гг.) свидетельствует, что центральным моментом в ожиданиях клиента (или заказчика) является оказание консультантом помощи в поиске и максимальном включении человеческих ресурсов организации в целях ее успешного развития. В целом эти ожидания могут быть сведены, как минимум, к трем пунктам: 1) это потребность в оценке актуальных и перспективных возможностей организации (например, определение потенциала сотрудников); 2) создание вместе с сотрудниками организации программы реорганизации (например, выбор системы управления человеческими ресурсами); 3) консультационное сопровождение организации вплоть до приведения согласованных изменений к желаемому результату (например, через организацию внутрифирменной подготовки персонала).
1 Набор новых сотрудников 2 Оценка потенциала сотрудников 3 Оценка для обучения Цель — конкретизация образа желаемого сотрудника (без учета специфики деятельности) Анализ самой организации (история, период развития, традиции, философия-культура организации, условия ее осуществления, взаимосвязи, перспективы развития) Цель — уточнение целей оценки и перспектив использования получаемых в ходе ЦО результатов. Варианты целей в рамках оценки потенциала: 1) аттестация, 2) увольнение, 3) продвижение, ротация, 4) формирование гибкой структуры (рабочих групп) Цель — анализ целей обучения и способов подготовки, доступных организации цели обучения: 1) предметная, 2) профессиональное развитие, 3) личностный рост
1 Набор новых сотрудников 2 Оценка потенциала сотрудников ' 3 Оценка для обучения Конкретизация профессиональных задач, исполняемых сотрудником. Цель — формирование описания деятельности через перечисление основных задач, условий, формальных требований к кандидату Анализ деятельности с точки зрения определения: 1) индикаторов успешности осуществляемых видов деятельности 2) перспектив изменения условий деятельности 3) индикаторов успешности новых видов деятельности 4) социально-психологического «портрета» группы Анализ управленческой деятельности с учетом специфики организации, но с минимальным учетом специализации. Цель — формирование круга типичных задач (в соответствии с уровнем должности) Перевод описания деятельности в требования к кандидату. Цель — описание критериев оценки и формирование подходов к набору сотрудников (выделение ареалов и ключевых признаков для первичного отбора) Формирование целевых наборов критериев: 1) соответствие требованиям деятельности и «духу» организации 2) гибкость, адаптивность, способность к обучению 3) способность к обучению, управленческие и межличностные навыки 4) совместимость кандидатов, ролевая дифференциация, толерантность Цель — формирование профиля успешного руководителя конкретного уровня управления в данной организации Перечень и определения кри-, териев делаются максимально операциональными — удобными для работы самих участников программы оценки
1 Набор новых сотрудников 2 Оценка потенциала сотрудников 3 Оценка для обучения Ранжированные списки кандидатов Таблицы оценок по качествам Развернутые характеристики с рекомендациями по использованию и развитию потенциала каждого участника Отчет об участии в обучении Характеристики с рекомендациями по использованию
Большое внимание уделяется развитию профессионального и творческого потенциала сотрудников, формированию предпринимательской этики, поддержанию высокой ответственности за качество работы и судьбу корпорации в целом.
• оценку возможностей (потенциала) сотрудников и претендентов на рабочие места;
Представлении бухгалтерской Представлению правительства Посвящена настоящая Представлено несколько Предстоящем увольнении Предстоящих поступлений Предстоит рассмотреть Посвященных различным Постоянное отслеживание Потенциальные покупатели Потенциальные участники Потенциальных кандидатов Потенциальных покупателях вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|