|
Потребителя поскольку
— указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
—- указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
То, что сотрудники предприятия знают о намерениях покупателя, скорее всего, неверно. Действительным знанием обладает только он сам. Он редко приобретает то, что ему продают, и платит не за товар, а за удовлетворение, которое он принесет. Рассматриваемое изготовителями продукции свойство может оказаться малозначимым для потребителя. Покупателя не интересуют трудности-производителя. Единственное, о чем он думает — «что это принесет мне?» У каждого класса покупателей свои нужды, потребности, желания,
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА - способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Противоположную трудовой теории стоимости разработала, как известно, австрийская школа предельной полезности в последней трети XIX в. (см. вопрос 9). Эта школа дала объяснение стоимости (точнее — ценности) благ с позиции экономической психологии потребителя (покупателя) полезных вещей. Основные положения данной теории таковы.
договором предусмотрена доставка поставщиком продукции на склад потребителя (покупателя). При отсутствии соответствующего уведомления потребителя (покупателя) доказательством его отказа от получения доставленной согласно условиям договора продукции может служить отметка в товарно-транспортной накладной или составленный поставщиком акт;
ления. Своевременное поступление выручки на расчетный счет предприятия зависит от финансового состояния потребителя (покупателя), строгого соблюдения договорной и платежной дисциплины.
ОБРАЗ ТОВАРА - сложившееся у потребителя, покупателя конкретное представление о реально существующем или будущем товаре. Образ товара складывается на основе опыта его потребления, рекламы, отзывов о товаре других потребителей, иных информационных источников.
Если с помощью количественного исследования можно выяснить поведение потребителя/покупателя — «кто, что, когда, сколько и как частс»>>, то качественное исследование связано в большей степени с ответом на вопрос «почему?». Необходимо понять, какие мотивы и побудительные факторы воздействуют на покупателей при принятии решений о покупках и при вырабатывании стереотипов отношений к брэндам, торговым маркам, имиджу предприятий.
Первая и главная из этих особенностей — жестко детерминированный характер спроса при повышенных требованиях потребителей к качеству приобретаемой продукции и его так называемая «вторичность». Сырье, материалы, машины, узлы и агрегаты всегда приобретаются по строго целевому назначению и для изготовления совершенно определенных изделий (товаров, услуг). Отсюда обязательность столь же строго определенных технико-экономических характеристик продукции и особое внимание потребителя (покупателя) к ее качеству: во-первых, оно должно обеспечивать прежде всего требующийся уровень качества товаров, для изготовления которых предназначается соответствующий вид средств производства; во-вторых, приобретение многих их видов рассматривается как капиталовложение^ и их стоимость соответственно становится частью основного капитала со всеми вытекающими отсюда последствиями для финансового положения фирмы-покупателя.
Сейчас, как правило, подчеркивают направленность всех действий на потребителя. Все это важно, но это только частные задачи. Даже ориентация на заказчика, потребителя, покупателя еще не означает все. Много в рознице и маленьких «семейных» магазинчиков. Заведения мелких розничных торговцев играют важную роль в силу нескольких причин. 1. В них часто появляются новые формы розничной торговли, которые позднее перенимают и крупные магазины. 2. Они более удобны для потребителя, поскольку встречаются практически везде. 3. Нередко они отличаются большей степенью приспособляемости и предоставляют потребителю более индивидуализированные услуги. 4. Они дают покупателям возможность почувствовать себя хозяевами положения.
В США насчитываются миллионы розничных торговых точек самых разных размеров и форм. Более того, постоянно возникают новые формы розничной торговли, вбирающие в себя определенные черты старых форм, например современный магазин сети «К-Март» сочетает в себе черты универсама и магазина сниженных цен. Поскольку разным потребителям нравятся разные формы торговли, возможно одновременное существование и преуспевание предприятий с разными уровнями услуг для потребителей. На рис. 71 представлено четыре уровня обслуживания и указаны торговые заведения, обычно практикующие эти уровни.
В нефтеперерабатывающей промышленности на уровень производительности труда отрицательно влияют ввод новых трудоемких процессов, ухудшение состава сырья, увеличение в структуре производства доли масляного и нефтехимического производства. Как показали расчеты, ввод большинства вторичных процессов приводил к снижению производительности труда в связи с высокой трудоемкостью этих процессов, с медленным их освоением, а также недостатками методики построения цен, в которых не учитывались качество продукции и эффект у потребителя, поскольку большинство вторичных процессов связано либо с повышением качества продукции, либо с производством новой прогрессивной продукции (полиэтилен, полипропилен и др.).
Полноценный спрос. Характеризует наиболее благоприятное соотношение между спросом и предложением продукции как для производителя, так и для потребителя, поскольку возникающий спрос полностью удовлетворяется. Именно для этой разновидности спроса между производителями продукции и реализующими ее субъектами рыночных отношений может осуществляться определенная взаимосвязь: одновременная поставка товара в торговую сеть и получение материальных ресурсов производственным предприятием по форме «как раз вовремя» или «поставка с колес». В этом случае нет необходимости создавать сырьевые и товарные запасы, поскольку все получаемые ресурсы сразу идут в производство, а готовая продукция - в торговую сеть. Преимущества такого режима работы очевидны, но было бы ошибочно полагать, что спрос подобного вида складывается случайно. Он, как и другие виды спроса, требует изучения и управления.
Все подобные мероприятия означают дополнительную работу, стоят больших денег и сильно раздувают аппарат управления. Что же это дает в итоге? Любая информация, которая не достигает своего потребителя, поскольку ее экономическое содержание слишком детально, лишняя. Главное заключается не в том, чтобы построить как можно более красивые с точки зрения их разработчика информационные системы, а в том, чтобы сориентировать их на потребителя и предложить менеджерам показатели, которые им нужны и с которыми они могут работать. Как правило, менеджерам нельзя выдавать материалы большого объема, которые для них как книги за семью печатями. Метод функционально-стоимостного анализа направлен на то, чтобы не закладывать в стоимость конструкции больше того, что полезного хочет получить от этой конструкции клиент. Это справедливо не только для изделий, но и для информационных систем контроллера.
Особое значение имеет информационное обеспечение. Это связано с тем, что качество и потребительские свойства ценных бумаг очень важно проверить до момента покупки (и убедиться в том, что цена товара соответствует его ценности для потребителя). Поскольку проверка инвесторами потребительских качеств такого товара до момента покупки крайне затруднена, очевидно, что возможности злоупотреблений на рынке ценных бумаг существенно выше, чем на других рынках. Отсюда необходимость особого регулирования отношений на этом рынке, как представляющем повышенную опасность нарушения законных интересов инвесторов — физических и юридических лиц. Основой такого регулирования может быть информационное обеспечений.
Тесные отношения продавца и потребителя. Поскольку число покупателей на рынке предприятий ограниченно, их значение и влияние на поставщика возрастают, между потребителями и производителями устанавливаются тесные отношения. Поставщикам часто приходится вносить изменения в выпускаемую продукцию, приспосабливая ее к специфическим нуждам предприятия-покупателя, согласовывать технические условия производства и процедуру доставки товара. Поставщику необходимо посещать специальные семинары, устраиваемые покупателями, для ознакомления с их требованиями относительно качества продукции и условий поставок, так как нередко обсуждение выходит за границы темы и превращается в «курсы повышения квалификации» вероятных партнеров. К примеру, компания Honda организовала для своих поставщиков специальные курсы, направленные на улучшение их деятельности. Одной из первых их закончила корпорация Donnelly Corp., поставляющая американскому филиалу Honda зеркала для автомобилей. Honda надеется, что Donnelly за год сократит расходы на 2 % и сэкономленные средства будут поделены между партнерами. Такого рода сотрудничество не похоже на реализацию обыкновенного контракта на поставку, оно свидетельствует о наличии взаимных обязательств двух корпораций.
Подобный анализ ни в коем случае нельзя ограничивать изучением влияния долговечности и надежности машин на показатели, например, только предприятия-изготовителя или только предприятия-потребителя. Поскольку качество продукции является тем универсальным показателем, который оказывает самое многостороннее и разнообразное влияние на процессы расширенного воспроизводства, на соотношения между производством и потреблением и на многие другие пропорции в народном хозяйстве, то и анализ эффективности повышения долговечности и надежности неизбежно должен быть многосторонним. Забвение этого требования может не только привести к неправильным расчетам эффективности всех относящихся сюда мероприятий, но также, что много хуже, быть причиной отказа от совершенствования качества продукции, как это иногда еще бывает в нашей заводской практике.
бителей. Такой мерой является излишек потребителя, поскольку его изменения позволяют оценить последствия для благосостояния изменений цен, вызванных различными действиями правительства, например такими, как введение налогов, таможенных тарифов или иных торговых барьеров.
Напомним, что излишек потребителя есть чистый выигрыш в благосостоянии потребителя в результате приобретения какого-либо блага, то есть разница между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель, и тем, что ему приходится платить в действительности. Теперь мы можем уточнить, что это относится к потребительскому излишку при обычном (маршаллианском) спросе, поскольку измеряется как площадь между кривой обычного спроса и уровнем рыночной цены данного блага. Соответственно излишек потребителя при компенсированном спросе геометрически есть область между кривой компенсированного спроса и ценой, заплаченной за данное благо (на рисунке она заштрихована горизонтальными линиями, а различие между излишками потребителя при компенсированном и обычном спросе дополнительно заштриховано косыми линиями) (рис. 7. 12). Х2
мально близком к языку потребителя, поскольку в против-
Потенциальным покупателям Потенциальным участникам Потенциальной опасности Потенциальное воздействие Потенциального поставщика Потенциальному инвестору Потенциально возможные Потенциально возможного Потенциала коммерческой Потенциала работника Постоянного аннуитета Потенциал экономической Потенциал работника вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|