|
Потребления потребление
Вся промышленность СССР по экономическому назначению производимой продукции делится на две большие группы: тяжелая промышленность — производство средств производства и легкая промышленность — производство предметов потребления. Поскольку на практике в большинстве случаев отрасли промышленности и отдельные предприятия производят одновременно продукцию как одного, так и другого назначения, то относят их к первой или второй группе по признаку преобладающей продукции. Например, некоторые продукты, производимые нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностью, идут в индивидуальное потребление населения. Но поскольку подавляющая часть продукции этой отрасли используется для производственного потребления, то она относится к тяжелой промышленности. Такие отрасли, как текстильная, швейная, кожевен-но-меховая, обувная и другие отрасли промышленности, в основном производящие предметы потребления, относятся к легкой промышленности, хотя некотцрая часть их продукции идет в производственное потребление.
По признаку воздействия на предмет труда промышленность делится на добывающую и обрабатывающую, а по экономическому назначению производимой продукции — на тяжелую (производство средств производства) и легкую (производство предметов потребления). Поскольку предприятия тяжелой промышленности зачастую производят также продукцию для потребления населением, то вся продукция промышленности независимо от того, где она произведена, делится на две группы: группу А (средства производства) и группу Б (предметы потребления) .
Некоторые авторы утверждают, что методически неверно считать всю прибыль, получаемую от мероприятия, средством, для новых инвестиций и предлагают делить ее на накопляемую и потребляемую части. Это не вызывало бы возражений, если бы можно было количественно измерить величину прибыли, используемую на нужды потребления. Поскольку это невозможно, такая градация приведет лишь к занижению величины эффекта путем исключения из общей массы прибыли части, идущей на потребительские нужды. Кроме того, принятая методическая условность, а именно, что вся прибыль идет для новых капитальных вложений, не нарушает установленного порядка распределения прибыли, а служит лишь средством для количественного определения эффекта.
Если бы издержки были связаны только с количеством запаса, то оптимальное управление в нашей модели с детерминированным спросом состояло бы в поддержании уровня Z*, в создании постоянного потока продукта на склад с интенсивностью Я, т. е. с интенсивностью потребления. Поскольку очень часто принимают Z* — 0, это означало бы попросту ликвидацию склада. В действительности такой мере препятствует наличие издержек на организацию и доставку заказа. В наиболее простом случае функция издер-
Если бы издержки были связаны только с количеством запаса, то оптимальное управление в нашей модели с детерминированным спросом состояло бы в поддержании уровня Z*, в создании постоянного потока продукта на склад с интенсивностью X, т. е. с интенсивностью потребления. Поскольку очень часто принимают Z* = О, то это попросту означает ликвидацию склада. В действительности такой мере препятствует наличие издержек на организацию и доставку заказа. В наиболее простом случае функция издержек c(d), где d — количество заказанной продукции, имеет вид
Роль чистого дохода при анализе причинно-следственных зависимостей определяется психологическим влиянием величины V на размеры текущего потребления, поскольку предполагается, что рядовой потребитель, подсчитывая свой доход и решая, сколько истратить из этого дохода на текущее потребление, имеет в виду именно чистый доход. Конечно, величина дохода не единственный фактор, обусловливающий его решение относительно текущих расходов. Многое зависит, например, от того, как велики непредвиденные доходы или непредвиденные потери, проводимые по счету капитала. Но есть разница между добавочными издержками и непредвиденными потерями. Изменения первых обычно влияют и на предпринимателя совершенно так же, как изменения в его валовой прибыли. Именно превышение выручки от текущих продаж над суммой первичных издержек производства и добавочных издержек влияет на решения предпринимателя о расходах на потребление; размеры непредвиденных потерь (или дополнительных доходов) при этом, конечно, тоже принимаются в расчет, но они значительно уступают первому из перечисленных факторов по силе своего воздействия. Непредвиденные потери отнюдь не оказывают того же влияния, что равные им по величине добавочные издержки.
Но рост (или падение) уровня инвестиций должен будет повлечь за собой рост (или падение) уровня потребления, поскольку поведение публики, вообще говоря, таково, что она готова расширить (или сузить) разрыв между своим доходом и потреблением только в том случае, если ее доход возрастает (или уменьшается) .
В отношении промышленности расхождение с чистой продукцией должно быть больше, ибо материальные издержки играли здесь большую роль. Но горючее ископаемое, как указано выше, автором не учтено, а древесное топливо каждое предприятие имело свое: лес был кругом. Дрова же, вошедшие в подсчет Германа, по-видимому, представляют лишь товарную продукцию, т. е. топливо, предназначавшееся главным образом для городских жителей и учреждений. Оборудование в промышленности также было очень примитивно, и расходы на его амортизацию и ремонт невелики по сравнению со стоимостью рабочей силы. Неучет издержек на ремонт и износ зданий с избытком перекрывается тем, что Герман не учитывал продукции строительства. Повторный счет сырья также не мог играть большой роли, так как в исчисление Германа входили в основном конечные продукты потребления. Поскольку оценка производилась Германом в рыночных ценах, уже включающих в себя расходы торговли и транспорта, то продукция этих отраслей народного хозяйства тем самым также оказалась в основной своей части включенной в подсчет народного дохода.
Роль чистого дохода при анализе причинно-следственных зависимостей определяется психологическим влиянием величины V на размеры текущего потребления, поскольку предполагается, что рядовой потребитель, подсчитывая свой доход и решая, сколько истратить из этого дохода на текущее потребление, имеет в виду именно чистый доход. Конечно, величина дохода не единственный фактор, обусловливающий его решение относительно текущих расходов. Многое зависит, например, от того, как велики непредвиденные доходы или непредвиденные потери, проводимые по счету капитала. Но есть разница между добавочными издержками и непредвиденными потерями. Изменения первых обычно влияют и на предпринимателя совершенно так же, как изменения в его валовой прибыли. Именно превышение выручки от текущих продаж над суммой первичных издержек производства и добавочных издержек влияет на решения предпринимателя о расходах на потребление; размеры непредвиденных потерь (или дополнительных доходов) при этом, конечно, тоже принимаются в расчет, но они значительно уступают первому из перечисленных факторов по силе своего воздействия. Непредвиденные потери отнюдь не оказывают того же влияния, что равные им по величине добавочные издержки.
Но рост (или падение) уровня инвестиций должен будет повлечь за собой рост (или падение) уровня потребления, поскольку поведение публики, вообще говоря, таково, что она готова расширить (или сузить) разрыв между своим доходом и потреблением только в том случае, если ее доход возрастает (или уменьшается).
доходов для обеспечения основы будущего потребления, поскольку никогда нет полной Согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга-достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления. Потребление большого количества жевательной резинки или владение более обширным гардеробом что-то значит только в том случае, если ведет в конечном итоге к более полной потребительской удовлетворенности.
Остановимся на процессе потребления. Потребление как таковое рассматривается только на макроуровне (на уровне государства). На микроуровне (уровне хозяйственной единицы, моделируемом бухгалтерской информационной системой) объектом исследования выступает частичное потребление в непроизводственной социальной сфере, принадлежащей экономическому субъекту (детские дошкольные учреждения, клубы, общежития, профилактории и т. п.) — (4.1).
•J.'yii ..!.. i: )]{)( I . \. iiii,i Кейнсианская теория потребления, которая, как мы увидим, является ключевым элементом традиционной модели совокупных расходов, утверждает, что реальные потребительские расходы домашних хозяйств состоят из двух частей. Одна известна под названием: потребление, производное от дохода (income -induced consumption), или сумма потребительских расходов, зависящая от размера располагаемого дохода. Другим видом является автономное потребление (autonomous consumption), или сумма потребительских расходов домашних хозяйств, не зависящая от размера располагаемого дохода, который они получают.
Уравнение (19-6) показывает, что потребление равняется сумме фиксированной величины и величины, которая зависит от размера располагаемого дохода. Эту функцию можно графически представить в виде прямой, отсекающей на оси ординат отрезок CQ, с угловым коэффициентом Ь. Пример такой функции показан на рис. 19-2. В общем даже если бы величина ул была равна нулю, то эта функция потребления показывала бы, что все равно объем потребления будет равен CQ. Конечно, этот объем потребления имеет место независимо от уровня располагаемого дохода. Следовательно, С0 является величиной реального автономного потребления. Величина потребления by. представляет собой сумму, которая растет вместе с увеличением располагаемого дохода, т. е. является потреблением, производным от дохода.
Функция потребления. Уравнение функции потребления с= са + byd состоит из двух компонентов. Автоном-= с + by ное потребление (т. е. показатель по-
требления, которое будет иметь место, даже при отсутствии у домашних хозяйств располагаемого дохода) равно с„. Это отрезок, отсекаемый на оси ординат графиком функции потребления. Потребление, производное от дохода, т. е. объем потребления, зависимый от размера располагаемого дохода, принимает значение Ьу^ Угловой коэффициент уравнения функции потребления, равный Ь, является --- предельной склонностью к потребле-yd нию.
Остановимся на процессе потребления. Потребление как таковое рассматривается только на макроуровне (на уровне государства). На микроуровне (уровне хозяйственной единицы, моделируемом бухгалтерской информационной системой) объектом исследования выступает частичное потребление в непроизводственной социальной сфере, принадлежащей экономическому субъекту (детские дошкольные учреждения, клубы, общежития, профилактории и т. п.) — (4.1).
1. Снижение потребления. Потребление видеомагнитофонов в США уменьшится с ^до с, так как увеличение цены приведет к движению вверх вдоль кривой спроса. Тарифы вынудят потребителей покупать меньше видеомагнитофонов; они переведут часть их расходов на менее желательные товары-заменители. Американские потребители явно пострадают от введения тарифов, так как они платят на Р,Р. больше за каждую из с единиц, которые они покупают по цене Р,.
1. Характеристика потребления. Потребление и уровень жизни. Функция потребления. График потребления и его обоснование.
доходят до потребления. Потребление выступает как сфера, в которой
1. Характеристика потребления. Потребление и уровень жизни. Функция потребления. График потребления и его обоснование.
Потребительских предпочтений Потребительских требований Потребительским свойствам Потребительское поведение Потребительского кооператива Потребительскую стоимость Потребитель поставщик Потребитель заинтересован Потребителями нефтепродуктов Потребителям непосредственно Потребителя относительно Постоянного обновления Потребителей формирование вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|