|
Потребности удовлетворение
2. В какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности, направленной на достижение целей организации?
момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей: «Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека» .
1 — себестоимость постоянна (искусственный заменитель полезного ископаемого); 2 — «замыкающая» себестоимость увеличивается (вновь вводимые месторождения менее рентабельны); 3 — среднеотраслевая себестоимость для случая 2. При объеме производства дг, среднеотраслевая себестоимость полезного ископаемого ниже, чем заменителя. На самом же деле замыкающие потребности удовлетворяются товаром, полученным по более высокой себестоимости (пересечение абсциссы .г, с кривой 2).
Первый тип задач, называемых транспортными, позволяет определить оптимальную схему поставки ^нефтепродуктов потребителю, а также районы, в которых потребности удовлетворяются не полностью.
Являясь приверженцем прагматического подхода и сторонником теории «удовлетворения коллективных потребностей», Озеров писал: «Одни потребности удовлетворяются сами единоличными усилиями, другие — совместно с другими лицами, для чего история выработала союзы людей (государство, община и т.д.). Многие потребности индивидуального характера переходят в настоящее время в разряд потребностей, удовлетворяемых коллективным путем... коллективные потребности в настоящее время требуют громадных средств»2.
Само происхождение понятия «бюджет» не обусловлено объективной необходимостью исходя из законов воспроизводства, как, например, финансы или налоги. Тем более оно не предопределяет непосредственным образом полноту удовлетворения общественных потребностей. Бюджет имеет только опосредованное (через налоги и государственные займы) отношение к формированию воспроизводственных пропорций как субстанция, переносящая налоговые поступления,'суммы займов и тому подобное в общенациональное пользование. Эти пропорции общенациональных финансовых ресурсов, учитываемых в бюджетном плане, формируют налоги, займы и другие источники средств, создаваемые в производстве. Понятие «бюджет» в переводе с английского означает мешок. Оно появилось в связи с тем, что при докладе главе государства министр финансов, подавая документ о своде доходов и расходов государства, открывал портфель. Эта процедура стала называться открытием бюджета. Без доходных источников нет и бюджета, тогда как потребности в самих этих источниках всегда существуют. Эти потребности удовлетворяются через налоги, а при их недостаточности — через займы.
Мотивирующие факторы рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, обобщенно которую можно назвать группой потребностей в росте. К этой группе относятся такие потребности или факторы, как достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста. Если данные потребности удовлетворяются, то и человек испытывает удовлетворение. А так как они могут приводить к удовлетворению, то они играют мотивирующую роль.
ских товаров): — географические (климат, рельеф); — демографические; — экономические (зависимость спроса от цены); — имущественные (уровень доходов слоев населения); социальные; — культурные; — психографические, национальные; половозрастные и др. Критерии сегментации товаров производственного назначения: — производственно-экономические (состояние отраслей и предприятий, потребляющих данные товары, технологические процессы, размер компании потребителя; экономический регион, к которому относится потребитель и др.); — специфика организации закупки (скорость, условия поставки, размер оплаты, метод расчетов); — личностные характеристики лиц, от которых зависит предоставление заказа на покупку. Следует отличать понятия «сегментация», «целевой рынок» (включает несколько сегментов), «рыночное окно» (сегменты рынка, которыми пренебрегли производители данной продукции — но не дефицит: потребности удовлетворяются в результате использования других товаров), «рыночная ниша» (сегмент, для которого наиболее оптимальными и подходящими являются товары данной фирмы и ее возможности поставки). Маркетологи нередко говорят, что правильное выделение рыночного сегмента — половина коммерческого успеха; часто упоминается модификация известного принципа Парето: 20% сегментов данного рынка обеспечивают, как правило, 80% доходов и прибылей фирмы. Точных правил сегментации не существует. Каждая фирма в зависимости от товара и иных обстоятельств вырабатывает собственную стратегию. СЕКТОР РЫНКА - совокупность потребителей, на вкусы и потребности которых та или иная фирма ориентирует выпускаемый товар, услугу. СЕРВИТУТ — право владельца определенного участка земли использовать земельную собственность, принадлежащую другому лицу, с особой целью, не противоречащей праву собственности на эту землю у владельца.
Школа человеческих отношений ориентирована на менеджмент как систему социально-психологических факторов. Основоположники этой школы Ф. Тэйлор и Элтон Мейо (1880-1949), Абрахам Маслоу (1908-1970), Фредерик Херцберг, Дуглас Макгрегор (1906-1964), П. М. Керженцев (1881-1940), Д. Карнеги (1888-1945). В 1880 г. Ф. Тейлор начал свои систематические исследования менеджмента. Он сформулировал следующие первоначальные допущения: человек — это «рациональное животное», озабоченное максимизацией своих экономических доходов; люди реагируют на экономические ситуации индивидуально; люди, как и машины, могут подвергаться стандартизированной моде. Э. Мейо отказался от принципов Тейлора, он считал, что организация обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента — развивать неформальную структуру управления с целью воздействия на результаты деятельности. А. Маслоу сформулировал иерархию потребностей человека и расположил их в виде пирамиды из пяти уровней. В простейшем случае потребности удовлетворяются последовательно, и это выступает мотивацией человека. Развивая идеи Маслоу, Ф. Херцберг ввел двухмерную модель мотивирующих факторов (гигиенические и мотивирующие), каждая из координат которой подразделяется на ступени.
1. Потребности удовлетворяются в порядке их приоритетности: от основания пирамиды к ее вершине, иногда с пропуском той или иной ступени, но всегда по ранжиру, т.е. (?0 -> L6).
В составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства. Так, регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, содержание и развитие непроизводственной сферы, защита окружающей среды и другие, подобные им общественные потребности удовлетворяются с помощью государственных финансов. Их функционирование позволяет сформировать в распоряжении государства бюджетные и внебюджетные фонды, призванные удовлетворять различные общегосударственные потребности. По мере того, как насыщаются потребности населения в автомобилях и жилищах, на первый план выходят потребности, удовлетворение которых не требует крупных инвестиций (потребности главным образом в услугах): потребность в медицинском обслуживании, досуге и образовании, посещении ресторанов, кафе и т.п. В счмой богатой стране мира - США на долю данной товарной
По мере того, как насыщаются потребности населения в автомобилях и жилищах, на первый план выходят потребности, удовлетворение которых не требует крупных инвестиций (потребности главным образом в услугах): потребность в медицинском обслуживании, досуге и образовании, посещении ресторанов, кафе и т.п. В счмой богатой стране мира - США на долю данной товарной
А Удовлетворение потребности, %
Реальную практическую помощь в решении данной проблемы и призвана выполнить концепция маркетинга. Использование ее основных положений и принципов привносит в производственную и хозяйственную деятельность предприятий кардинально новые аспекты, ориентирует изготовителей на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых становится основной целью изготовителя.
Полезность (utility) — способность товара или услуги удовлетворять потребности; удовлетворение или удовольствие, получаемое потребителем от потребления товара или услуги (или от потребления набора товаров и услуг).
ворения. Есть потребности, удовлетворение которых не представляется
ПОЛЕЗНОСТЬ (utility)— способность товара или услуги удовлетворять потребности; удовлетворение или удовольствие, получаемое потребителем от потребления товара или услуги (или от потребления набора товаров и услуг).
ПОЛЕЗНОСТЬ (utility) — способность товара или услуги удовлетворять потребности; удовлетворение или удовольствие, получаемое потребителем от потребления товара или услуги (или от потребления набора товаров и услуг).
На практике реальная И.п. корректируется различной степенью их удовлетворения: менее важные потребности, удовлетворение которых дальше от точки насыщения спроса, могут стать в определенных условиях более настоятельными. Иногда же потребности более высокого уровня приобретают приоритет перед более элементарными потребностями.
Блок 2. Изучение характера и объема новых потребностей рынка. В сфере потребления в соответствии с экономическим законом возвышения потребностей, наряду с имеющимися, зарождаются новые потребности, удовлетворение которых потребует продукции более высокого качества, более высокого уровня. На этой основе в механизме управления качеством появляется новая прямая связь, дающая начальный импульс для включения последующих звеньев механизма управления качеством. Вслед за восприятием первой прямой связи в блоке 2 происходит осмысление содержательной стороны новых потребностей, выясняется их психофизиологическая, бытовая или производственная природа. Осуществляется, насколько это возможно, определение действия закона развития потребности во времени, т. е. определяется динамика роста, угасания, объема и распределения потребности во времени и пространстве.
Потребляемой электроэнергии Потребления длительного Потребления накопления Потребления основного Потребления потребление Потребления различных Потребления соответственно Постоянно отслеживают Потребление материалов Потребление определяется Потребление производство Потреблении электроэнергии Потреблению электроэнергии вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|