Повышенной эффективности



И сегодня ученые, занимающиеся изучением поведенческих факторов, хорошо знают о Хоторнском эффекте и составляют свои программы таким образом, чтобы избежать его. Однако, все еще часты случаи, когда после окончания эксперимента ученые обнаруживают присутствие Хоторнского эффекта. Например, многие компании попадаются на том, что они необъективно проводят проверку рыночной реализации новой продукции перед запуском ее в производство. Необъективность состоит в том, что они прилагают больше усилий во время рыночных испытаний, чем в обычных условиях производства. В результате новый продукт, когда он попадает в серийное производство, может и не достигать уровня рыночной привлекательности, выявленной во время испытаний, потому что сбытовики больше не уделяют ему особого внимания. Аналогичным образом новая программа профессиональной подготовки, направленная на совершенствование должностных и личных взаимоотношений между руководителями и подчиненными, часто бывает успешной лишь в самом начале. Однако, по прошествии какого-то времени руководители могут возвращаться к своим прежним привычкам, потому что они больше не получают поддержки и не пользуются тем повышенным вниманием, которое они имели во время осуществления программы.

В течение 60-х — начале 70-х годов зарплата игроков в бейсбол была значительно ниже рыночной стоимости их предельных продуктов (определенных частично повышенным вниманием к их индивидуальному мастерству). Например, игроки, получившие в 1969 г. зарплату около 42 000 долл., могли бы получать 300 000 долл., будь рынок игроков идеально конкурентен.

Правительство США относится к этим двум типам пенсионных программ — внефондовым и сверхфондовым — с повышенным вниманием. Если программа не обеспечена фондами, правительство обеспокоено тем, что у компании может не хватить средств для выплаты пенсий, когда наступит срок платежей. Поэтому от таких компаний требуют постепенно восполнять этот дефицит. Если же программа обеспечена фондами с избытком, правительство озабочено тем, что компании используют пенсионные фонды как средство отсрочить налоги (пенсионные взносы вычитаются при определении налогооблагаемой прибыли). Следовательно, таким компаниям не разрешается делать дальнейшие взносы до тех пор, пока этот избыток не исчезнет.

Те, кто с повышенным вниманием следит за деятельностью ФРС, отмечают интересный факт: ФРС очень быстро меняла заданный объем заемных резервов. Например, в течение первых четырех лет использования ФРС метода таргетирования заемных резервов она корректировала объем этих резервов 21 раз на протяжении 44 месяцев. Следовательно, ФРС меняла заданный объем заемных резервов почти раз в два месяца, т. е. на каждом заседании FOMC. Одной очевидной причиной корректировок ФРС номинального объема заемных резервов, естественно, может служить постепенное их увеличение для учета темпов инфляции. Однако из упомянутой выше 21 корректировки 11 были снижениями и только 10 — повышениями уровня резервов. Действительно, для ФРС было нетипичным увеличение объема заемных резервов в одном месяце, его уменьшение один или два раза в последующие 2—3 месяца, а затем снова его увеличение.

вую очередь заинтересован в продвижении ценных бумаг на рынок. Этот вид маркетинга характеризуется повышенным вниманием к составлению проспекта эмиссии. Перед новым выпуском ценных бумаг необходимо провести всесторонний предварительный анализ. Подготовка к решению вопроса о выпуске ценных бумаг предполагает следующие действия:

Второй вид маркетинга — маркетинг, ориентированный на потребителя (маркетинг инвестора). Он характеризуется повышенным вниманием к инвестиционным ожиданиям потенциальных покупателей. Необходимо знать величину отложенного спроса, доходность вложений в учреждения банковской системы, проценты по вкладам, предлагаемые различными финансовыми компаниями. Успех этого вида маркетинга во многом зависит от владения рыночной информацией. Существует также смешанный вид маркетинга — маркетинг нацеленный одновременно и на продавца (эмитента) и на'покупателя (инвестора). Практически третий вид самый перспективный, так как одновременно учитывает и особенности спроса и специфику предложения, а значит, позволяет их сбалансировать уже на стадии маркетинговых исследований.

Чаще всего заинтересовавшийся продуктом потребитель начинает искать дополнительную информацию о товаре. Различают два уровня такого поиска. Умеренный поиск называют повышенным вниманием к товару. На этом уровне Линда становится более восприимчивой к информации, касающейся компьютеров. Она обращает внимание на рекламу компьютерной техники, на купленные ее друзьями компьютеры, прислушивается к разговорам коллег на эту тему.

Правительство США относится к этим двум типам пенсионных программ — внефондовым и сверхфондовым — с повышенным вниманием. Если программа не обеспечена фондами, правительство обеспокоено тем, что у компании может не хватить средств для выплаты пенсий, когда наступит срок платежей. Поэтому от таких компаний требуют постепенно восполнять этот дефицит. Если же программа обеспечена фондами с избытком, правительство озабочено тем, что компании используют пенсионные фонды как средство отсрочить налоги (пенсионные взносы вычитаются при определении налогооблагаемой прибыли). Следовательно, таким компаниям не разрешается делать дальнейшие взносы до тех пор, пока этот избыток не исчезнет.

Еще одним поводом для критики в течение многих лет было то, что индексы нельзя ни купить, ни продать и что теория не указывает трейдеру на то, какие именно акции следует покупать или продавать. Однако с введением фьючерсных контрактов на фондовые индексы, трейдер теперь в полном смысле слова может "покупать и продавать индексы", не связываясь с отдельными акциями. Очень может быть, что в связи с повышенным вниманием, которое сейчас уделяется индексам, значение теории Доу как средства прогнозирования в техническом анализе товарных фьючерсных рынков еще более возрастет.

В общем, Альберт был так возбужден, что я тут же отправился смотреть новый компьютер. Альберт работает в Организации — огромном фонде голодных, жаждущих применения денег. Когда Альберт только начинал здесь работать, он сидел в маленьком загончике, вычерчивая свои диаграммы, и особого внимания на него никто не обращал. Я понял, что ныне он стал пользоваться повышенным вниманием, когда увидел, что ему выделили уже целую комнату. Лидеры и Вожди, с достоинством сопящие на самой вершине Организации, на него по-прежнему не обращали внимания, но для трейдеров и аналитиков Генштаб Альберта стал популярным местом, куда они часто наведываются с кофе в руках

повышенным вниманием и «спросом» на результаты исследований как


деньги «повышенной эффективности», т.е. деньги, служащие основой для кредитной экспансии (денежная масса за пределами банковской системы плюс банковские резервы);

(27) Я не могу сказать, как указанная трудность обычно учитывается при анализе кривых предложения, поскольку те, кто этими кривыми пользуется, не оговаривают с достаточной четкостью свои предпосылки. Вероятно, они исходят из того, что труд, занятый в известной сфере, всегда вознаграждается в строгом соответствии с эффективностью его использования именно в этой сфере. Но это не соответствует действительности. Быть может, наиболее существенное соображение, позволяющее приписать оборудованию различия в эффективности используемого труда, заключается как раз в том факте, что возрастающие излишки, являющиеся результатом увеличения масштабов производства, на практике достаются главным образом владельцам оборудования, а не тем рабочим, труд которых оказывается более эффективным (хотя и они могут извлечь выгоду из более регулярной занятости и более быстрого продвижения по работе). Это означает, что люди, отличающиеся различной производительностью и работающие на одной и той же работе, редко оплачиваются строго пропорционально эффективности их труда. Если же имеет место повышенная оплата за более высокую эффективность, это учитывается моим методом, причем учитывается именно в той мере, в какой сравнительно большая оплата соответствует повышенной эффективности: ведь при исчислении количества занятых единиц труда отдельные рабочие учитываются пропорционально получаемому ими вознаграждению. Мои предпосылки могут породить, очевидно, интересные осложнения, когда приходится иметь дело с кривыми предложения отдельных товаров, поскольку форма этих кривых зависит от спроса на соответствующий труд и со стороны других отраслей. Не считаться с этими осложнениями было бы, как я уже отмечал, нереалистичным. Но у нас нет нужды рассматривать их, когда мы трактуем совокупную занятость, если мы при этом предполагаем, что каждый уровень эффективного спроса определенным образом однозначно связан с распределением спроса между различными продуктами. Данное предположение может, конечно, оказаться нарушенным в тех случаях, когда распределение спроса дополнительно зависит от конкретных причин, вызвавших изменения спроса. Например, рост эффективного спроса, порожденный увеличением склонности к потреблению, может сочетаться с функцией совокупного предложения, отличной от той, с какой сочеталось бы равное увеличение спроса, вызванное увеличившимся побуждением инвестировать. Все это, однако, относится к области более детального рассмотрения излагаемых здесь общих идей, которое никак не входит сейчас в мои задачи.

Однако усилия не увенчались успехом. Среднемесячный темп прироста денежной базы в первом полугодии 1993 года составил около 15%, (Поясню: денежная база, иначе называемая «деньгами повышенной эффективности», зто сумма выпущенных Центральным банком в оборот наличных денег и средств из хранящихся в ЦБ резервов коммерческих банков, определяющая общий прирост денежной массы в стране в определенный период). Справедливости ради отмечу: это было почти в два раза ниже среднемесячных темпов прироста соответствующего показателя во втором полугодии 1992 года. Но тем не менее — вызвало резкий скачок инфляции во втором полугодии 1993 года — до 22,4% в июле, 25,8% в августе и 23,1% — в сентябре. Среднемесячные темпы роста потребительских цен были стабильно высокими на протяжении почти всего 1993 года. Это означает, что годовая инфляция в 1993 году примерно сохранялась на уровне 1992 года, если не принимать во внимание ее «шоковый» скачок сразу после ценовой либерализации: темп инфляции с февраля 1992 года по январь 1993 года включительно составил 860%, а за весь 1993 год— 840%. То есть, по, существу, никакого улучшения ситуации несмотря на усилия правительства, не наблюдалось. Конца инфляции не было видно; люди приходили в магазины, которые хотя и начали наполняться товарами, но отпугивали чуть ли не ежедневно менявшимися ценниками. Получая зарплату, все мы стремились как можно скорее избавиться от денег, пока они не «растаяли», а у кого хоть что-то оставалось в кошельке, меняли поскорее рубли на более устойчивую валюту, в основном на американские доллары.

этими кривыми пользуется, не оговаривают с достаточной четкостью свои предпосылки. Вероятно, они исходят из того, что труд, занятый в известной сфере, всегда вознаграждается в строгом соответствии с эффективностью его использования именно в этой сфере. Но это не соответствует действительности. Быть может, наиболее существенное соображение, позволяющее приписать оборудованию различия в эффективности используемого труда, заключается как раз в том факте, что возрастающие излишки, являющиеся результатом увеличения масштабов производства, на практике достаются главным образом владельцам оборудования, а не тем рабочим, труд которых оказывается более эффективным (хотя и они могут извлечь выгоду из более регулярной занятости и более быстрого продвижения по работе). Это означает, что люди, отличающиеся различной производительностью и работающие на одной и той же работе, редко оплачиваются строго пропорционально эффективности их труда. Если же имеет место повышенная оплата за более высокую эффективность, это учитывается моим методом, причем учитывается именно в той мере, в какой сравнительно большая оплата соответствует повышенной эффективности: ведь при исчислении количества занятых единиц труда отдельные рабочие учитываются пропорционально получаемому ими вознаграждению. Мои предпосылки могут породить, очевидно, интересные осложнения, когда приходится иметь дело с кривыми предложения отдельных товаров, поскольку форма этих кривых зависит от спроса на соответствующий труд и со стороны других отраслей. Не считаться с этими осложнениями было бы, как я уже отмечал, нереалистичным. Но у нас нет нужды рассматривать их, когда мы трактуем совокупную занятость, если мы при этом предполагаем, что каждый уровень эффективного спроса определенным образом однозначно связан с распределением спроса между различными продуктами. Данное предположение может, конечно, оказаться нарушенным в тех случаях, когда распределение спроса дополнительно зависит от конкретных причин, вызвавших изменения спроса. Например, рост эффективного спроса, порожденный увеличением склонности к потреблению, может сочетаться с функцией совокупного предложения, отличной от той, с какой сочеталось бы равное увеличение спроса, вызванное увеличившимся побуждением инвестировать. Все это, однако, относится к области более детального рассмотрения излагаемых здесь общих идей, которое никак не входит сейчас в мои задачи.

Деньги повышенной эффективности

Отношение денежной массы к денежной базе (сумме денег повышенной эффективности) — денежный мультипликатор

Это соотношение показано на рис. Д. 1 (заимствованном из книги: Фишер С. и др. Экономика. М., 1993). Другое название Д.б. — деньги повышенной эффективности.

где с — отношение наличность / депозиты; г — норма обязательных банковских резервов (см. Резервные требования). Существует и другое определение — показатель Д.м. рассматривается в динамике как величина прироста денежной массы в результате прироста денежной базы (массы денег повышенной эффективности) на 1 единицу. Его увеличение может способствовать инфляции (вследствие изменения нормы обязательных резервов, увеличения скорости обращения денег и др.), даже если Центральный банк жестко контролирует денежную базу.

ДЕНЬГИ [money] — всеобщее средство платежа, одна из форм накопления богатства домохозяйств, фирм и государства (наряду, напр., с реальными активами). См. также Банки, Денежная база, Денежная масса, Денежная политика, Денежная экспансия, Денежная эмиссия, Денежное равновесие, Денежный мультипликатор, Денежный поток, Денежный рынок, Деньги повышенной эффективности, Количественная теория денег, Номинальная денежная единица, Поток реальных денег, Предложение денег, Скорость обращения денег, Спрос на деньги, Финансовые рынки.

ДЕНЬГИ ПОВЫШЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ [high-powered money] — см. Денежная база.

Деньги повышенной эффективности 74, 76


Повышается эффективность Повышается стоимость Повышающий коэффициент Повышения экономической Повышения действенности Повышения финансовой Повышения коэффициента Повышения надежности Постоянно совершенствуется Повышения показателей Повышения продуктивности Повышения ритмичности Повышения технической вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика