Поведения работника



эффективность производственно-коммерческой деятельности предприятия. С.р. положена в основу исследования рынков, планирования маркетинга, выработки стратегии и тактики поведения предприятия на рынке.

Первая характеризует совокупность стратегических решений, связанных в обрабатывающих отраслях с определением номенклатуры, объема, качества и других характеристик выпускаемой продукции, в добывающих отраслях - в первую очередь с объемом добычи. Кроме того, данная стратегия определяет также способы поведения предприятия на товарных рынках.

Однако эти, отдельно взятые показатели, не позволяют обоснованно определить лучший вариант стратегии и ее взаимосвязь с созданием, наращением, модернизацией производственного потенциала. Следует также учитывать, что в добывающих отраслях, в частности в нефтегазодобыче основным фактором неопределенности в части поведения предприятия на рынке является конкуренция, которую не всегда способны полностью учесть выше рассмотренные показатели.

Итак, CVP-анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Ситуации, которые мы рассмотрели, показывают, что главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли. Очевидно, что добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого возможно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.

CVP-анализ устанавливает соотношение между важнейшими показателями, характеризующими деятельность любого предприятия, - затратами на производство, его объемом и прибылью. С помощью этого инструмента руководство предприятия может прогнозировать величину прибыли, ее изменение по сравнению с существующим уровнем и на основе этой информации принимать решения по выбору стратегии поведения предприятия. Важное место в концепции CVP-анализа принадлежит точке безубыточности, или критической точке. Эта точка определяет тот объем продаж (в натуральных или денежных единицах), при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Соответственно если объем продаж больше, чем в точке безубыточности, предприятие имеет прибыль, в противном случае - убыток. В расчетах используется маржинальная прибыль, концепция которой была изложена в предыдущей главе, и норма маржинальной прибыли, т. е. отношение маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации. Рассматриваются также понятия маржинального запаса рентабельности и операционного рычага.

Результатом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия должна стать оценка целесообразности выбранной стратегии поведения предприятия на различных стадиях его развития.

• совокупность стратегических решений, определяющих, какую продукцию и сколько производить, ее качество и новизну, а также способы поведения предприятия на рынках сбыта и на рынках факторов производства (средства производства, рабочая сила, финансовые ресурсы);

1.2. Модель инвестиционного поведения предприятия

В теории инвестиций важное место принадлежит исследованию проблемы инвестиционного поведения предприятия (фирмы) и его моделированию с учетом действия разнообразных факторов внутренней и внешней среды. Изучение основ формирования инвестиционного поведения предприятия является необходимым условием выработки эффективных управленческих решений в системе инвестиционного менеджмента.

Теория инвестиционного поведения предприятия основана на предположении, что каждый субъект хозяйствования ведет себя рационально, стараясь максимизировать эффект своей инвестиционной деятельности.

Системное исследование основ инвестиционного поведения предприятия (фирмы) и его моделирование связывается обычно с неоклассическим направлением, в частности с американским экономистом И. Фишером. Вывод этого исследования состоял в том, что каждый хозяйствующий субъект в своем инвестиционном поведении руководствуется субъективными мотивами, ориентированными на максимизацию предстоящих доходов („эффект доходов"), однако критерии такого выбора носят объективный характер. И. Фишер первый изложил систему таких экономических критериев.


Рабочая среда — это некая совокупность всех внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации. Число включенных сюда факторов, бесконечные потенциальные вариации каждой переменной и то обстоятельство, что все эти факторы взаимосвязаны и меняются во времени, делают рабочую среду в организации чрезвычайно сложной. Исследователи в области управления и психологии еще очень далеки от того, чтобы полностью объяснить и попытаться научно спрогнозировать влияние рабочей среды на отдельных работников, их поведение. Из-за такого рода сложностей, а также вследствие того, что мы еще не рассмотрели все факторы рабочей среды и ее влияние на трудовое поведение, мы обсудим эти вопросы в последующих частях книги. Однако, два аспекта окружающей среды настолько сильно влияют на характер поведения работника, что упомянуть о них необходимо именно здесь. Это — группы и управленческое лидерство.

Первые крупные исследования поведения работника на рабочем месте явились основной частью экспериментов в Хоторне, которые проводились Мэйо и его сотрудниками в конце 1920-х годов и будут подробно описаны ниже в этой книге. Работа в Хоторне началась как эксперимент по научному управлению. Она закончилась спустя почти восемь лет осознанием того, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Выводы, к которым пришла группа, работавшая в Хоторне, позволили основать новое направление менеджмента — концепцию «человеческих отношений», которая доминировала в теории управления до середины 1950-х годов2.

Эти параметры рассмотрены подробно с целью показать, что в конечном счете производительность и качество продукции зависят от разумной, целесообразной, инициативной, умелой работы каждого сотрудника предприятия. А для того чтобы добиться такого поведения работника, необходимо создать соответствующую структуру системы управления, применить соответствующие методы управления, планирования, учета, контроля и т. п.

АНАЛИЗ РАБОТЫ — процесс систематического и подробного исследования работы. Согласно Британскому институту стандартизации, А.р. — это определение наиболее существенных характеристик работы. Американский Департамент труда расширил это определение: А.р. — "любой процесс упорядочения и оценки информации", связанный с работой или работником. Информация может отражать содержание работы, выраженное в терминах конкретных рабочих функций или процедур, или она может состоять из характеристик работника (практических навыков, знаний, способностей, допустимых отклонений и т.д.), требуемых для компетентного выполнения работы. Различия между аспектами, ориентированными на работу, и аспектами, ориентированными на работника, довольно очевидны. Первые являются описаниями содержания работы и в основном связаны с технологией выполнения работы, в общем виде отражают то, что делается работником. С др. стороны, аспекты с ориентацией на работника имеют тенденцию к характеристике человеческого поведения. Др. словами, А.р. является процессом исследования для определения наиболее существенных составных частей работы. Исследования имеют два аспекта: а) анализ, ориентированный на задачу определения обязанностей, ответственности, методов выполнения работы и т.д.; б) анализ, ориентированный на работника — для определения характеристик поведения работника, требуемых для успешного выполнения работы. Информация, собираемая в процессе А.р. по этим двум направлениям, используется для составления двух важнейших документов — описание работы и личностная спецификация (см.). Хорошо составленные описания работы и личностные спецификации имеют огромное значение для успешного проведения процедуры найма и отбора кадров, т.к. они являются фундаментом, на котором возводятся др. элементы этой процедуры — реклама, собеседование, тестиро-

Описательный метод Оценщик описывает преимущества и недостатки поведения работника по критериям: количество работы, качество работы, знание работы, личные качества, инициативность и др. с помощью графической шкалы рейтинга, используя заранее составленные стандарты результативности труда.

Метод оценки по решающей ситуации Основан на использовании списка описаний "правильного" и "неправильного" поведения работника в отдельных ситуациях, т.н. "решаю-

Включает набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик проставляет отметку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща работнику, в противном случае — оставляет пустое место. Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника. Используется для оценки руководителем, коллегами и подчиненными.

Аналогичен предыдущему, но вместо определения поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее. Метод трудоемкий и требует материальных затрат.

формирования модели рационального поведения работника, ее интернали-

1 Как показал английский экономист Р. Коуз в своей знаменитой статье «Природа фирмы», опубликованной в 1937 г., именно трансакционные затраты при обменных процессах на рынке являются причиной перехода этих трансакций в фирмы. В последних существует определенная мораль (так называемая философия фирмы) и потому наблюдается большее совпадение реального поведения работника с ожидаемым.

5. Описательный метод оценки заключается в том, что производящему оценку предлагают описать преимущества и недостатки поведения работника. Часто этот метод комбинируется с другими, например, со шкалами рейтинга поведенческих установок.


Повышения коэффициента Повышения надежности Постоянно совершенствуется Повышения показателей Повышения продуктивности Повышения ритмичности Повышения технической Повышения творческой Повышением эффективности Повышением стоимости Повышением температуры Повышение эксплуатационной Повышение долговечности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика