Поведения руководителей



Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его слияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень сложно.

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отноше-

Следовательно, согласно этой т!;ч:сс г.; j.-:: п; •!:% :л~кль поведения руководителя повлияет на удовлетворенность кодчгжшг,:::;: TC',.rv:/,o при соблюдении следующих двух

Ранние попытки объяснить феномен эффективности руководства сосредоточивались на одном параметре поведения руководителя—ориентации на задачу. Более поздние работы, такие как управленческая решетка Блзйка и Мутона, оперировали уже двумя критериями, но даже используя два критерия, они концентрировали внимание, в первую очередь, на поведении руководителя, не учитывая других переменных. Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя . Этими факторами являются:

6. Группа в Университете штата Огайо разработала двумерную модель поведения руководителя. Исследователи классифицировали руководителей по уровню внимания к подчиненным и к структуре, считая, что самое эффективное — это сочетать оба аспекта. На опкмк: этой комцопции Блэйк и Мутон применили

7. Создалось впечатление, что нет никакого устойчивого соотношения между стилем руководства я урсткем производительности. Поскольку, кроме поведения руководителя и его лнчпих кач«т«, имеются и другие факторы, влияющие на эффективность его деятельности, се йчэс прочно утвердилось мнение, что эффективность руководителя имеет СИТУШ.О:С.НШ -и ха;>,п'т;'р,

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА (LEADERSHIP STYLE) — обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический).

ПЕРСОНАЛ-ТЕХНОЛОГИЯ - образ поведения руководителя, придерживаясь ко-

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА - совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решений типовых задач и выработки управленческих решений с учетом особенностей взаимодействия должностных лиц, подчиненных данному руководителю. С.р. определяется особенностями властно-распорядительных отношений руководителя и членов коллектива по поводу подготовки, принятия и реализации управленческого решения. Различают три типа стилей руководства: демократический (коллегиальный), директивный (авторитарный, единоличный) и попустительствующий (либеральный, анархический, пассивный). С.р. определяется рядом факторов: типом личности руководителя, уровнем его воспитания, накопленным опытом, условиями работы предприятия, стадией развития коллектива. Тип личности и темперамент предопределяют форму общения руководителя с подчиненными, воспитание вносит значительные коррективы в природные наклонности человека, заставляет часто сдерживать эмоции, сглаживать крайние формы их проявления. С течением времени руководитель накапливает опыт в решении разного рода ситуаций и конфликтов, приобретает определенные стереотипы их реализации. Условия работы организации, подразделения иногда диктуют необходимость той или иной более жесткой формы поведения руководителя (сжатые сроки выполнения работы, дефицит ресурсов). Чем более зрелый, развитый коллектив, тем большая возможность свободы в

ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ — система норм нравственного поведения руководителя, основанная на понимании и учете психологии работников, воспитании личности, культуре управления и умении управлять своими чувствами, эмоциями в процессе личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.

иые нормы и правила повседневного поведения. В управлении производством этические нормы имеют большое значение, так как конкретизируют правовые нормы и в соответствии с ними определяют линию поведения руководителя.


Ситуационная теория поведения руководителей, основанная на концепции, согласно которой наиболее эффективное поведение достигается тогда,

Организации предпринимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этическим нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению31.

ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (LIFE CYCLE THEORY) — ситуационная теория поведения руководителей, основанная на концепции, согласно которой наиболее эффективное поведение достигается тогда, когда оно меняется и зависимости от "зрелости" подчиненных, т.е. от их способности взять на себя ответственность, от их стремления достичь каких-либо целей, уровня их образования и качества профессиональной подготовки.

Третий вариант поведения руководителей - чисто инерционный. По существу - это попытка в трудных обстоятельствах "сидеть, сложив руки и ждать у моря погоды". Ничего хорошего такое решение обычно не дает и абсолютно невыгодно. Снижение объемов производства сопровождается на предприятии ростом себестоимости (за счет условно-постоянных расходов) и соответствующим снижением прибыли.

И наконец, главное внимание при разработке мер по закрытию шахты необходимо уделять разрешению возникающих негативных социальных напряжений. Самым недальновидным был бы расчет на то, что проблема "рассосется" сама собой. Единственно правильный путь поведения руководителей в этом случае -не попытка уйти от решения социальных вопросов (или вообще - от закрытия шахты), а осуществление честной, по отношению к своему коллективу, планомерной и открытой программы действий. А она требует: во-первых, однозначного разъяснения коллективу неизбежности намечаемых перемен, во-вторых, участия коллектива и профсоюзов в выработке приемлемых решений, в-третьих, четкого графика выполнения необходимых мер по созданию новых рабочих мест, переквалификации бывших шахтеров и их трудоустройству и, в-четвертых, четкой организации их выполнения. Важно проводить эти работы в тесном взаимодействии с региональными властями. Таким образом, способ избежать социальных потрясений при широкомасштабной ликвидации бесперспективных угольных шахт - это четкая, проводимая с участием коллектива работа по созданию новых рабочих мест, трудоустройству и оказанию помощи желающим перейти в сферу частного предпринимательства.

При этом преследуется также следующая цель: изменение поведения руководителей проекта и персонала в направлении повышенного осознания проблем качества. По возможности разрабатываются мероприятия по

При этом преследуется также следующая цель: изменение поведения руководителей проекта и персонала в направлении повышенного осознания проблем качества. По возможности разрабатываются мероприятия по

• отношение к работе и стиль поведения руководителей;

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

можно выбрать пять, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей.

Основные и вспомогательные типы управления. Имея в виду, что стиль работы, принятый руководителем, может быть постоянным в каких-то ситуациях, необходимо учитывать, что при изменении ситуации возможна адаптация и корректировка способа воздействия на подчиненных. Речь идет о том, что большинство руководителей помимо основной модели поведения имеют и вспомогательную модель либо несколько моделей. Характер вспомогательной модели поведения руководителей очевиден в том случае, если невозможно реализовать основной стиль руководства. Т.е. вспомогательная модель управления - это такая манера поведения, к которой прибегает менеджер в стрессовой или конфликтной ситуации, выйти из которой традиционными средствами невозможно. Связь между основными и вспомогательными моделями управления можно проследить на примере того, как руководитель справляется с "непослушным" работником. Так, для начала он пытается "вразумить" его по типу 9.9. Если это не срабатывает, руководитель занимает более жесткую позицию 9.1. Наконец, если результат не достигнут, руководитель снимает свои претензии в духе 1.1.


Повышения материальной Повышения обоснованности Повышения ответственности Повышения процентных Повышения рентабельности Постоянно сталкивается Повышения температуры Повышения занятости Повышением ответственности Постоянно стремиться Повышение экономической Повышение действенности Повышение интенсивности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика