Поведение организации



Горное предприятие представляет собой сложную хозяйственную систему. Можно во всех деталях изучать особенности экономики каждого отдельного процесса, но более важно понять, как эти процессы взаимодействуют один с другим. Кроме того, в своей производственной деятельности горное предприятие тесно связано с еще более сложными "внешними" системами - природной, региональной, народнохозяйственной и др. Предприятие само является элементом этих систем и действует в их рамках. Чтобы эффективно управлять предприятием, необходимо представлять поведение системы в целом и то, как это поведение определяется взаимодействиями всех ее элементов.

Для решения задач с параметрами риска и неопределенности в экономике, как правило, используются методы, которые основаны либо на экспертных оценках (когда решения принимаются на основании мнения одного или целой группы экспертов), либо на статистических данных (когда будущее поведение определяется на основании предыдущих наблюдений). Однако эти методы позволяют достаточно эффективно решать задачи лишь с небольшим числом критериев и неопределенностью, носящей вероятностный характер. В более сложных задачах, на наш взгляд, требуется использование специальных математических методов; это обусловлено следующим:

Такая идея не могла не возникнуть в кругу экономистов, так как понятие максимизации удовлетворенности использовалось в разных контекстах уже не одно десятилетие. Чистая теория потребительского спроса рассматривает индивида как человека, обладающего определенным доходом, который он расходует на предлагаемые рынком по определенным ценам товары таким образом, чтобы получить максимум удовлетворенности. Чистая теория обмена рассматривает две стороны, каждая из которых обладает определенным количеством товара и желает приобрести товар другой стороны. Каждая сторона меняет часть своего товара на часть товара партнера до тех пор, пока дальнейшее приобретение очередной порции товара не требует от него большей жертвы, чем ценность этого приобретения для него. Можно сказать, что к этому моменту каждая сторона получает наиболее удовлетворяющий ее набор товаров и, в определенном смысле, удовлетворенность обеих сторон максимизирована. [См. рассуждения проф. Ногаро в "La Valeur Logique des Theories Economiques" (Paris, 1947), chap. IX, "La Theorie du Maximum de Satisfactions".] Несколько фантастическая теория общего равновесия распространяет чистую теорию обмена на случай большого числа людей и большого количества товаров. Общее равновесие — это эстетический и математический оптимум, которым экономисты склонны прямо или косвенно считать оптимум удовлетворенности. Такое убеждение действительно является интуитивной необходимостью для экономиста. Постулируя, что экономическое поведение определяется стремлением каждого к максимизации личной удовлетворенности, и, утверждая, что любое равновесие в обмене есть наилучший компромисс между удовлетворенностями сторон, и что тем самым равновесие максимизирует сумму их удовлетворенностей, они пришли к выводу, что общее равновесие является наилучшим состоянием с точки зрения отдельного человека, а с точки зрения общества в целом — это оптимальное сочетание индивидуальных достижений. [См. дискуссию Самуэльсона в "Foundations of Economic Analysis" (Cambridge, 5 March 1948), chap. VIII, "Economy of Welfare".] Из того, что общее равновесие является оптимальным сочетанием, логически следует, что любое отклонение от общего равновесия вызовет преобладание роста неудовлетворенности над ростом удовлетворенности. Таким образом, как только общему равновесию придается психологическое толкование, приходится сравнивать степени удовлетворенности разных индивидов или, по крайней мере, изменения в этих степенях.

1. Энергия всегда следует путем наименьшего сопротивления. Рынок -подобен реке. Поскольку он изменяется ежеминутно в процессе торговли, то ему требуется путь наименьшего сопротивления. Это то, что делает не только рынок, но и все мы: вы, я, а также все в природе. Это - одна из основных характеристик природы. Поскольку река бежит вниз, ее поведение определяется выбором пути наименьшего сопротивления. Гравитация воздействует на этот процесс, поэтому поток воды течет вокруг камней, с различными поворотами в русле реки. Вы читаете это предложение, потому что сейчас для вас это -путь наименьшего сопротивления, который определили в предыдущее время разные управляющие факторы. Где бы вы сейчас ни сидели, вас привел кэтому местонахождению путь наименьшего сопротивления. На рынке вы будете искать выход из неудачной позиции, когда боль потери еще одного доллара становится более сильной, чем боль от признания ошибки. Снова побеждает правило движения по пути наименьшего сопротивления.

В настоящее время в России рациональное поведение определяется двумя условиями:

поведение определяется страхом перед наказанием, а не убежденностью подчиненного.

их поведение определяется стремлением к достижению некоторых

2. Те, кто, согласно Эмери, относятся к социальному типу, являются субъективными экстерналистами, так как их поведение определяется главным образом их собственными желаниями и они пытаются управлять другими для достижения того, чего хотят сами.

Другую группу представляют факторы экономической, научно-технической, политической, культурной среды. Кроме того, покупательское поведение определяется характеристиками самого покупателя, которые включают факторы личного, культурного, социального и психологического порядка.

Будем рассматривать модели поведения производителей, основанные на максимизации прибыли. Однако такой критерий не является оптимальным. Максимизация текущей прибыли должна соотноситься со стратегическим прогнозом развития предприятия. Например, если в сложившихся условиях важнейшая задача — сохранить предприятие как производственную ячейку, то критерий максимизации прибыли в лобовом исполнении не подходит. Далее, будем предполагать, что инновационные предприятия (фирмы) работают не в экстремальных, а в стабильных условиях, поэтому их поведение определяется стремлением к максимизации прибыли при использовании новейшей технологии.

Итак, целевые формы поведения обусловлены стремлением работника к той или иной цели. Первая группа 'Целей связана с трудовыми обязанностями, функциями, исполняемыми на рабочем месте. Форма поведения в этом случае называется «функциональным трудовым поведением» и определяется содержанием и организацией труда. Целевое экономическое поведение определяется стремлением к достижению определенного уровня благосостояния и качества жизни. Считается, что такая форма поведения вытекает из постоянного сравнивания затрат собственного труда с компенсацией за них. Можно выделить несколько формул такого поведения: одна из них — «максимум доходов ценой максимума усилий», другая — «минимум дохода при минимуме усилий», третья — «максимум дохода при минимуме труда». Достаточно несложно распознать в поведении работника ту или иную формулу и с течением времени принять меры против тех, кто ведет себя по второй, а тем более третьей формуле. В рыночной экономике приемлем, за редким исключением, стиль поведения, основанный лишь на первой формуле.

Положение собеседника, столкнувшегося с манипулятором, достаточно сложное, а поведение определяется оценкой последствий либо того, что он открыто квалифицирует действия партнера как манипуляторские и мягко, но настойчиво потребует возврата к предмету беседы, либо того, что, приняв вид человека, не замечающего манипуляций, он станет жертвой манипулятора. И в том, и в другом случае первоначально ожидаемый вами результат общения, скорее всего, недостижим, но во втором случае вы теряете еще и свое достоинство. Вообще, в деловом общении всегда присутствует элемент достижения целей с использованием своего влияния на партнера, но принципиальное отличие продуктивного делового взаимодействия от манипуляции — в первом случае наличие чувства удовлетворения от общения и понимания причин и обстоятельств, влияющих на поведение и результаты общения, во втором — чувство досады (фрустрация), неудовлетворенности результатами, недоумение по поводу поведения партнера.


СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации . Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований. Например, организация, которая, согласно регулированию, должна иметь в штате 15% представителей национальных меньшинств, но фактически не обеспечивает достижения этого 15%-го уровня, по закону отвечает за данное нарушение. Но се вовсе не обязательно рассматривать как социально ответственную за положение дел в данном регионе с практикой найма национальных меньшинств. С другой стороны, следование закону не означает, что организация больше не несет никакой социальной ответственности. Другую организацию, которая держит в штате более 15% представителей национальных меньшинств, следовало бы считать социально ответственной с точки зрения решения данной проблемы. Однако та же самая организация может нарушать закон, занимаясь лживой рекламой, и в этой сфере деятельности поведение организации нельзя считать даже юридически ответственным.

Классификация факторов внешней среды. Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:

Среда косвенного воздействия — факторы внешней среды, которые не оказывают непосредственного воздействия на поведение организации, но косвенно влияют на процесс формирования стратегии; к ней относятся экономические, политические, технологические и социальные факторы.

Среда прямого воздействия — совокупность факторов среды, непосредственно влияющих на поведение организации: поставщики, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, воздействие учреждений государственной и муниципальной власти.

Важно понимать, что база знаний организации не есть просто сумма индивидуальных баз данных. Если бы знания поддерживались только на индивидуальном уровне, организация могла бы изменяться просто путем смены персонала. Однако, богатство опыта, накопленного организацией в ходе ее деятельности, не исчезает с уходом служащих. Найм новых работников и уход старых - это не то же самое, что изменение умений самой фирмы. Существует ряд материальных представлений этих знаний, например банки данных о покупателях, действующие документы, методы контроля качества, а также нематериальные представления как принятые стереотипы поведения. Утверждают, что "обучение в процессе работы" также входит в обычное поведение организации. Очевидно, что база данных организации больше общей суммы всех индивидуальных баз данных внутри организации. Работа японских авторов показала, что есть другой способ рассмотрения знаний организации, который оказался наиболее пригодным для японских компаний:

1. Любое решение оценивается с позиции системного подхода, то есть предварительного выявлен взаимосвязей и определения их влияния на поведение организации как единого целого. Такой

Поведение организации зависит от различных факторов. Одни прямо оказывают влияние, другие косвенно. Для менеджера важно знать структуру проблемного поведенческого поля, чтобы использовать ее для стратегического планирования и управления поведением организации.

Руководитель координирует цели подразделений, групп и лиц, направляет их на выполнение целей всей организации, не допуская возникновения острых противоречий и конфликтов, влияющих на поведение организации.

принимаемых решений, определяющих поведение организации во внешней среде.

Теории, утверждения, определяющие поведение организации.

С одной стороны, поведение организации во время кризиса влияет на отношение к ней общественности после его окончания. С другой стороны, от того, какое отношение к организации сформировались до начала кризиса, зависит позиция общественности в ходе кризисной ситуации. Бывший президент Канадской ассоциации по связям с общественностью Джин Велин сравнивает хорошо организованную ПР-работу с банковским вкладом, задача которого заключается в обеспечении стабильных регулярных дивидендов своему владельцу. Долгосрочная программа действий по связям с общественностью гарантирует в случае возникновения кризиса создание на стороне ПР-объекта некоторого кредита доверия.


Повышения прибыльности Повышения производственной Повышения совокупного Повышения технологической Повышения удельного Повышением квалификации Постоянной корректировке Повышением удельного Повышение безопасности Повышение финансовой Постоянно возникает Повышение ликвидности Повышение налоговых вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика