Поведение предприятий



Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культурного уровня. Рассмотрим, какую роль играют культура, субкультура и социальное положение покупателя. КУЛЬТУРА. Культура - основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Человеческое поведение-вещь в основном благоприобретенная. Ребенок усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества. Так, ребенок, растущий в Америке, знакомится или сталкивается со следующими ценностными представлениями: свершение и успех, активность,

Поведение потребителя определяется также и факторами социального порядка, такими, как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.

Тема 3. Поведение потребителя и потребительский выбор.

Причины и факторы, обусловливающие поведение потребителя. Полезность экономического блага и ее виды. Общая и предельная полезность. Максимизация полезности как целевая функция потребления. Бюджетные ограничения и кривые безразличия. Уравнение бюджетной линии. Свойства кривой безразличия. Предельная норма замещения.

Глава 3. Поведение потребителя.......... 65

ГЛАВА 3 ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Поведение потребителя лучше рассматривать в три этапа. Первый заключается в изучении его предпочтений. При этом особенно нужны критерии, по которым потребители могут предпочесть один товар другому. На втором этапе мы должны учесть тот факт, что потребители сталкиваются с бюджетными ограничениями — они располагают только ограниченными доходами для приобретения предметов потребления. В зависимости от цен на различные товары доходы потребителей позволяют им купить определенный ограниченный набор товаров. На третьем этапе нам предстоит совместить потребительские предпочтения с бюджетными ограничениями и определить потребительский выбор. Другими словами, учитывая предпочтения и ограниченность доходов потребителей, необходимо определить, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей. Рассмотрим каждый этап в отдельности.

Для того чтобы описать выбор одного из множества векторов г/, удовлетворяющих ограничениям (6.1), (6.2), предлагается использовать понятие функции предпочтения (или индикатора предпочтения и(у)), с помощью которого поведение потребителя можно представить себе как стремление получить такой набор товаров, который соответствовал бы возможно большему значению этой функции. Чем больше величина и(д\ тем предпочтительнее для изучаемого индивидуума вектор товаров у (отсюда и ее название — функция (индикатор) предпочтения). Функцию предпочтения можно интерпретировать следующим образом: она описывает уровень удовлетворения потребностей потребителя, который при своем выборе товаров старается максимизировать этот уровень.

Соотношение (6.10) позволяет оцепить воздействие на спрос у* дохода d и цен р. Если же мы хотим с помощью выбора дохода и цен так воздействовать на поведение потребителя, чтобы он приобрел товары, описываемые вектором у*, цены и доход должны быть назначены в соответствии •с (6.10).

Большое значение для развития производства товаров и их предложения имеет поведение потребителя.

Данные закономерности отмечали еще классики политической экономии. Современная наука определяет поведение потребителя с помощью теории предельной полезности и методом кривых безразличия.


В ходе трансформации экономики рухнули не только социальные иллюзии. Надежда на то, что частная собственность автоматически повысит эффективность реального сектора, не оправдала себя. Стало ясно, что «иметь» — еще не означает грамотно использовать. Вернулся старый миф. Заговорили о национализации и государственном чиновнике как о проводнике «порядка» и «общественных интересов» в экономике. На место предпринимателя в качестве главной фигуры стал претендовать хозяйственник — администратор, набравшийся рыночного опыта. Частный предприниматель — не единственное лицо рыночной системы. Он окружен целым «созвездием» других ключевых фигур. Это — акционер и менеджер, которым необходимо предоставить целый набор разнообразных средств, которые дисциплинируют поведение предприятий в рыночной среде (аудит, финансовые рынки, опционы и др.). Наличие этих «других составляющих» делают рыночную систему «зрелой», а поведение предпринимателя — цивилизованным. Практика показывает, что собственник в состоянии проводить эффективные преобразования в реальном секторе только в том случае, если с ним союзник — менеджер. Это происходит на предприятиях «ЮКОСа», в Тюменской нефтяной компании («ТНК»), «КомиТЭК», на «Уралмаше», Новолипецком комбинате и т. д.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирова-

В ходе трансформации экономики рухнули не только социальные иллюзии. Надежда на то, что частная собственность автоматически повысит эффективность реального сектора, не оправдала себя. Стало ясно, что «иметь» — еще не означает грамотно использовать. Вернулся старый миф. Заговорили о национализации и государственном чиновнике как о проводнике «порядка» и «общественных интересов» в экономике. На место предпринимателя в качестве главной фигуры стал претендовать хозяйственник — администратор, набравшийся рыночного опыта. Частный предприниматель — не единственное лицо рыночной системы. Он окружш целым «созвездием» других ключевых фигур. Это — акционер и менеджер, которым необходимо предоставить целый набор разнообразных средств, которые дисциплинируют поведение предприятий в рыночной среде (аудит, финансовые рынки, опционы и др.). Наличие этих «других составляющих» делают рыночную систему «зрелой», а поведение предпринимателя — цивилизованным. Практика показывает, что собственник в состоянии проводить эффективные преобразования в реальном секторе только в том случае, если с ним союзник — менеджер. Это происходит на предприятиях «ЮКОСа», в Тюменской нефтяной компании («ТНК»), «КомиТЭК», на «Уралмаше», Новолипецком комбинате и т. д.

Как уже было сказано выше, особенности различных типов рынков обусловливают поведение предприятий, на них действующих. Красной нитью через всю книгу проходит идея о необходимости стратегического и комплексного подхода к планированию и анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Но всегда ли возможен такой подход? Можно ли говорить о какой-либо стратегии, например, на рынке совершенной конкуренции! Ведь в этом случае рыноч-

ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ПРАКТИКА (restrictive business practice) - действия или поведение предприятий или их объединений, приводящие к приобретению ими господствующего положения на рынке и злоупотреблению этим положением. Злоупотребления выражаются в ограничении доступа на рынок другим предприятиям или в ином неоправданном сдерживании конкуренции, что оказывает отрицательное влияние на развитие хозяйственной деятельности. Особенно отрицательно воздействие О.д.п. транснациональных корпораций на международную торговлю. Наиболее распространенные формы О.д.п.: соглашения о распределении рынков или покупателей; соглашения об установлении цен (экспортных и импортных); участие в торгах по тайному сговору; выделение квот на продажу и производство; коллективные действия в поддержку договоренности, например, сговор об отказе вести дела; использование цен ниже себестоимости для устранения конкурентов и т.п.

Во-вторых, на фискальное поведение предприятий повлияло то, что идеологи КПРФ достаточно откровенно демонстрировали свое сочувствие тем, кто не платит налоги «правительству национального предательства». Например, на слушаниях в Государственной думе по проблемам социально-экономической политики 9 апреля 1996 года один из экономических советников Г. Зюганова, заявлял (точнее — заявляла) буквально следующее: «Надо сказать и предпринимателям, что все, кто на самом деле даже пускай сейчас химичит, обманывает, уходит от налогов, но на самом деле

• Приватизация и поведение предприятий

венников и их влияние на хозяйственное поведение предприятий/ЛВопросы

венников и их влияние на хозяйственное поведение предприятий/ТВопросы

сферы, исследования воздействия неплатежей на поведение предприятий и

35. Долгопятова Т.Г. Поведение предприятий в условиях жестких


Повышения ритмичности Повышения технической Повышения творческой Повышением эффективности Повышением стоимости Повышением температуры Повышение эксплуатационной Повышение долговечности Повышение жизненного Повышение концентрации Повышение мобильности Повышение образовательного Постоянно возникают вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика