Поведение работника



Ресурсная стратегия характеризует совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия в части всех возможных ресурсов производства.

Рассмотрим теперь поведение предприятия при изменении цен с течением времени. При этом по-прежнему будем считать, что действия предприятия не влияют на цены.

Анализ воздействия хозяйственного механизма на показатели работы предприятия. Проанализируем возможности исследования влияния хозяйственного механизма на эффективность деятельности предприятия на основе альтернативного подхода, в котором поведение производственной единицы не описывается вообще. Вместо этого иследователи анализируют вопрос о том, каково было бы рациональное поведение предприятия при различных целях, в том числе и совпадающих с целями вышестоящих организаций. При этом удается оценить рассогласование возможных интересов предприятий и Центра. Можно также попытаться выявить те критерии оптимизации, которые приводят к результатам, наиболее близким к реальности. Проиллюстрируем возможности подобного подхода на примере стандартной модели производственной единицы (4.1). Поскольку будет рассматриваться единственная единица, то индекс i будем опускать. Цены на ресурс и продукцию будем считать фиксированными (р = 1). Выясним, какой объем ресурсов потребовала бы производственная единица и какой объем продукции был бы выпущен при разных критериях выбора решения, если бы ресурсы выдавались в любом количестве без ограничений.

Точка С в этом случае может рассматриваться как некоторый компромисс между улучшением показателя Л и показателя Л. Поэтому в том случае, когда решение, принятое в жизни, соответствует эффективной точке, можно утверждать, что поведение предприятия не противоречит описанию его интересов на основе показателей прибыли Л и масштабов производства 72. Пусть теперь наблюдавшиеся в жизни решения администрации предприятия приводят к некоторой точке Z), уже не принадлежащей множеству эффективных точек. Чем можно объяснить такое поведение, почему администрация предприятия не предприняла действий для достижения точки С, которая лучше точки D по обоим показателям? Ответ на этот вопрос может быть таким: либо модель предприятия неверна, либо неверно описаны интересы администрации предприятия. Если предположить, что .модель построена верно, то остается одно — анализировать деятельность предприятия в целях выявления других инте-

б) экономика, состояние которой определяет уровень доходов и накоплений населения, а стало быть, и покупательную его способность. Уровень цен и возможность получения кредита также существенным образом влияют на предпринимательскую активность. Поведение предприятия должно учитывать и фазу экономического цикла, в которой находится экономика страны. Падение спроса, характерное для соответствующей фазы, может привести к обострению конкурентной борьбы, поглощению предприятия, появлению сильного конкурента;

Этими предприятиями управляют менеджеры, которые и определяют стратегию — «поведение» предприятия. Но менеджеры, руководство предприятий испытывает сильнейшее давление со стороны фондового рынка, поскольку переход большого количества акций в собственность новых владельцев чаще всего приводит к изменению стратегии и смене высшего управленческого персонала предприятия4.

б) экономика, состояние которой определяет уровень доходов и накоплений населения, а стало быть, и покупательную его способность. Уровень цен и возможность получения кредита также существенным образом влияют на предпринимательскую активность. Поведение предприятия должно учитывать и фазу экономического цикла, в которой находится экономика страны. Падение спроса, характерное для соответствующей фазы, может привести к обострению конкурентной борьбы, поглощению предприятия, появлению сильного конкурента;

Вместе с тем регистры счетоводства давали скорее груду сведений, а не обобщали информацию, которая бы оценивала успешность хозяйственной деятельности предприятия. В XIII—XV вв. была создана новая двойная (диграфическая) модель бухгалтерского учета. В основе ее лежало много условных конструкций и допущений, позволявших эффективно решать практические задачи: 1) ввести в учет единый измеритель; 2) дать обобщенную денежную оценку различным видам имущества, а также правам и обязательствам предприятия; 3) создать внутренние контрольные итоги, способствующие автоматической проверке правильности записываемых сумм; 4) обеспечить систематическое выведение результатов хозяйственной деятельности и исчисление величины вложенных в предприятие средств. В этих условиях баланс предприятия становился моделью, характеризующей поведение предприятия, его юридические и экономические связи и отношения как со своими работниками (агентами), так и с внешними юридическими и физическими лицами (корреспондентами). Основные принципы этой гомоморфной диграфической модели лежат в основе и современного счетоводства. Однако независимо от степени изоморфизма или гомоморфизма, счетоводство как модель хозяйственной деятельности представляет собой систему первичной документации (сообщений — входящая информация), учетных регистров (сгруппированная информация) и отчетности (исходящая информация). На этой ступени решающее значение, с точки зрения бухгалтерского учета, его практической реализации, имеют не первичные документы, не регистры и не формы отчетности, а модели входящей и исходящей информации.

Общее окружение (среда). Воздействуя на поведение предприятия в целом, среда включает политическую, экономическую, демографическую и правовую обстановку в стране, состояние на-

Заданное окружение включает в себя только те элементы, которые непосредственно воздействуют на поведение предприятия, на его решения по выходу на рынок. Такими элементами являются: поставщики сырья и материалов, оборудования, необходимых для производства товаров; потребители выпускаемой продукции; рабочая сила; финансовые структуры (банки, фонды, ассоциации); конкуренты и т.п. Все они качественно разнородны и имеют свою специфику воздействия на характер функционирования предприятия и принятие решений. Так, потребители разделяются на оптовых, розничных, торговых посредников, организации по транспортировке и складированию товара, конечных покупателей (см. гл. 28).

3. Преимущественная ориентация на предпринимательский стиль стратегического управления инвестиционной деятельностью Инвестиционное поведение предприятия в стратегической перспективе характеризуется приростным или предпринимательским стилем.


9. Руководители занимаются вопросами поведения людей как отдельных личностей, как групп и как людей, выступающих в качестве лидеров. Аспектами индивидуального поведения, которые имеют наибольшее значение для руководителя, являются способности, одаренность, отношения, потребности, ценности., ожидания и восприятие. Среда, которую создает руководство, часто имеет большое значение и влияние на поведение работника. Следовательно, руководители должны стараться сделать эту среду способствующей достижению целей организации.

Как уже отмечалось, контроль основывается на планировании. Чтобы контроль был эффективным, его следует тесно увязать с планированием. Такая увязка является существенной для обеспечения эффективности процесса управления в целом. Составление бюджета представляет эффективный количественный метод такой увязки и контроля. Но что сказать о трудовых ресурсах организации? Популярным методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединить планирование и Контроль в сложной области человеческих ресурсов, является управление по целям, обычно в сокращении МВО (management by objectives — МВО). Кроме того, МВО — еще и способ мотивации, который помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника. Следующее ниже описание Антони Райа иллюстрирует основную цель увязки планирования и контроля, а также повышения производительности: «Основное внимание (в МВО) уделяется попыткам предсказать будущее и повлиять на него, а не реагировать и действовать задним числом. МВО — это также «ориентированная на результаты» философия управления, где выделяется значение достижений и результатов. Усилия обычно сосредоточиваются на изменении и повышении эффективности как индивида, так и организации»4.

Глава 3 посвящена проблемам управленческого поведения. Так названа сумма проблем, от решения которых зависит поведение работника в системе управления и в деятельности корпорации в целом. Пути решения этих проблем представляют собой теоретическую основу системы управления персоналом. Теоретические обоснования поведения человека в процессе работы являются развитием известных идей Д. МакГрегора, который полагал, что существуют две системы представлений о человеческой природе. По его мнению, положения теории «X» представляют рабочих (работающих) по природе ленивыми, безответственными, требующими непосредственного контроля. Теория «У» считает рабочих трудолюбивыми, ответственными, жаждущими одобрения и поддержки. Исходя из этих воззрений руководитель строит свою систему управления.

МОРАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ - разновидность нематериального стимулирования, регулирующего поведение работника на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания работника и способствующее повышению его престижа. Сюда относится вручение наград, грамот, вымпелов, размещение фотографий на доске почета, публичные поощрения.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ — стимулирование, регулирующее поведение работника на основе изменения чувства его удовлетворенности работой в организации, предполагает наличие творческих элементов в его труде, возможность участия в управлении, продвижения по службе, творческие командировки.

17 Метод критического инцидента Оценивается поведение работника в критической ситуации (принятие ответственного решения, преодоление незнакомой проблемы, разрешение сложной ситуации и др.)

СТИМУЛИРОВАНИЕ СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ — стимулирование, призванное регулировать поведение работника на основе изменения времени его занятости. Использование С.с.в. направлено в конечном счете на повышение эффективности производства на основе роста трудовой активности работников. В практике управления оно осуществляется регулированием времени занятости работника на основе: предоставления дополнительных выходных, возможности выбора времени отпуска в удобное для работника время; путем сокращения длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда; перераспределения рабочего времени самим работником (гибкие графики работы, "подвижной", или "эластичный", режим рабочего дня). С.с.в. может осуществляться как по индивидуальным, так и по коллективным результатам; оно может быть общим (для всех работников), эталонным (для работников, которые достигли определенных, эталонных результатов) и соревновательным (для лучших работников).

ление видит в стимулировании свою грань, свой предмет. Если экономика занята конструированием механизма стимулирования, то социологию интересует весь механизм воздействия стимулирования на поведение работника, вся совокупность стимулов. Отсюда и выделение отдельных Ф.з.п.

Для каждого работника рассчитывается эффективность месячного труда, количественно выражающаяся в КЭТ. Для определения КЭТ любого работника необходимо учитывать такие факторы, как базовая зарплата, время и интенсивность труда, сложность выполнения работы, трудовое поведение работника (инициатива, совмещение профессий, расширение зон обслуживания, дисциплина и т.д.), которые отражаются в соответствующих коэффициентах.

К экономическим факторам сознательной и явной фальсификации первичной информации работниками необходимо отнести следующие. Отсутствие заинтересованности, стимулов в обеспечении достоверности, в проведении контроля. В данном случае речь идет о прямом стимулировании эффективной проверки достоверности первичных данных. Мы говорим о той ситуации, экономических условиях производственной деятельности, которые моделируют соответствующее этим условиям поведение работника. Эти условия в одном случае делают его равнодушным к достоверному отражению в первичном учете событий и фактов производства, в другом — прямо заинтересовывают в искажении первичной информации, в третьем — заставляют заботиться об обеспечении полноты и достоверности первичных данных.

ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА


Повышения совокупного Повышения технологической Повышения удельного Повышением квалификации Постоянной корректировке Повышением удельного Повышение безопасности Повышение финансовой Постоянно возникает Повышение ликвидности Повышение налоговых Повышение ответственности Повышение прибыльности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика