Предметной специализации



АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств. Основным способом А.с. является принятие норм и ценностей новой соц. среды (группы, коллектива, организации, региона, в которые входит индивид), сложившихся здесь форм соц. взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм и способов предметной деятельности (напр., способов профессионального выполнения работ либо семейных обязанностей). Различают две формы А.с.: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее (в т.ч. те нормы, ценности, формы взаимодействия, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показателем успешной А.с. является высокий соц. статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в цел ом (напр., удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждением, организацией и т.д.). Показатель низкой А.с. — перемещение индивида в др. соц. среду (текучесть кадров, миграция и т.д.) либо отклоняющееся поведение.

ЛИЧНОСТЬ — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида; продукт общественного развития и включения индивидов в систему соц. отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Формирование Л. происходит в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими соц. норм и функций посредством овладения многообразными видами и формами деятельности.

Для ЛОО модели развивающего обучения характерно следующее: изменение направленности педагогических воздействий: не от учителя к ученику, а, наоборот, от ученика к учителю; основной доминантной является не организация адекватного системе и логике построения научного знания, а выявление личностных особенностей каждого ученика как индивидуального субъекта познания и предметной деятельности.

предметной деятельности (способов выполнения профессиональных

предметной деятельности ЕС породило различные концепции о его дальнейшей

туре предметной деятельности. Теоретические положения и выводы этих и

• доминирующие темы, по поводу которых разворачивается общение, степень фиксации на предмете деятельности, возможность выхода за рамки непосредственной (предметной) деятельности и ориентация на удовлетворение интересов партнеров.

успешное решение задачи. Исходя из этого можно говорить о приоритете развития эмоциональной сферы; на материале которой и разворачиваются стадии адаптации, группирования и нормирования. К предметной деятельности группа переходит только тогда, когда оказывается перед «жизненной» необходимостью погружения в предметную, инструментальную компоненту деятельности. Пока члены группы не поймут, что их группа сложилась, что в ней уютно и приятно находиться, она не перейдет к решению поставленных задач.

Принцип единства потенциала предметной деятельности и потенциала способов деятельности. Этот принцип связан с технико-организационной стороной трудового поведения. Потенциал способов деятельности — это знание основных приемов деятельности. Он во многом определяет успешность труда. Более того, есть все основания предположить, что, будучи развитым, он является основой инновационного потенциала личности, ибо всегда ставит перед человеком вопросы «Как?», «Каким образом?», которые характеризуют инновационный тип мышления.

В такой предметной деятельности, как «Управленческие системы и практическая деятельность», анализируется, в числе прочих, менеджмент фирмы (ключевые сотрудники с их профессиональными и личностными профилями, отношением к переменам, мотивацией) и элементы организационной культуры типа ценностей и традиций, привычек и ритуалов, преобладающего стиля


Специализации как следствию разделения труда обязательно ; сопутствует кооперирование специализированных подразделений. Кооперирование подразделений предприятия или объединения осуществляется в нескольких формах: межзаводское (внутри объединения), межцеховое (основные и вспомогательные цехи), внутрицеховое (участки), внутриучастковое, внутрибригадное. Существенные различия в формах кооперирования определяются прежде всего специализацией, ее характером. Так, при технологической специализации подразделений предприятия, например цехов, имеет место значительно более тесное кооперирование, чем при предметной специализации.

Принципы внутризаводской специализации определяют и формы кооперирования цехов и других производственных подразделений. При технологической специализации кооперирование основных цехов достаточно тесное: каждое структурное подразделение как стадия производства жестко связано с другими единством процесса производства определенных продуктов, т. е. получением и передачей полуфабрикатов, сроками выпуска продукции, ее частей. При предметной специализации связи между подразделениями становятся значительно менее тесными, видоизменяются, так как осуществляются главным образом через единые вспомогательные службы.

При предметной специализации участка на нем осуществляется комплекс операций по производству определенной продукции, а поэтому оснащен такой участок оборудованием разного производственного назначения, т. е. рабочие места на участке специализированы по выполнению разных функций. При технологической специализации участков, отделений в их пределах выполняются либо технологически однородные операции, либо ряд взаимосвязанных технологических операций. В первом случае участок оснащен оборудованием одного назначения и рабочие места специализированы по выполнению одинаковых операций. Во втором случае, как и на предметных участках, применяется оборудование разного назначения, рабочие места специализированы по выполнению разных, но технологически связанных операций.

2. Производственная мощность отделений, участков, на которых осуществляется ряд последовательных процессов, определяется по производственной мощности ведущего аппарата, машины, т. е. по ведущему (в производстве каждого продукта) звену. Это имеет место как при предметной специализации участков, так и при технологической, если в виде участка выделена фаза процесса, включающая несколько частичных последовательно осуществляемых процессов, и участок оснащен соответственно оборудованием разного назначения. Аналогично этому при специализации цеха

Производственная мощность предприятия в целом при специализации цехов по технологическому признаку определяется по производственной мощности ведущих цехов, т. е. в итоге, тоже по ведущему оборудованию. При предметной специализации цехов производственная мощность завода по выпуску каждого вида продукта равна мощности цеха, выпускающего этот продукт. Она суммируется при производстве цехами однородной продукции и не может быть суммирована при производстве разной продукции.

Простая структура характерна для прямолинейного потока (например, производство смазочных масел или бутадиена). В этом случае можно создать единое структурное подразделение по типу предметной специализации. Сложная структура характерна для производства большинства топлив и продуктов нефтехимии, где один и тот же полуфабрикат используют по ряду направлений, а готовые продукты получают смешением в конце производственного процесса

Предметная специализация обусловливает профиль нефтеперерабатывающих предприятий. В настоящее время различают три направления предметной специализации нефтеперерабатывающих предприятий: топливное, топливно-масляное п топ-ливно-химическое. Основные факторы, определяющие предметную специализацию нефтеперерабатывающих заводов это схема переработки нефти, структура потребления нефтепродуктов в районе размещения предприятия и качество перерабатываемых нефтей.

Эффективное11) производства в значительной степени опре деляется формами организации производства, из которых ведущая роль принадлежит концентрации. Развитию наиболее це-лесообра >пых форм концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства способствуют применение1 на крупных предприятиях высокопроизводительных агрегатов, машин и оборудования, правильное сочетание предприятии разной мощности, создание производственных и научно-производственных объединений, организация длительных производствен них связей между предприятиями, переход к предметной специализации цехов, формирование комбинатов.

Встречается сочетание предметной специализации с технологической. Например, в производстве изделий из стеклопластиков (получение последних связано с выпуском определенных видов изделий на данном предприятии); при производстве изделий из полиуретана.

На заводах предметной специализации выпускают изделия либо многодетальные узлы, которые изготовляются по замкнутому циклу, начиная от заготовительных операций и заканчивая сборочными. Этот вид специализации в настоящее время наиболее распространен в электротехнической промышленности и составляет 98%. Предприятия чаще всего специализируются по видам оборудования — аппаратостроение, светотехника, кабельные и изоляционные изделия и т. д.; по роду используемого тока и напряжения — высоковольтные и низковольтные электроаппараты, электродвигатели постоянного и переменного тока и т. д.; по габаритам— для электрических машин, трансформаторов и др.

Отличительной особенностью таких предприятий является большая номенклатура обрабатываемых деталей и значительное количество цехов. Это затрудняет достижение минимальных затрат на выпуск продукции. К недостаткам предметной специализации относится также невысокий уровень специализации рабочих мест, сложность организации производства и управления. Поэтому все большее распространение получают другие, более прогрессивные формы разделения труда. К ним в первую очередь относится подетальная специализация.


Предметом переговоров Приходится проводить Приходится согласовывать Приходится выполнять Предполагаемое увеличение Приходных документов Применяющие упрощенную вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика