Природоохранных мероприятий



Общую (абсолютную) эффективность затрат на природоохранные мероприятия определяют как отношение полного годового экономического эффекта к сумме вызвавших этот эффект эксплуатационных расходов и капитальных вложений:

При определении общей (абсолютной) экономической эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия полный годовой экономический эффект за вычетом эксплуатационных расходов на содержание и обслуживание природо-

6. Экономическая эффективность затрат на природоохранные мероприятия.

Концентрация мощностей связана и с ужесточением (особенно в ПРС) экологического законодательства. Крупным заводам легче переходить на усовершенствованные технологические схемы, на них ниже удельные издержки на природоохранные мероприятия (строительство очистных сооружений и т.д.). Крупные заводы оказываются более конкурентоспособными.

В решении этих проблем участвуют все производственные объединения и предприятия всех отраслей промышленности. Согласно Закону СССР о государственном предприятии (объединении) оно осуществляет природоохранные мероприятия, полностью компенсирующие отрицательное воздействие производства на природную среду. В проектах по расширению, реконструкции и техническому перевооружению производства, предприятие предусматривает природоохранные сооружения и установки за счет собственных средств и кредитов, а в отдельных случаях — централизованных источников. Оно вносит установленные платежи за пользование природными ресурсами или частью национального достояния.

Природоохранные мероприятия, осуществляемые предприятием, должны полностью компенсировать отрицательное воздействие производства на природную среду. В проектах по расширению, реконструкции и техническому перевооружению производства предусматриваются природоохранные сооружения и установки, строительство и эффективность эксплуатации которых осуществляет предприятие.

Общую (абсолютную) эффективность затрат на природоохранные мероприятия определяют как отношение полного годового экономического эффекта к сумме вызвавших этот эффект эксплуатационных расходов и капитальных вложений:

При определении общей (абсолютной) экономической эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия полный годовой экономический эффект за вычетом эксплуатационных расходов на содержание и обслуживание природо-

6. Экономическая эффективность затрат па природоохранные мероприятия.

дохода ежегодно, что в 8-10 раз превышает сумму затрат на природоохранные мероприятия 121.

Основными из исследуемого комплекса мероприятий в нефтяной отрасли являются мероприятия по сокращению потерь углеводородов (СПУ) и природоохранные мероприятия (ПОМ).


Часто употребляют выражение: "Комплекс природоохранных мероприятий".

Социальный эффект от природоохранных мероприятий проявляется в виде улучшения условий труда, сокращения заболеваемости и др.

Социально-экономическую эффективность природоохранных мероприятий оценивают по специальной методике, согласно которой эффект от таких мероприятий проявляется двояко:

Для оценки экономической эффективности водоохранных мероприятий используют «Временную методику определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды». Методической основой ее является положение о том, что затраты общества па осуществление дорогостоящих мероприятий по защите водных ресурсов от загрязнения не снижают экономической эффективности общественного воспроизводства. Они компенсируются предотвращенным или ликвидированным ущербом, который наносится народному хозяйству загрязнением водных источников в результате попадания в них сточных вод промышленных предприятий. Этот ущерб рассчитывают пропорционально количеству загрязнений, поступающих в водоем со сточными водами исследуемого предприятия.

на осуществление природоохранных мероприятий;

Экологические проблемы давно превратились в общемировые, а большинство населения либо не осознает этого вовсе, либо полагает, что они не касаются его лично и заниматься ими должны правительства, межорганизаций и т.п. По-видимому, неприятие идей устойчивого обусловлено, в первую очередь, психологической неготовностью общества, невозможностью оценить глобальные масштабы современных проблем. Экономических и политических решений для этого оказалось не-е на самом высоком международном уровне. Так, кроме ог-собственных потребностей, развитые страны обязались ежегодно выделять 0,7% ВВП в помощь развивающимся для осуществления природоохранных мероприятий. Однако, кроме Норвегии, Дании и некоторых других небольших стран никто не торопится этого делать. В 1997 г. в Киото на очередном всемирном форуме по вопросам глобального изменения климата было принято решение о сокращении выбросов двуокиси углерода к 2008-2012 гг. на 6-8 % по сравнению с 1990 г. Россия не подписала документ, мотивируя это тяжелым экономическим положением и низким нынешним уровнем выбросов (ниже, чем был в 1990 г). Очевидно, что сего-независимо от экономического положения в той или иной стране явно сиюминутные локальные и национальные проблемы при об-отсутствии реальной заинтересованности в решении глобальных и

государства в области окружающей среды сосредоточена на двух основных направлениях. Во-первых, правительство осуществляет целевое финансирование природоохранных мероприятий (доля государственных затрат составляет 75%). Во-вторых, стимулирует природоохранную деятельность частного сектора (льготное кредитование, налоговые льготы).

в Японии очень сильно развита косвенная поддержка государством природоохранных мероприятий, в частности, через целевые низкопроцентные займы, а также через снижение нормативов по загрязняющим веществам. С учетом косвенной поддержки общие объемы государственной помощи предприятиям достигают, по некоторым оценкам, 30% экологических капиталовложений [2].

Однако отсутствие необходимых финансовых ресурсов в городах не позволяет провести комплекс необходимых природоохранных мероприятий.

Один из путей решения этой проблемы заключается в том, что согласно 58 статье закона РФ об охране окружающей среды, территории города присваивается статус зоны чрезвычайной экологической ситуации. Тогда для проведения природоохранных мероприятий привлекаются до-

На основе этой информации выносятся приоритетные эколого-зависимые проблемы и разрабатывается обоснованная программа природоохранных мероприятий.


Прекращения реализации Прекращение использования Прекращении обязательств Прекрасным средством Прекратить деятельность Премирования устанавливаются Преобладает тенденция Предпочтений участников Преобразовании государственного Преодоления противоречий Преодоление трудностей Предпочтения инвесторов Препятствует достижению вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика