Процессно ориентированных



отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное — на спрос. С целью регулирования занятости и безработицы государство может применять целый комплекс методов, в частности экон., адм., соц.-психологические. Под экон. методами подразумевается определенная политика достижения полной занятости за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям; регулирования уровня и конкретных ставок процента и подоходного налога; госзакупок как производительного, так и непроизводительного характера; усиления гос. сектора в экономике и др. К адм. методам относятся: снижение пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение миграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения. Гос. законодательные акты, регулирующие процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленные против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин. Соц.-психологические методы заключаются в обосновании и разъяснении политики полной занятости, достижении оптимального сочетания интересов работодателей и работников, привлечении работников к процессам управления на различных уровнях, разъяснении и объяснении объективной необходимости в условиях рыночной экономики наличия системы "соц. партнерства".

Однако принятая группировка характеризуется общими признаками и малопригодна для управления. К примеру, в ней не содержится информация о затратах по таким процессам управления, как затраты на набор, отбор и сокращение численности; затраты, связанные с процессами планирования и нормирования численности персонала и труда, непосредственно связанными с управлением

Важно отметить значительное влияние на строительство разнообразных сочетаний внешних условий: колебаний температуры, атмосферных осадков, состояние грунта, силы ветра и т.п. При этом следует иметь в виду стохастический характер перечисленных выше факторов, что обусловливает необходимость вероятностного подхода к процессам управления строительным производством.

К основным процессам управления, встречающимся практически в каж-

Регламенты, относящиеся к процессам управления, являются наиболее широко представленной группой.

• способов (методов) формирования, обработки и передачи информации. Анализ и проектирование информационного обеспечения может осуществляться на разных уровнях управления организацией в зависимости от степени детализации процесса регламентации управленческого труда. В каждом конкретном случае возможна информационная модель всей организации в целом, отдельной подсистемы (например, подсистемы экономического руководства), отдельного подразделения (например, отдела маркетинга) и отдельного исполнителя (руководителя или специалиста). Также возможна детализация и по функциям управления, отдельным процедурам или процессам управления.

способы воздействия государства на рынок труда; различают два основных типа воздействия — прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест, развитии системы производственного обучения и переподготовки, стимулировании или, наоборот, сдерживании развития производства в тех или иных регионах, регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Косвенное воздействие на рынок труда заключается в изменении хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экон. процессов. Сюда можно отнести налоговую, кредитно-денежную политики, госзакупки, политику в обласги амортизации основных фондов, стимулирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное — на спрос. С целью регулирования занятости и безработицы государство может применять целый комплекс методов, в частности, экон., адм., соц.-психологические. Под экон. методами подразумевается определенная политика достижения полной занятости за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня и конкретных ставок процента и подоходного налога; госзакупки как производительного, так и непроизводительного характера, усиления гос. сектора в экономике и др. К адм. методам относятся: снижение пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение миграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения. Гос. законодательные акты, регулирующие процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленные против дискриминации некоторых из них, в частности, молодежи и женщин. Соц.-психологические методы заключаются в обосновании и разъяснении политики полной занятости, достижении оптимального сочетания интересов работодателей и работников, привлечении работников к процессам управления па различных уровнях, разъяснении и объяснении объективной необходимости в условиях рыночной экономики наличия системы «соц. партнерства».

Показатели успеха должны относиться как к продукту проекта (эта группа критериев может быть, например, полностью определена в контракте, который является основанием для проекта), так и к процессам управления проектом (эта группа показателей чаще всего не предусматривается контрактами с заказчиком проекта, но очень важна для выполняющей проект организации).

Процессы управления качеством относятся не только к результатам проекта, но и к самому проекту, к процессам управления проектом. Неудачное управление качеством в любой из этих составляющих может привести к неудаче всего проекта. Например, неопытные руководители допускают следующие ошибки: г

Очевидно, что недостатки в управлении организацией не могут быть устранены корректировкой каких-либо отдельных элементов системы управления. Возникла объективная необходимость в освоении комплексного подхода к процессам управления, создания эффективных систем управления по критерию преодоления условий неопределенности деятельности организации и несоответствия системы управления современным требованиям рыночной экономики, в том числе переходного периода с учетом обеспечения экономического роста социальной направленности.

8 Большая часть «Тактического менеджмента» посвящена процессам управления культурными изменениями в орга-


В процессно-ориентированных командах аттестация

структуры прежде всего подразумевает, что, очевидно, не существует оптимальной организационной структуры, поскольку все они сами по себе инерционны, в то время как внешняя среда быстро меняется. Во всех структурах, за исключением процессно-ориентированных, наиболее сильно выражены вертикальные связи, которые укрепляют иерархию отчетности, предусматривают подчинение указаниям сверху и прокладывают каналы передачи информации в компании таким образом, что лица, принимающие решения, имеют факты, требующиеся для более эффективного процесса принятия решений. Вертикальные связи способствуют устойчивости организации в целом и помогают совершенствовать кадры путем повышения их квалификации в функциональных/ продуктовых областях.

ботка и внедрение процессно-ориентированных подразделений приведет к координальному пересмотру многих ранее используемых организационных технологий и стандартов, как-то: контроль, качество, методы управления, квалификационные требования, корпоративная культура, автоматизация, информатизация. В рамках одной компании представляется невозможным создание двух параллельных организационных стандартов, основанных для процессно-ориентированных и функционально-ориентированных подразделений. Создание же универсального стандарта, учитывающего требования функционально-ориентированной и процессно-ориентированной организации труда не способно в полной мере соответствовать требованиям ни первого, ни второго организационного типа. Исключением из правил может являться ситуация, рассматриваемая в переходный период при осуществлении реинжиниринга бизнес-процессов.

Одним из примеров выше сказанного может служить организация дивизионального типа, которую можнр рассматривать как переходную модель от функционально-- ориентированной структуры бизнеса к процессно-ориен-тированной. Структура организации дивизионального типа характеризуется наличием в ее составе как функциональных, так и процессно-ориентированных подразделений. В отличие от нее реинжиниринг должен привести к организации бизнеса, основанного исключительно на взаимодействии процессно-ориентированных подразделений. Различие обоих систем выражается в идеологии, основанной на системе ценностей, учете, контроле и коммуникационных связях. Пример структуры организации дивизионального типа представлен на рис. 1.1.1.

Рис. 1.1.1. Схема взаимодействия функциональных и процессно-ориентированных подразделений при дивизиональном типе управления

По своей сути функциональные подразделения являются арендодателями ресурсов компании и монополистами предоставляемых услуг. Установление цен за получаемые услуги и пользование активами является исключительной прерогативой монополиста — функциональных подразделений. Как правило, стоимость предоставляемых ресурсов и услуг складывается как сумма издержек функционально-ориентированных подразделений и суммы планируемой прибыли компании. Таким образом, складываются неравнозначные условия деятельности функциональных и процессно-ориентированных подразделений, т. к. оптимизация деятельности целиком ложится на плечи команд процессов. Что касается функциональных подразделений, то они не мотивированы оптимизировать свою хозяйственную деятельность, т.е. снижать уровень издержек. Их интерес выражается в обеспечении себя наиболее комфортными условиями труда, высокой и стабильной заработной платой и социальными льготами.

В задачу функциональных подразделений входит формальный учет их индивидуальных издержек и доходов, т. к. в организации дивизионального типа издержки всех функциональных подразделений суммируются и входят в структуру затрат процессно-ориентированных подразделений. Таким образом, цена услуг функциональных подразделений напрямую зависит от суммы их неоптимизи-рованных издержек, а не от рыночной стоимости аналогичных услуг.

Авторы научных статей и публикаций значительное место уделяют описанию эволюционного значения реинжиниринга, повествуя о позитивных переменах/связанных с его применением, но молчат относительно технологии самого моделирования. Остается тайной порядок взаимодействия процессно-ориентированных подразделений с другими — функционалйю-ориентированньши подразделениями компании.

Общим для всех процессно-ориентированных подразделений, сформированных по признаку производимого ими продукта деятельности, являются следующие технологические условия:

Наличие в структуре процессно-ориентированных подразделений функции по сбыту и обслуживанию клиента подразумевают ответственность за качество, сервис, темпы и гарантии поставляемой потребителю продукции (услуг).

Поскольку в организационной структуре компании команды процессов условно делятся на производителей и потребителей, то «основным» или «управляющим» всегда является подразделение-клиент, а не подразделение-исполнитель. Взаимоотношения процессно-ориентированных подразделений строятся с позиции клиента и производителя, где проповедуется всем известный принцип: «Клиент всегда прав». Подразделение, осуществляющее исследовательские, рекламные и сбытовые функции, по сути дела, является промежуточным звеном, или посредником между конечным, т.е. внешним потребителем, и подразделением-производителем, отвечающим за конечный цикл работ (услуг).


Причитающимся дивидендам Прибыльность доходность Прибыльность рентабельность Прибыльности отдельных Прибыльности убыточности Приблизительно одинаковы Придерживаться определенных Придерживаться стратегии Приемлемым вариантом Пригородном сообщении Предполагаемых покупателей Приходится обращаться Приходится отказаться вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика