|
Предприятий естественно
Влияние природных условий на производительность труда и себестоимость продукции является одной и:! основных особенностей добывающих отраслей промышленности. Если в обрабатывающей промышленности для приближения уровней себестоимости выпускаемой однородной продукции двух предприятий достаточно воспроизвести одинаковый уровень техники и технологии производства, а также организации труда, то в добывающей промышленности этого недостаточно, поскольку неизбежны колебания себестоимости добычи полезных ископаемых при различных природных условиях. Так, в 1974 г. соотношение минимальной и максимальной себестоимости добычи по пэзодобывающей отрасли достигло 50, нефтедобывающей — 32, угольной — 10.
Если первая группа предприятий достаточно хорошо развита и организована, то второй группе, до недавнего времени уделялось мало внимания. По существу за рамками холдингов оставались финансовые потоки, банковские структуры их организующие и поддерживающие. Вызвано это прежде всего тем, что в рамках одной ВИНК финансовое обслуживание проводят, как правило, несколько региональных коммерческих банков. Именно этот факт, по мнению авторов, приводит к финансовой дестабилизации компании, так как, при создании таких нефтяных холдингов, нарушен основной логистический прин-
Процентная ставка по акциям различных предприятий достаточно сильно варьируется. Как правило, чем выше риск вложения средств в акции той или иной организации, тем выше ожидаемый доход по ним.
Работа обоих предприятий достаточно рентабельна. Они имеют невысокую долю заемных средств, поэтому нет оснований в ограничениях при выдаче им кредита.
Изучение прибыльности и рентабельности производства конкретных продуктов, продукции отдельных предприятий и отраслей в настоящее время имеет большое значение, так как число убыточных предприятий достаточно велико.
В современном мире источников информации в отношении предприятий достаточно много, однако лишь один из них формируется и функционирует практически в обязательном порядке — это система бухгалтерского учета, организуемая на предприятии в соответствии с требованиями законодательства и/или экономической целесообразности. Данные, генерируемые в этой системе, обладают несколькими весьма важными свойствами: они верифицируемы, т. е. поддаются проверке; как правило, формируются по определенным, заранее принятым общим правилам; отличаются регулярностью, систематичностью и др.
исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.
При этом для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых налогов несравненно меньше, чем это предусмотрено в Кодексе, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами", лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах, уплачиваемых физическими лицами. Установленный в Кодексе перечень налогов содержит и альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия получают возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по новым скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов, который возникает при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи.
По мнению автора, в процессе перехода на международные стандарты в первую очередь необходимо обеспечить реальную "работоспособность" уже задекларированных принципов учета и закрепить те принципы, которые не нашли отражения в российских стандартах, например принцип нейтральности информации. И лишь затем следует разрабатывать учетные стандарты, определяющие специфические проблемы учета отдельных активов, обязательств, статей капитала и хозяйственных операций, опираясь на зарубежный опыт и учитывая практику, сложившуюся в России. Поскольку по форме финансовая отчетность российских предприятий достаточно близка к западному формату, необходимо наполнить ее реальным содержанием, определив правила учета и отражения статей на основании рекомендаций международных стандартов.
Для современного руководителя все большую значимость приобретает применение основных методов представления и пояснения коммерческой информации, которые лежат в основе формирования имиджа и маркетинговой стратегии многих предприятий. Достаточно взять годовой отчет любого предприятия, чтобы понять, до какой степени статистика и представление данных стали частью деловой жизни. Все реже встречаются годовые отчеты, не содержащие анализа данных и их представления в графическом виде. Как по форме, так и по содержанию методы представления данных способствуют лучшему понима-
Одним из важнейших факторов выбора ПО АИС-БУ является его функциональная полнота. Однако совершенно очевидно, что требования, предъявляемые к системам автоматизации бухгалтерского учета со стороны различных предприятий, достаточно индивидуальны. Например, одни предприятия, имеющие на балансе незначительное количество объектов основных средств, не нуждаются в развитой поддержке функций их учета. Другим — при выполнении расчетов по начислению зарплаты не требуются функции по учету северных надбавок, а на многих малых предприятиях не рассчитывают даже больничные листы и т.д. Поэтому требования к функциональной полноте ПО АИС-БУ должны рассматриваться индивидуально каждым предприятием. Кроме того, в понятие функциональная полнота в значительной степени вкладывается представление о степени автоматизации решения той или иной учетной задачи, а не о возможности или невозможности использования всей системы в целом из-за отсутствия конкретной функции. При этом следует иметь ввиду, что для многих программных систем отсутствие той или иной функциональности в базовой поставке не означает невозможности ее достижения при использовании имеющихся у них адаптационных средств. Мероприятия по преобразованию форм собственности, в первую очередь приватизация торговых предприятий, должны предусматривать решение не только организационных вопросов, т. е. как и кому передать магазин или кафе, но и экономических, направленных на создание отвечающих новым требованиям систем учета, контроля, анализа и планирования. При этом надо учитывать, что особенностью коммерческой деятельности любого предприятия в условиях формирующегося рынка, а надо полагать, и в дальнейшем — и это показал опыт создания кооперативов, малых предприятий, товариществ и обществ с ограниченной ответственностью — будет универсализация видов деятельности, а следовательно, и объектов экономического управления. Это, несомненно, должно найти свое отражение как в структуре маркетинговых служб, так и в составе функциональных задач всей коммерческой деятельности торговых предприятий, естественно, при достаточном товарном обеспечении.
Мероприятия по преобразованию форм собственности, в первую очередь приватизация торговых предприятий, должны предусматривать решение не только организационных вопросов, т. е. как и кому передать магазин или кафе, но и экономических, направленных на создание отвечающих новым требованиям систем учета, контроля, анализа и планирования. При этом надо учитывать, что особенностью коммерческой деятельности любого предприятия в условиях формирующегося рынка, а надо полагать, и в дальнейшем — и это показал опыт создания кооперативов, малых предприятий, товариществ и обществ с ограниченной ответственностью — будет универсализация видов деятельности, а следовательно, и объектов экономического управления. Это, несомненно, должно найти свое отражение как в структуре маркетинговых служб, так и в составе функциональных задач всей коммерческой деятельности торговых предприятий, естественно, при достаточном товарном обеспечении.
Реализация всех трех функций в процессе управления финансами предприятий, естественно, сопровождается контролем, без которого не обходится ни один управленческий процесс.
В квадранте 4 в противоположность квадранту 2 отражена ситуация, при которой уровень координации явно не соответствует высокой степени различий между подразделениями. Так, в условиях бартерных связей между предприятиями подчинение начальников отдела снабжения и отдела сбыта разным заместителям или включение этих отделов в различные интеграционнные схемы не способствует, как правило, стабильной и ритмичной работе предприятий. Естественно, такая ситуация обычно носит временный характер, и по мере изменения внешней среды (стабилизации финансовой системы) необходим, в зависимости от ситуации, переход в квадрант 1 или квадрант 3.
когда МП НТС, успешно развивающие свою деятельность, могут быть заинтересованы в выходе из ИТЦ и приобретении собственных производственных площадей, РФНТР мог бы выступить в качестве посредника и гаранта при получении необходимых инвестиций и приобретении производствен ных площадей у тех же конверсионных предприятий. Естественно, что все МП НТС должны сохранять доступ к имеющейся у РФНТР инфраструктуре сервиса: консультационной, коммуникационной и т.д.
Реализация вышеназванных функций в процессе управления финансами предприятий естественно сопровождается и осуществлением контроля как одной из функций любого управленческого процесса.' Естественно, можно возразить, что функция регулирования, как и контрольная, является функцией процесса управления. Но здесь речь идет не Об абстрактном регулировании «вообще», а о регулировании
Заниматься диверсификацией предприятия вынуждает ряд причин, среди которых одними из главных являются стремление уменьшить или распределить риск ( «не все яйца в одной корзине»), а также стремление уйти со стагнирующих рынков и получить финансовые выгоды от работы в новых областях. Последние два фактора — стагнирующий рынок и стремление освоить новые области деятельности — являются главными причинами диверсификации российских предприятий. Естественно, диверсификация предполагает выявление именно того вида деятельности (продукции), в которой можно
В современной ситуации при наличии на предприятии определенной корпоративной стратегии набор таких направлений может быть изменен или скорректирован. Так, при стратегии диверсификации вместо научно-технического направления будет направление по определению новых видов продукции и/или новых рынков. Социальное направление может быть уточнено: речь может идти об управлении персоналом предприятия либо о программе «Человек» (так в 1996 г. названа программа на одном из новосибирских предприятий). Естественно, что вместо направления «Отношения с поставщиками и потребителями» появляется направление, связанное с маркетингом. Может появиться и дополнительное финансовое направление. Однако, на наш взгляд, при этом обязательно должно быть сохранено экономическое направление, которое охватывает широкий круг проблем, связанных с планированием, нормированием, регулированием деятельности предприятия.
предприятий. Естественно предположить, что чем больше предприятие, тем
предприятий естественно монопольных отраслей. Предложены принципы
малых предприятий. Естественно предположить, что такая статистика ха-
Приобретает первостепенное Приобретают первостепенное Приобретения имущества Приобретения материально Приобретения облигации Предполагает обязательный Приобретения стоимость Приобретением нематериальных Приобретение автотранспортных Приобретение дополнительного Приобретение инвентаря Приобретение материалов Приобретение необходимого вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|