Представители государственных



ЗАБАСТОВКА — разновидность соц. (организационного) конфликта. Выражается в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением ряда требований экон., соц. или политического характера. Особенности 3. как конфликта — массовый характер участия в ней работающих, наличие органов управления, которые ее организуют и направляют, существенное влияние на тех, против кого она направлена. Причинами 3. могут быть: экон. (невыплаты заработной платы, ухудшение условий труда); соц. (снижение жизненного уровня, невозможность найти справедливости, проведение приватизации); политические (недовольство местными властями, правительством). При организации 3. объективные причины усиливаются личными амбициями и претензиями отдельных индивидов, желающих возглавить забастовочное движение, направить массовое возмущение в нужное для них русло. Этапы развития 3. как конфликта: а) нарастание уровня соц. напряженности в коллективе, еще не осознанный всеми участниками событий; б) рост недовольства, осознание конфликтности ситуации, начало структуризации процесса (формирование стачкомов, выработка требований, организация митингов, отдельные невыходы на работу); в) возникновение инцидента (активизация действий забастовочных комитетов или какое-то внешнее воздействие) и переход соц. напряженности в острый конфликт; г) массовый невыход на работу с выдвижением конкретных требований; д) проведение переговоров с администрацией, достижение определенных компромиссов, полное или частичное удовлетворение требований бастующих; е) спад соц. напряженности до фонового уровня, возобновление работы. Участниками 3., как правило, являются три стороны: представители бастующих (профсоюзы, стачкомы); представители собственников (администрация); представители государства (вышестоящая организация, министерство, служба по урегулированию трудовых споров, арбитраж, суд). Роль каждого из перечисленных субъектов конфликта в каждой стране реализуется по-своему, в соответствии с действующим законодательством. В

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - система мероприятий, обеспечивающих сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей. Такое сотрудничество осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (организаций) и отраслей народного хозяйства, заключения коллективных договоров и соглашений, регулирующих соц.-трудовые отношения. Специфической формой С.п. выступает трипартизм (т.е. состоящий из трех частей), означающий, что к привычным партнерам, представляющим работников и работодателей, присоединяются еще и представители государства, органов исполнительной власти. Такое сотрудничество может осуществляться как на постоянной основе, так и нерегулярно, лишь в случаях обострения соц. ситуации в отрасли, регионе или в стране в целом. В РФ система С.п. имеет свои особенности. Она начала складываться в условиях осуществления соц.-экон. реформ, направленных на переход страны к рыночной экономике. 11 марта 1992 г. принят Закон "О коллективных договорах и соглашениях". 20 октября 1995 г. Гос. Дума внесла в него ряд существенных изменений и дополнений. Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров в организациях и разного рода соглашений (генерального, регионального, отраслевого тарифного, профессионального тарифного и иных) в целях содействия договорному регулированию соц.-трудовых отношений и согласованию соц.-экон. интересов работников и работодателей.

ТРИПАРТИЗМ — принцип организации отношений соц. партнерства, когда в разработке и принятии решений, касающихся вопросов соц. обеспечения, занятости, оплаты труда работающих, на равных участвуют три стороны: представители государства, работодателей (объединения предпринимателей) и работающих в лице профсоюзов. Организационной формой Т. на федеральном уровне выступает Российская трехсторонняя комиссия, которая наделена соответствующими полномочиями в соответствии с "Положением о Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений" (постановление Правительства РФ от 12 декабря 1994 г.). Этот принцип заложен в Федеральном законе "О порядке разрешения трудовых споров" (1995). Для ведения переговоров со стороны государства в апреле 1996 г. создана служба по урегулированию коллективных трудовых споров при Министерстве труда РФ, в состав которой входят Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и терр. органы.

В конце 2000 г. остро встал вопрос об улучшении деятельности представителей государства в органах управления акционерных обществ. Факт в том, что все недостатки в деле управления государством своими пакетами акций в приватизированных предприятиях остались такими же, как пять лет назад. Дело почти не сдвинулось с мертвой точки. На конец 2000 г. в собственности государства находились пакеты акций 33505 открытых АО, а в отношении 504 компаний используется специальное право государственного участия в них по принципу «Золотой акции». Интересы государства в акционерных структурах представляли 3217 человек. Однако деятельность этих людей бессистемна. Отраслевые министерства и ведомства самоустранились от работы с подопечными. В ряде случаев представители государства нарушали полученные директивы, голосовали вопреки им.

Но здесь надо учитывать, что господство частного сектора в экономике неизбежно ведет к господству частного капитала в политике, а это несовместимо с главной функцией государства как гаранта социальной справедливости. В то же время наличие мощного государственного сектора создает в известной мере условия для сохранения бюрократии. Выход один: государственные предприятия должны быть лишены монопольного положения по сравнению с другими формами собственности и поставлены в условия рыночной конкуренции. Этого можно достичь путем акционирования предприятий, причем государство должно быть основным держателем акций. Тогда представители государства будут не только находиться в правлении, но и играть немаловажную роль в принятии решений. При этом государство получает и налог с прибыли, и дивиденды по акциям.

Представители государства в органах управления акционерных обществ (товариществ и иных предприятий смешанной формы собственности), акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности, осуществляют свою деятельность в органах управления указанных обществ в соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» от 10 июня 1994 г., решениями Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти или Российского фонда федерального имущества (РФФИ), от имени которых они действуют согласно законодатель-

Обеспечение представления интересов государства по находящимся в федеральной собственности акциям акционерного общества осуществляет коллегия представителей государства. В состав коллегии входят руководители министерств и их департаментов, руководители государственных учреждений, председатели комитетов по управлению государственным имуществом, крупные специалисты. При возникновении задолженности акционерного общества по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и взносам в государственные внебюджетные фонды представители государства обязаны:

В конце 2000 г. остро встал вопрос об улучшении деятельности представителей государства в органах управления акционерных обществ. Факт в том, что все недостатки в деле управления государством своими пакетами акций в приватизированных предприятиях остались такими же, как пять лет назад. Дело почти не сдвинулось с мертвой точки. На конец 2000 г. в собственности государства находились пакеты акций 33505 открытых АО, а в отношении 504 компаний используется специальное право государственного участия в них по принципу «Золотой акции». Интересы государства в акционерных структурах представляли 3217 человек. Однако деятельность этих людей бессистемна. Отраслевые министерства и ведомства самоустранились от работы с подопечными. В ряде случаев представители государства нарушали полученные директивы, голосовали вопреки им.

представители государства в органах управления акционерного общества, не

рынке не будут обращаться. Представители государства будут противодейство-

довом рынке не будут обращаться. Представители государства будут


Рассмотренными категориями лип, естественно, не исчерпывается круг потенциальных аналитиков; сюда относятся и те лица (физические и юридические), кто вынужден периодически заниматься финансово-ориентированными аналитическими расчетами: инвесторы, поставщики различных видов ресурсов, кредиторы, представители государственных органов, граждане и др. Причины, побуждающие их к подобному анализу, определяются спецификой соответствующей ситуации и легко могут быть сформулированы. Например, очевидно, что никакой поставщик не будет невынужденно заключать наобум договор о поставке своей продукции — оформлению договорных отношений всегда предшествует некоторый анализ имущественного и финансового положения будущего контрагента; безусловно, глубина анализа может существенно варьировать: от простейшего, проводимого собственными силами и заключающегося, например, в ознакомлении с последним годовым отчетом контрагента, до весьма детального и проводимого, в частности, с привлечением профессиональных экспертов.

Целый ряд крупных акционерных обществ был создан при непосредственном участии государства. В начале 1990-х годов в условиях начавшейся приватизации указами Президента РФ был учрежден ряд крупных государственных предприятий в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности либо акционерных обществ открытого типа. Тогда же были утверждены их уставы, председатели и члены советов директоров - представители государственных органов. ОАО «Газпром» было создано на основе постановления Правительства РФ, и на момент учреждения в него вошли предприятия, 100% капитала (имущества) которых принадлежат обществу. ОАО «Газпром» утверждало и уставы этих предприятий.

В состав региональной комиссии входят представители администрации территорий (отдела или департамента управления государственным имуществом, финансового управления), территориальных подразделений фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции и налоговой полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, Центрального банка и др. При региональной комиссии создается консультационно-совещательный орган — экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников рынка ценных бумаг и их союзов, иных общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты.

Первоначально международные КОНСОРЦИУМЫ возникли в банковской сфере, а в послевоенные годы стали использоваться и в других областях хозяйственной жизни. Объединяясь в КОНСОРЦИУМ компании преследуют цель повышения технической и коммерческой конкурентоспособности своей продукции. Специфика организации КОНСОРЦИУМА состоит в заключении заказчиком контрактов с каждой из фирм-участниц. Стороны являются юридически самостоятельными партнерами. Для КОНСОРЦИУМА типична централизованная схема управления, при участии государства двухярусная. Возглавляются комитетами по управлению, советами директоров и т.д., куда входят представители государственных организаций стран-участниц. На этом уровне решаются вопросы финансирования, распределения заданий между участниками. На уровне фирм создаются координационные комитеты, в ведении которых находятся организационно-технические вопросы. Финансирование КОНСОРЦИУМА осуществляется за счет средств его участников. Основным способом финансирования является приобретение участниками титулов на паевые взносы в капитале. Особую роль при создании КОНСОРЦИУМА играют мотивы, которые наглядно проявляются в проектах, важных с точки зрения национальной безопасности, престижа или технического превосходства (космос, авиация, связь, компьютеры, биотехнология, оборона и т.д.).

Другой важный орган, образуемый ФКЦБ — Экспертный совет. В него входят не только представители государственных органов, но и профессиональных участников рынка ценных бумаг, СРО, независимые эксперты.

В состав Совета должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.

Федеральной комиссией создается консультативно-совещательный орган — Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, в состав которого входят 25 членов: представители государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений и независимые эксперты.

Экспертный совет является консультативно-совещательным органом, в состав которого входят 25 членов: представители государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, их саморегулируемых организаций, союзов, ассоциаций и независимые эксперты. Функции ФКЦБ мы рассмотрим в отдельном параграфе.

3. Представители государственных органов, контролирующие соответствие деятельности фирмы отраслевому законодательству.

Представители государственных органов управления и контроля

Представители государственных структур (дирекции)


Предприятия определяют Предприятия организация Предприятия организатора Предприятия основанного Предприятия осуществляющего Предприятия отдельные Предприятия относящиеся Предприятия отсутствие Предприятия перспективы Предоставляются предприятиям Предприятия подразделяются Предприятия показатели Предприятия получаемый вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика