|
Представители общественных
ления уровня цен была количественная теория денег (quantity theory of money), согласно которой люди хранят деньги для осуществления различных видов сделок. Хотя многие представители классической школы были сторонниками количественной теории денег, современные экономисты считают, что наибольший вклад в ее разработку внес американский экономист Ирвинг Фишер (Fisher, 1867—1947) из Иельского университета. Упрощенная модель количественной теории денег основывается на уравнении обмена (equation of exchange):
Таким образом, в конечном счете фактические размеры совокупных сбережений и потребительских расходов не зависят от Осторожности, Предусмотрительности, Расчетливости, Стремления к лучшему, Независимости, Предприимчивости, Гордости или Скупости. Ни добродетель, ни порок не играют здесь никакой роли. Все зависит от того, насколько благоприятна для инвестиций норма процента (сравниваемая с предельной эффективностью капитала) (56) . Но в таком утверждении все же содержится, пожалуй, некоторое преувеличение. Если бы норма процента регулировалась таким образом, чтобы постоянно поддерживать полную занятость, тогда добродетель могла бы быть восстановлена в правах; темпы накопления капитала тогда действительно зависели бы от того, насколько ослаблена склонность к потреблению. Таким образом, дань, которую представители классической экономической теории отдают добродетели, опять-таки вытекает из их молчаливого допущения, будто норма процента всегда именно так и регулируется.
В отличие от неоклассической школы, допускающей, что сбережения и инвестиции могут быть в действительности и не равны, классическая теория в ее ортодоксальном виде считала, что они равны. Маршалл, например, вне всякого сомнения, полагал, хотя и не высказывал этого в ясной форме, что совокупные сбережения и совокупные инвестиции по необходимости равны между собой. Большинство представителей классической школы заходили еще дальше, считая, что каждый индивидуальный акт увеличения сбережений неизбежно порождает соответствующий акт увеличения инвестиций. В связи с этим надо заметить, что нет серьезного различия между моим графиком предельной эффективности капитала или графиком инвестиционного спроса и кривой спроса на капитал в понимании некоторых авторов классической школы, которых мы цитировали выше. Когда же мы подходим к склонности к потреблению и ее естественному следствию - склонности к сбережению, расхождения уже начинают намечаться ввиду того особого значения, которое представители классической школы придавали воздействию нормы процента на склонность к сбережению. Впрочем, надо думать, они не стали бы отрицать, что уровень дохода также оказывает важное воздействие на объем сбережений. Я же со своей стороны не стану отрицать, что норма процента может, пожалуй, оказывать влияние (хотя и не обязательно влияние того рода, которое предполагает классическая школа) на сумму, сберегаемую из данного дохода. Все эти точки соприкосновения можно обобщить в виде положения, с которым классическая школа должна согласиться и которое я не буду оспаривать. Оно заключается в том, что если уровень дохода принять за данную величину, то мы можем заключить, что текущая норма процента должна находиться в точке, где кривая спроса на капитал, соответствующего различным уровням нормы процента, пересекается с кривой сбережений из данного дохода при различных нормах процента.
к лучшему, Независимости, Предприимчивости, Гордости или Скупости. Ни добродетель, ни порок не играют здесь никакой роли. Все зависит от того, насколько благоприятна для инвестиций норма процента (сравниваемая с предельной эффективностью капитала) (56) . Но в таком утверждении все же содержится, пожалуй, некоторое преувеличение. Если бы норма процента регулировалась таким образом, чтобы постоянно поддерживать полную занятость, тогда добродетель могла бы быть восстановлена в правах; темпы накопления капитала тогда действительно зависели бы от того, насколько ослаблена склонность к потреблению. Таким образом, дань, которую представители классической экономической теории отдают добродетели, опять-таки вытекает из их молчаливого допущения, будто норма процента всегда именно так и регулируется.
В отличие от неоклассической школы, допускающей, что сбережения и инвестиции могут быть в действительности и не равны, классическая теория в ее ортодоксальном виде считала, что они равны. Маршалл, например, вне всякого сомнения, полагал, хотя и не высказывал этого в ясной форме, что совокупные сбережения и совокупные инвестиции по необходимости равны между собой. Большинство представителей классической школы заходили еще дальше, считая, что каждый индивидуальный акт увеличения сбережений неизбежно порождает соответствующий акт увеличения инвестиций. В связи с этим надо заметить, что нет серьезного различия между моим графиком предельной эффективности капитала или графиком инвестиционного спроса и кривой спроса на капитал в понимании некоторых авторов классической школы, которых мы цитировали выше. Когда же мы подходим к склонности к потреблению и ее естественному следствию - склонности к сбережению, расхождения уже начинают намечаться ввиду того особого значения, которое представители классической школы придавали воздействию нормы процента на склонность к сбережению. Впрочем, надо думать, они не стали бы отрицать, что уровень дохода также оказывает важное воздействие на объем сбережений. Я же со своей стороны не стану отрицать, что норма процента может, пожалуй, оказывать влияние (хотя и не обязательно влияние того рода, которое предполагает классическая школа) на сумму, сберегаемую из данного дохода. Все эти точки соприкосновения можно обобщить в виде положения, с которым классическая школа должна согласиться и которое я не буду оспаривать. Оно заключается в том, что если уровень дохода
Представители классической макроэкономики отрицали, что недостаточность расходов может носить долговременный характер. Под недостаточностью они понимали такой уровень расходов, когда их не хватает для покупки продукции, произведенной при полной занятости. Это отрицание было отчасти основано на законе Сэя, названном так по имени французского экономиста XIX в. Дж. Б. Сэя (J.B. Say). В основе закона Сэя лежит нехитрая идея о том, что сам процесс производства товаров приносит доход, равный их стоимости. Производство любого объема продукции автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всей продукции на рынке, то есть доход, необходимый для закупки всего того, что было произведено. Таким образом, предложение само создает себе спрос.
бер, к тому же с именем Ф.Тейлора связано возникновение современной американской теории "научного менеджмента". Этому посвящены такие его труды: "Управление фабрикой" (1903 г.), "Принципы научного управления" (1911 г.), "Показания перед специальной комиссией конгресса" (1912 г.). Значительность вклада "классической школы" заключается в широкомасштабном применении аналитического, "научного" метода к совершенствованию управления производством. Представители "классической школы" сформулировали ряд "всеобщих принципов", направленных на функционирование системы управления. К ним относятся принципы: цели; специализации; координации власти; соответствия полномочий и ответственности и наоборот; диапазона контроля и управления; баланса передачи функций.
Представители классической экономической школы полагали, что в рыночной
По одну сторону теоретических «баррикад» встали представители классической политэкономии, вооруженные трудовой теорией стоимости, а по другую — сторонники неоклассицизма со своей нетрудовой концепцией ценности благ. Разбор этих учений начнем с первоначально возникшей теории классиков.
Несомненно, важен и анализ соотношения экономических и этических правил в координационной деятельности. В частности, представляет интерес вопрос: возможна ли общественная координация без этики или необходимо привнесение некоего обязательного этического кодекса для того, чтобы экономика могла полностью реализовать весь свой потенциал? Вряд ли вызовет возражение утверждение, что любому обществу, чтобы нормально функционировать, требуется не только соответствующая система стимулов, но и обязательное для всех соблюдение определенных принципов. Ведь действие корыстного интереса благотворно не потому, что корыстный интерес каждого и благо для всех некоторым естественным образом совпадают, как считали представители классической политической экономии, а потому, что устройство общественных институтов позволяет координировать действие корыстных интересов в таких направлениях, в каких они не могут не действовать благотворно. На это обратили внимание представители «исторической школы», указав, что даже свободное предпринимательство, как оно рассматривается представителями классической политической экономии, всегда ограничивается нравственными рамками.
1 Как вы помните, представители меркантилизма отождествляли богатство нации с количеством драгоценных металлов, физиократы — продуктами сельского хозяйства, а представители классической политической экономии трактовали богатство как совокупность продуктов материального производства. Организационная работа по составлению плана социального развития начинается с проведения партийно-хозяйственного актива предприятия, на котором определяются задачи работы и создается специальная комиссия, состав последней утверждается приказом директора предприятия. В состав комиссии должны входить директор предприятия или его заместитель, руководители подразделений предприятия, представители общественных организаций, рабочие, инженеры, служащие.
Эффективное планирование всех работ по внедрению и совершенствованию внутрипроизводственного хозрасчета и управление ими могут быть осуществлены лишь в условиях единого руководства. Для этого на предприятии создается общезаводская комиссия по внедрению и совершенствованию внутризаводского хозрасчета под председательством директора или его заместителя по экономическим вопросам —• главного экономиста. В состав комиссии входят главный инженер, главный бухгалтер, начальники отделов (планового, финансового, организации труда и заработной платы, производственного, материально-технического снабжения и сбыта и др.), а также представители общественных организаций. Создание комиссии оформляется приказом по предприятию.
Для улучшения подготовки плана на предприятии создают общезаводские и цеховые комиссии, в которые входят руководители производств, представители общественных организаций. Нередко для разработки необходимых мероприятий и оказания помощи изобретателям и рационализаторам создают комплексные бригады с включением в их состав наиболее квалифицированных специалистов. Сложные предложения передают для разработки в специальные научно-исследовательские институты.
НАСТАВНИЧЕСТВО — форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и т.п. Н. имеет индивидуальную и коллективную формы. В Н. сложился ряд направлений: коллективное шефство первичного коллектива (бригады, участка) над отдельными молодыми рабочими; индивидуальное шефство ветеранов труда над группой новичков и Н. в рамках семейных династий и др. В организации вводится должность мастер-наставник, под руководством которого молодой рабочий осваивает профессию и проходит период адаптации к труду коллектива. Подбор наставников ведется индивидуально, с учетом мнения коллективов бригад, смен, участков, где они работают, отделами кадров, руководителями цехов, мастерами. Для координации деятельности наставников организуются советы наставников, в которые выбираются лучшие представители из числа рабочих, педагогов, а также представители общественных организаций и администрации. В совете наставников создаются два сектора; производственный (работа по повышению де-
В состав рассматриваемой группы, которая возглавляется главным инженером или одним из его заместителей, наряду с работниками инженерных служб, производств, цехов входят представители общественных организаций.
Для планирования и управления социальным развитием в организации рекомендуется создавать постоянно действующий Совет по социальному развитию или аналогичный орган на время составления плана. В состав Совета включаются руководители подразделений, отделов и служб, представители общественных организаций, передовые рабочие и служащие. Координацию разработки плана ведет рабочая группа Совета в составе пяти-шести человек. Ответственность за увязку плана с технико-экономическими разделами плана экономического и социального развития несет плановый отдел.
Для улучшения подготовки плана на предприятии создают общезаводские и цеховые комиссии, в которые входят руководители производств, представители общественных организаций. Нередко для разработки необходимых мероприятий и оказания помощи изобретателям и рационализаторам создают комплексные бригады с включением в их состав наиболее квалифицированных специалистов. Сложные предложения передают для разработки в специальные научно-исследовательские институты.
Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, лабораторий (центров), а также экспертов-аудиторов организует и осуществляет Госстандарт России. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией и состоянием ее производства осуществляет орган, проводивший ее сертификацию, с привлечением территориальных органов. В инспекционном контроле могут принимать участие представители общественных организаций и торговой инспекции. При проведении инспекционного контроля может использоваться информация, поступившая от этих органов.
Общественная палата, в состав которой входят представители общественных организаций,
Для формирования экспертных групп подбирались специалисты трех уровней: начальники оцениваемого руководителя, коллеги и подчиненные. По каждому из трех уровней оценки количество экспертов должно быть не менее 2-х человек. Оптимальное число экспертной группы по оценке деловых и личностных качеств конкретного руководителя, как правило, составляет 6-7 человек. В некоторых случаях в состав экспертных групп включаются представители общественных организаций предприятий или объединений.
ют, отделами кадров, руководителями цехов, мастерами. Для координации деятельности наставников организуются Советы наставников, в которые выбираются лучшие представители из числа рабочих педагогов, а также представители общественных организаций и администрации. В Совете наставников создаются два сектора: производственный (работа по повышению деловой активности и технического уровня наставников, смотров конкурсов среди наставников); методический (педагогическое воспитание наставников, их методическая подготовка, экскурсии на родственные организации по обмену опытом работы).
прома СССР, в состав которого вошли руководящие работники предприятий и организаций отрасли, всесоюзных промышленных объединений и центрального аппарата министерства, представители общественных организаций и научно-технических обществ, молодые рабочие, специалисты и научные работники. Совет возглавлял заместитель министра.
Предприятия определения Предприятия организационно Предприятия ориентированные Предприятия особенности Предприятия осуществляют Предоставляются дополнительные Предприятия относительно Предприятия отсутствуют Предприятия планирование Предприятия появляются Предприятия подразделения Предприятия пользователи Предприятия полученная вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|