Представлении бухгалтерской



Хозяйственный или географический сегмент, для которого в соответствии с МСФО № 14 требуется представление сегментной информации, назван отчетным сегментом. Формирование отчетности по таким сегментам необходимо как внешним, гак и внутренним пользователям, поскольку, с одной стороны, она включается в финансовую отчетность, с другой — лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.

Хозяйственный или географический сегмент, для которого в соответствии с МСФО № 14 требуется представление сегментной информации, назван отчетным сегментом. Формирование отчетности по таким сегментам необходимо как внешним, так и внутренним пользователям, поскольку, с одной стороны, она включается в финансовую отчетность, с другой — лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.

Предполагается, что сегментная информация в большей степени обладает экономической релевантностью; что с такой информацией пользователи смогут более обоснованно оценивать прошлую деятельность представляющего отчетность субъекта, его перспективы на будущее, подверженность риску и стратегию руководства в области диверсификации. В результате такая информация поможет им принимать лучшие решения относительно инвестирования и кредитования. Следовательно, представление сегментной отчетности способствует реализации посредством бухгалтерской отчетности функций подотчетности и полезности для принятия решений.

В 1987 г. ASC опубликовал консультативный документ по раскрытию сегментной информации, за которым в ноябре 1988 г. последовал ED 45. Отклики на оба проекта были сопоставлены и приняты к рассмотрению. После длительного подготовительного периода в июне 1990г. увидел свет SSAP 25 «Представление сегментной отчетности» (Segmental Reporting). В нем были расширены требования, предъявлявшиеся законодательством и фондовой биржей. В нем также был принят 10%-ный критерий значимости (но не 75%-ный), в полном соответствии с американскими стандартами

Число стандартов и нормативных документов, касающихся раскрытия сегментной информации, растет как на национальном, так и на международном уровне. Это является отражением тенденций развития бизнеса, особенно распространения многонациональных корпораций. Однако представление сегментной от-

Опыт многих стран показывает, что фирмы по разным причинам неохотно идут на представление сегментной информации. Вопросы возникают по поводу логичного разбиения на сегменты, распределения общих затрат, трактовки трансфертного ценообразования и оценки активов по сегментам [53; 47]. Существуют споры относительно надежности, объективности и проверяемости конкретных финансовых сведений, раскрываемых по-сегментно, особенно если сегменты определяются случайным образом. Представляемая финансовая информация будет бессмысленной, так как на выбор сегментов могут оказывать влияние как сознательные манипуляции, так и неумышленная дискриминация [33, с.50]. Поэтому критики призывали к установлению более конкретных и эффективных критериев определения сегментов и связанных с ними зон по направлениям деятельности и географическому местоположению. В число потенциальных ограничений для раскрытия сегментной информации входят затраты на сбор, обработку и распространение сведений, а также, что важнее, вероятность причинения ущерба со стороны конкурентов [32; 87].

Грей, МакСвини и Шоу (Gray, McSweeny and Shaw) отмечают, что представление сегментной отчетности до сих пор ограничивалось раскрытием и опубликованием анализа основных сведений, таких, как выручка от реализации, прибыль, активы, новые капиталовложения и т.д. Авторы полагают, что в области сегментной отчетности существуют перспективные направления, такие, как представление информации в разбивке по странам, что было бы выгодно правительствам и профсоюзам, которые желали бы не просто оценивать многонациональные компании в целом и по сегментам, но также располагать более полными сведениями на уровне страны [47, с.85].

Как и прочие вопросы представления отчетности, сегментная отчетность уже «вызвала споры по поводу ее практического применения, существа учетных стандартов, влияния на пользователей и рынок и потенциальной прогнозной способности» [14, с. 103]. На сегодняшний день не существует убедительных доказательств того, что представление сегментной отчетности приносит пользу. Однако, так как распространено мнение о том, что такая отчетность содержит полезную информацию о риске, обороте и прибыльности различных направлений предпринимательской деятельности компании, для прояснения еще не получивших своего разрешения вопросов требуются дальнейшие исследования. Представляется также необходимым анализ соотношения затрат и выгод. Кроме того, рассмотрению подлежат учет структуры компании, вопрос идентификации и различные тонкости раскрытия информации.

Отчетный сегмент — это отраслевой или географический сегмент, определенный на основе приведенных выше определений, для которого согласно МСФО 14, требуется представление сегментной информации.

В конкретной ситуации возможно наилучшим образом раскрыть информацию по сегментам при использовании "матричного представления" сегментной отчетности, при котором и хозяйственным, и географическим сегментам присваивается первичный формат с полным раскрытием всей информации по обоим типам сегментов. Такое раскрытие сегментной информации может быть более уместным для пользователей финансовой отчетности. Следует иметь ввиду, что МСФО 14 не требует, но и не запрещает "матричное" представление сегментной отчетности.

В конкретной ситуации возможно наилучшим образом раскрыть информацию по сегментам при использовании «матричного представления» сегментной отчетности, при котором и хозяйственным, и географическим сегментам присваивается первичный формат с полным раскрытием всей информации по обоим типам сегментов. Такое раскрытие сегментной информации может быть более уместным для пользователей финансовой отчетности. Следует иметь в виду, что МСФО-14 не требует, но и не запрещает «матричное» представление сегментной отчетности.


Авторы преуспели в представлении бухгалтерской науки как искусства, в легко читаемой, дружественной для читателя форме. Использование простых примеров позволяет читателям книги легко овладевать рассматриваемыми понятиями. Профессионалы обнаружат большую пользу раздела «Глоссарий», дающего им возможность освежить и расширить свои знания. Преподаватели будут удовлетворены краткими и понятными определениями бухгалтерских терминов.

Структурный анализ представляет совокупность методов исследования структуры. Он основан на представлении бухгалтерской отчетности в виде относительных величин, характеризующих структуру, т.е. рассчитывается доля (удельный вес) частных показателей в обобщающих итоговых данных о собственном и заемном капитале.

Структурный анализ представляет совокупность методов исследования структуры. Он основан на представлении бухгалтерской отчетности в виде относительных величин, характеризующих структуру, т.е. рассчитывается доля (удельный вес) частных показателей в обобщающих итоговых данных о собственном и заемном капитале.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, положениями по бухгалтерскому учету: «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля

6. Организация вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по формам бухгалтерской отчетности, приведенным в приложении к настоящему приказу, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации № 6417-ПК от 6 августа 1999 г. указанный приказ в государственной регистрации не нуждается).

9. При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 48, ст. 5369), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н

5. Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и без представления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

К сожалению, проблема противоречия финансовых и налоговых целей при подготовке и представлении бухгалтерской отчетности в Программе реформирования бухгалтерского учета должным образом не поставлена. Более того, на сегодняшний день практически отсутствует какая-либо связь между процессом реформирования бухгалтерского учета и налоговой реформой, в т.ч. разработкой налоговых законов и Налогового кодекса. В результате не исключены ситуации, когда изменения в правилах бухгалтерского учета оказывают непосредственное влияние на величину налогооблагаемой базы. Данные проблемы касаются, прежде всего, переоценок имеющихся у предприятия оборотных активов по рыночной стоимости, начисления амортизации, а также создания резервов.

6. Организация вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по формам бухгалтерской отчетности, приведенным в приложении к настоящему Приказу, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от б июля 1999 г. № 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации № 6417-ПК от б августа 1999 г. указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается).

9. При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 48, ст. 5369), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 1998 г., регистрационный номер 1598), Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации № 6417-ПК от б августа 1999 г. указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается), и иными положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. № 56 (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минфина России от 28 декабря 1994 г. № 173 (по заключению Минюста России от 4 января 1995 г. № 07-01-838-94 не нуждается в государственной регистрации, а также Приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15 (по заключению Минюста России от 7 марта 1997 г. № 07-02-232-97 в государственной регистрации не нуждается), Приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81 (по заключению Минюста России от 08.08.95 № 07-01-570-95 в государственной регистрации не нуждается), отдельными рекомендациями и указаниями, регламентирующими вопросы составления бухгалтерской отчетности, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме


Предприятия принимает Предприятия приобретение Предприятия процедура Предприятия происходит Предприятия производить Предприятия производственных Предприятия промышленные Предоставления финансовых Предприятия работников Предприятия рассчитывается Предприятия различают Предприятия разрабатывается Предприятия реализация вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика