|
Преобразования государственных
В рыночных условиях, когда цели и развитие экономики диктуются потребителями рынка, формы интеграции капитала становятся добровольными. Они определяются представителями рынка с учетом спроса на производимую ими продукцию (услуги) и удовлетворения этого спроса на конкурентной основе. Для формирования эффективной структуры экономики государство поощряет развитие производства посредством системы льгот в области налогообложения, централизованных кредитов, формирования собственности и т. д. Наиболее эффективно это реализуется через создание и поддержку финансово-промышленных конгломератов и иных организационных форм объединения банковского капитала, ресурсов науки, промышленности и государства. Одной из наиболее эффективных форм такой интеграции и являются финансово-промышленные компании (объединения). Создание их избрано в России в качестве приоритетного направления преобразования экономики и промышленной политики.
Региональный подход к реализации экономических реформ призван перенести ответственность за осуществление реформ с центральных органов на местные, довести макроэкономические реформы до каждого региона. Реализация на деле подобной корректировки реформ способна сделать процессы преобразования экономики не только необратимыми, но главное - результативными.
Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения. Объяснялось это не только и не столько тем, что цены занимают исключительно важное место в экономическом механизме, сколько тем обстоятельством, что Правительство РФ, приступая к реформированию экономики страны, по существу, не имело развернутой программы действий. Поэтому поначалу основное внимание было сосредоточено на наиболее легко осуществимом и в то же время на наиболее результативном направлении — на либерализации цен. Что же касается вопросов структурной перестройки производства, приватизации государственной собственности, демонополизации производства, финансовой поддержки определенных сфер экономики и других достаточно важных для формирования среды вопросов, то считалось, что они будут решаться в основном естественным путем, в результате функционирования свободных цен. В сущности это означало, что предприятия сами должны приспосабливаться к новым условиям хозяйствования, иногда даже путем изменения профиля своей деятельности. Те из них, которые оказывались неспособными выжить в такой ситуации, должны были стать банкротами.
преобразования экономики. Речь идет о целевом формировании прежде всего
курс на рыночные преобразования экономики требовал внесения карди-
Совершающиеся на наших глазах преобразования экономики
ности. В Боливии преобразования экономики развернулись в ситуации глубокого финансового кризиса, который развивался на фоне серии государственных переворотов. В Уругвае изменение экономической стратегии было предпринято после того, как общество перешло от военного правления к гражданскому.
Обеспечение финансово-организационных условий для инновационных процессов. Структурные преобразования экономики не являются приоритетной задачей исключительно в период экономических реформ: именно эффективно функционирующая экономика обеспечивает непрерывный процесс замены уста-
Рецессия — одна из форм проявления видоизменения структуры циклов воспроизводства, происходящего под влиянием мировой экономической трансформации, в частности радикального преобразования экономики развитых стран на новом этапе научно-технического и социально-экономического прогресса. Используя методы государственного регулирования — налоговую, кредитную и социальную политику, правительства этих стран добиваются предотвращения перехода рецессии в экономический кризис.
основе теоретических положений К. Маркса и Ф. Энгельса о роли науки и техники в обществе. «Набросок плана научно-технических работ», подготовленный В. И. Лениным, явился первым программным документом социалистического преобразования экономики страны на базе научно-технического прогресса. Идеи В. И. Ленина В данном разделе курса вы ознакомитесь с вопросами преобразования государственных горных предприятий в акционерные общества и холдинговые компании. Узнаете, какие рычаги воздействия на приватизированную компанию оставляет себе государство. Вы ознакомитесь с тем, какое место в современной системе планирования занимают маркетинг, разработка стратегических направлений и бизнес-планов. Вы поймете, почему горнодобывающим отраслям нужна периодическая реструктуризация ранее созданного производственного потенциала и узнаете, в чем она заключается. Рассмотрите, почему и как закрывают убыточные неперспективные горные предприятия, как подсчитать получаемый при этом экономический эффект и что нужно делать, чтобы шахтеры, высвобождаемые с закрывающихся шахт, не стали безработными.
В настоящее время уставный капитал АО может формироваться в результате приватизации, т.е. преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в акционерные, и путем создания новых акционерных обществ. Уставный капитал АО, создаваемого путем приватизации государственного предприятия, определяется исходя из оценочной стоимости его имущества, исчисленной по каждому разделу актива баланса, без стоимости объектов, для которых установлен особый режим приватизации или принято решение о сохранении их в государственной (муниципальной) собственности. Кроме того, из стоимости имущества акционируемого предприятия исключаются:
В настоящее время уставный капитал АО может формироваться в результате приватизации, т.е. преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в акционерные, и путем создания новых акционерных обществ. Уставный капитал АО, создаваемого путем приватизации государственного предприятия, определяется исходя из оценочной стоимости его имущества, исчисленной по каждому разделу актива баланса, без стоимости объектов, для которых установлен особый режим приватизации или принято решение о сохранении их в государственной (муниципальной) собственности. Кроме того, из стоимости имущества акционируемого предприятия исключаются:
• средства, полученные от продажи акций акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий;
•размер средств, полученных от реализации акций акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий
Особые условия деятельности предусматривались для акционерных компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт». В 1995 г. уставные капиталы этих компаний были увеличены за счет внесения закрепленных в федеральной собственности 49% акций ряда акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий и объединений, в числе которых привилегированные акции составляли 25% от уставного капитала каждой из этих двух компаний. Указанные привилегированные акции безвозмездно размешались среди работников и приравненных к ним лиц этих компаний и акционерных обществ. Обыкновенные акции акционерных компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт» закреплялись в федеральной собственности.
Порядок осуществления арендатором такого имущества права на первоочередное приобретение акций открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования государственных или муниципальных унитарных предприятий, порядок определения стоимости указанных акций определяются соответственно программой приватизации, программами приватизации субъектов РФ. Размер выкупа, сроки и порядок его внесения арендатором такого имущества, а также условия первоочередного приобретения указанных акций определяются утвержденным Правительством РФ положением о порядке приватизации сданного в аренду государственного имущества.
удовлетворения духовных, материальных потребностей, для осуществления любой хозяйственной деятельности, не запрещенной действующим законодательством. Объектом С. граждан могут являться: дачи, дома, денежные средства, садовые дома, насаждения на земельном участке, транспортные средства, акции и другие ценные бумаги, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, средства производства для ведения крестьянского и другого трудового хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуальной и другой хозяйственной деятельности, произведенная продукция и полученные доходы, а также иное имущество потребительского и производственного назначения (ст. 7 Закона СССР «О собственности в СССР»). Законодательными актами государства могут устанавливаться виды имущества, которые не могут находиться в С. граждан. К коллективной С. относится С. арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных обществ и товариществ, хозяйственных ассоциаций, общественных организаций и других объединений, являющихся юридическими лицами (ст. 10 п. I Закона СССР «О собственности в СССР»). Коллективная С. создается путем передачи государственных предприятий в аренду, преобразования государственных предприятий в акционерные общества, добровольным объединением имущества граждан и юридических лиц для создания кооперативов, товариществ, других хозяйственных обществ. Ст. 19 Закона СССР «О собственности в СССР» устанавливает, что к государственной С. относятся общесоюзная С., С. союзных республик, автономных областей, автономных округов, С. административно-территориальных образований (коммунальная С.). В С. государства находятся земля, ее недра, воды, растительный и животный мир. В С. государства также находятся: имущество органов власти и управления, трубопроводный транспорт, энергетическая система, космические системы, имущество Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, оборонные объекты, средства бюджета. Центральный банк, другие банки, резервные, страховые фонды; предприятия, морской, железнодорожный, воздушный транспс-рг, высшие учебные заведения и другое иму-
о банкротстве, принятого в 1993 г., его действие распространялось исключительно на предприятия, которые в то время находились в государственной собственности. Поэтому институт банкротства в условиях рыночных реформ рассматривался как инструмент преобразования государственных предприятий в частные акционерные общества. Не случайно в целях государственного регулирования банкротства при Госкомимуществе было образовано Федеральное управление по делам несостоятельности (ФУДН). Именно этот орган в соответствии с Указом Президента стал ответственным за проведение антикризисной политики и подготовку антикризисных управляющих.
Акционерное общество (АО) — одна из организационно-правовых форм хозяйствования, при которой капитал формируется через размещение акций. АО позволяет трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Выпуск акций — одна из наиболее эффективных форм мобилизации капитала. В странах с развитой рыночной экономикой это основная организационно-правовая форма функционирования предприятий. В России процесс преобразования государственных предприятий в АО усилился в 1995—1996 гг.
акций между учредителями в процессе преобразования государственных предприятий в
Предприятие объединение Предприятие определяет Предприятие осуществляющее Предметом исследований Предприятие поставщик Предприятие предприятие Предприятие продолжает Предоставление бюджетных Предприятие рассматривается Предприятие самостоятельно Предприятие становится Предприятие вынуждено Предприятие возмещает вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|