Приходится отказаться



вный фонд, чем товарно-материальные запасы или основные средства. К тому же сумма прибыли, от которой приходится отказываться при существовании дебиторской задолженности, обычно меньше, чем при накоплении денежных средств или рыночных ценных бумаг, но больше, чем при накоплении товарно-материальных запасов и основных средств. В следующих главах мы рассмотрим оптимальный уровень дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов, принимая во внимание как прибыльность, так и риск. В данном случае мы опять-таки исходим из того, что ликвидные активы — это денежные средства и рыночные ценные бумаги.

В-третьих, это вопросы обеспечения коммерческой тайны, которые гораздо сложнее решаются в системе, допускающей работу ряда пользователей одновременно. В некоторых случаях, когда для страховой компании безопасность отдельных видов страхования особенно важна, приходится отказываться от включения ПЭВМ и АРМ специалиста в распределенную информационно-вычислительную систему компании.

Цели, как фирмы, так и бесприбыльной организации (БО), могут конфликтовать, противоречить одна другой. В случае фирмы конфликт целей разрешается перераспределением ресурсов, которые, в конечном счете, определяются объемом прибыли. Зачастую фирме приходится отказываться от некоторых целей, вследствие недостатка ресурсов, откладывать их достижение до лучших времен. Таким образом, коммерческие организации обычно преодолевают проблему существования конфликтующих целей.

Жесткие ограничения. Мягкие ограничения никогда ничего не стоят фирме. Если ограничения на капитал становятся невыносимыми — в том смысле, что приходится отказываться от проектов с положительными и высокими чистыми приведенными стоимостями, — тогда фирма привлекает больше денег и снимает мягкие ограничения. Но что, если собрать больше денег невозможно — что, если нормы очень жесткие?

Правило. Если проект отвлекает ресурсы от других вариантов производства товаров или услуг, то ценность того, от чего приходится отказываться, представляет собой альтернативные издержки проекта (т. е. издержки упущенных возможностей) для общества.

Компании все чаще обращают внимание и работают на рынках, выходящих за рамки какого-то одного региона. По мере того как они выходят на новые рынки, им приходится отказываться от старых предположений относительно поведения людей, адаптироваться к культурным традициям новых стран. Право принятия решений необходимо передавать местным представительствам, которые куда лучше знают экономические, политические, законодательные и социальные реалии тех регионов, в которых начинает работать фирма. Мыслить нужно глобально, однако планировать и действовать — на местном уровне.

• Необходимо решить вопрос о целесообразности освоения сегмента с точки зрения имеющихся материальных и финансовых ресурсов компании. Нередко компании приходится отказываться от некоторых привлекательных сегментов, поскольку это не согласуется с долгосрочными целями фирмы. Перед принятием решения о выходе на новый сегмент компания должна оценить свой научный и технический потенциал, квалификацию сотрудников и ресурсы, которыми она располагает. Если компания недостаточно компетентна в данной области, предложение о выходе на новый сегмент отклоняется. Но даже в том случае, когда с основными деловыми навыками и ресурсами все в порядке, выход в новый сегмент не имеет перспектив, если компания не в состоянии предложить рынку некую уникальную ценность.

К внутренним затратам относят альтернативную стоимость производства или стоимость лучшего из вариантов, от которых приходится отказываться ради получения результата.

Жесткие ограничения. мягкие ограничения никогда ничего не стоят фирме. Если ограничения на капитал становятся невыносимыми — в том смысле, что приходится отказываться от проектов с положительными и высокими чистыми приведенными стоимостями, - тогда фирма привлекает больше денег и снимает мягкие ограничения. Но что, если собрать больше денег невозможно — что, если нормы очень жесткие?

Причиной такого положения стало право директоров принимать решения о приостановке дивидендов по привилегированным акциям. Поскольку главным принципом является верность интересам владельцев обыкновенных акций, ничего удивительного, что когда из-за неблагоприятной экономической ситуации приходится отказываться от выплаты им дивидендов, то следом идет приостановка дивидендов по привилегированным акциям. При этом денежные поступления компания направляет на модернизацию оборудования, разработку новой продукции, выплату долга и другие благие цели, которые в отдаленной перспективе принесут пользу и владельцам привилегированных акций, но главная-то выгода достанется владельцам обыкновенных акций. В сущности, у владельцев привилегированных акций легко получить беспроцентную ссуду и без утомительных переговоров об условиях ее погашения — достаточно просто приостановить выплату привилегированных дивидендов.

Вогнутость. В графическом изображении закон возрастающих альтернативных издержек находит отражение в форме кривой производственных возможностей. Эта кривая имеет вогнутую форму. На рис. 2-1 ясно видно, что по мере продвижения экономики от варианта А к варианту Е ей приходится отказываться от производства все большего количества роботов (I, 2, 3, 4 - на оси ординат) для поддержания производства равного количества пиццы (I, I, I, I — на оси абсцисс). При движении от А к Е наклон кривой производственных возможностей становится все круче, а такая кривая, по определению, является вогнутой по отношению к началу координат.


Сегодня компании стараются адаптировать свои предложения и условия к нуждам различных покупателей. Так, производитель, взаимодействующий с несколькими сетями розничной торговли, будет договариваться с ними на различных условиях. Один розничный торговец попросит поставлять товар каждый день (для того чтобы минимизировать складские запасы), другой же согласится на завоз товара только два раза в неделю, но постарается получить за это скидки. В результате затраты производителя и, соответственно, прибыли будут различаться. Чтобы оценить реальную рентабельность работы с различными розничными сетями, производителю приходится отказаться от стандартного учета издержек в пользу функционального бухгалтерского учета издержек.

• стоимость продукта, от которого приходится отказаться ради производства выбранного продукта.

Как мы помним из 7-й главы, принцип абсолютного преимущества гласит, что преимущество получает тот, кто имеет возможность произвести продукт с меньшими затратами. Принцип сравнительного преимущества означает, что специализироваться на выбранном товаре должен тот, у кого меньше стоимость продукта, от которого приходится отказаться ради производства выбранного продукта.

Относительная ограниченность ресурсов в сравнении с фактически безграничными потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы предназначены, вынуждает людей к выбору вариантов их использования. Увеличение производства X (пиццы) означает сокращение производства У (роботов). Количество других продуктов, от которого приходится отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называется альтернативными издержками производства этого продукта. В нашем случае количество У (роботов), от которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительную единицу X(пиццы), и есть альтернативные издержки, или просто издержки производства этой единицы X.

Альтернативные издержки (opportunity cost) — количество других продуктов, от которого приходится отказаться, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта.

Альтернативная стоимость — это то, «от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое»1. Недаром альтернативную стоимость нередко называют издержками упущенных возможностей. Так, в рассматриваемом примере производство 4 тыс. самолетов означает отказ от выпуска 10 млн автомобилей.

i т.е. из стоимости тех благ, от которых ему приходится отказаться при получении желаемого блага. Понятно, что для разных потре-

Альтернативная стоимость — это то, «от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое»1. Недаром альтернативную стоимость нередко называют издержками упущенных возможностей. Так, в рассматриваемом примере производство 4 тыс. самолетов означает отказ от выпуска 10 млн автомобилей.

Потребитель при расчете эффективности приобретения и потребления благ обычно исходит из их альтернативной стоимости, т.е. из стоимости тех благ, от которых ему приходится отказаться при получении желаемого блага. Понятно, что для разных потребителей эта альтернативная стоимость различна, так как вкусы их неодинаковы. Однако по большинству благ в обществе есть общепризнанная, установившаяся альтернативная стоимость.

Выбор критериев принятия решений зависит от степени загрузки производственных мощностей. Если мощности предприятия недогружены, необходимо сравнить затраты на приобретение с дополнительными затратами, которые возникнут в результате самостоятельного производства. Если в результате собственного производства возникает одно узкое место, к затратам необходимо прибавить упущенную выгоду — маржинальную прибыль, от которой приходится отказаться из-за возникновения узкого места.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ означает, что если мы затратим какие-либо из наших ограниченных ресурсов на достижение определенных целей, то нам придется поступиться возможностью использовать те же ресурсы в других целях. Иначе говоря, под альтернативной стоимостью понимается количество других товаров, от которого приходится отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количество любого данного товара.


Представляемой информации Предоставление пользователям Представляется несколько Представляется руководителю Представляется совершенно Предоставление предприятиям Представляет определенный Представляет руководству Представляет затруднений Представлялось возможным Представляющих различные Представляют наибольший Представляют отчетность вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика