|
Принципов экономического
В то же время реализация упомянутых здесь принципов экономической теории М. Каддафи не замедлила активизировать' проявления явной и скрытой оппозиции со стороны имущих слоев ливийского общества, а также их сторонников в государственном аппарате, армии и среди части духовенства. К таким проявлениям относились забастовки торговцев, акты саботажа и даже попытки государственных переворотов и покушений на М. Каддафи. Но, пожалуй, наиболее широкий размах получило пассивное сопротивление основной массы ливийских предпринимателей и собственников недвижимости, которые, лишившись своих коммерческих активов, арендной платы и ренты, стремились по-
Для поощрения финансовой деятельности и активизации усилий по накоплению капитала эксперты ЕС занимаются решением проблемы согласованности учета в рамках сообщества, что является частью более широкой программы унификации общих принципов экономической деятельности. В рамках этой программы ЕС опубликовало ряд директив (directive), представляющих собой в некотором роде свод законов сообщества, которые страны-участ-
Вопросы состава и учета затрат в условиях складывающихся рыночных отношений продолжают регулироваться исходя не из принципов экономической целесообразности, а методов государственной регламентации, сложившихся в системе централизованно планировавшейся экономики. Если такой подход оправдывал себя в условиях прежней системы хозяйствования, то в настоящее время по мере возрастания роли экономических методов управления издержки и недостатки данного подхода становятся все более очевидными.
ченной предприятиями прибыли в форме налога на прибыль предприятий и организаций, в целях стимулирования отдельных видов экономической деятельности предоставляет отдельным налогоплательщикам льготы (п. 1 ст. 56 НК РФ). В данном случае, государство, исполняя функцию регулирования рыночных отношений, должно исходить из принципов экономической справедливости и интересов общества в целом.
В частности, в условиях рынка гостиница является коммерческой организацией, функционирующей с целью извлечения прибыли. Государство, изымающее в бюджет часть полученной предприятиями прибыли в форме налога на прибыль предприятий и организаций, в целях стимулирования отдельных видов экономической деятельности предоставляет отдельным налогоплательщикам льготы (п. 1 ст. 56 НК РФ). В данном случае, государство, исполняя функцию регулирования рыночных отношений, должно исходить из принципов экономической справедливости и интересов общества в целом.
• разработку принципов экономической эффективности работы;
Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (отдельные примеры рассмотрены в предыдущем разделе), но и в связи с решением крупных народнохозяйственных задач: борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.
Теперь представьте, что вам предстоит принять решение о замене старого оборудования более современным. Какую оценку следует использовать для сравнения? Если не учитывать соображения налогообложения, то, как нам известно из основных принципов экономической теории, наиболее точным показателем реальной стоимости активов является наилучший альтернативный вариант их вложения. Очевидно, что эта, альтернативная, стоимость будет гораздо ближе крыночной цене оборудования (1,2 млн долл.), чем к величине, указанной в балансе-
Практическое применение принципов экономической науки
сурсы на основе рыночных принципов экономической организации и само-
Реализация принципов «экономической рациональности» В гл. 2—4 настоящей работы приводятся результаты использования основных принципов экономического районирования при создании комплекса экономико-математических моделей, обеспечивающих оптимальность плановых решений в отдельно взятом районе нефтеснабжения. Модели разрабатывались и апробировались ,на материалах одного из территориальных управлений Гос-комнефтепродукта РСФСР, условия нефтеснабжения в котором наиболее близки к условиям будущих районов нефтеенабжения, т. е. отражают транспортный 'Процесс от ^нефтеперерабатывающих заводов до потребителей с учетом всех видов транспорта.
7) изучение, разработку и внедрение принципов экономического стимулирования и хозяйственного расчета; создание нормативных и правовых документов и актов, необходимых для повышения эффективности строительного производства;
8) конкретизацию принципов оценки и экономического обоснования технического развития отрасли, технико-экономического анализа ожидаемых и фактических результатов внедрения новой техники, прогрессивной технологии и организации производства работ.
Неверно сводить анализ к его технической стороне, что принижает его роль и социальную направленность, или исследовать только его социально-общественную сторону, что лишает его действенности, конкретности, Только рассмотрение этих двух сторон в единстве дает плодотворную основу для совершенствования методологических принципов экономического анализа на надежном фундаменте марксистско-ленинской науки.
• СЕМЬ ПРИНЦИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ (Р. Строуп, Дж. Гвартни) - БИЛЛЬ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ АХ ЧЕЛОВЕКА, который содействовал бы экономическому прогрессу Канады (Economic Bill of Rights)
СЕМЬ ПРИНЦИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ
Многие из рассмотренных принципов экономического стимулирования показали свою эффективность во многих странах мира. Наиболее эффективным средством стимулирования считаются налоги, причем экологические («зеленые») налоги повышают стоимость продукции, поскольку учитывают затраты природных ресурсов. Они способствуют тому, что экологический ущерб компенсирует в основном сам загрязнитель, а не все общество. Разумеется, повышая цены, производитель перекладывает уплату налога на покупателя. Но поскольку повышение цены приводит к снижению спроса, то по обычным правилам микроэкономики можно рассчитать, в какой пропорции налог делится между производителем и потребителем. В любом случае, введение налога приводит к снижению расхода природных ресурсов, т. е. к снижению нагрузки на окружающую природную среду.
Более радикальным ответом на методологический вызов исторической школы стала маржиналистская революция последней трети 19 в. Восстанавливая в правах приоритет рационализма и утверждая универсальность экономико-теоретического знания, первые теоретики маржинализма (К. Менгер — Австрия; У. Джевонс — Великобритания) опирались на идею универсальности природы человека и, соответственно, принципов экономического действия. Эти принципы в силу их всеобщности и простоты (максимизация выгоды, минимизация издержек и т.п.) считались самоочевидными, не требующими иных эмпирических подтверждений, кроме собственного опыта каждого человека (принцип интраспекции, или самоанализа). Перед наукой ставилась задача логического выведения из этих принципов (постулатов) универсальных законов экономического поведения и взаимодействия. В результате экономическая наука стала перестраиваться в науку об экономическом поведении, а позже — в науку выбора оптимальных реше-
Осуществление принципов экономического стимулирования НИИ и КБ в зависимости от количества и качества продукции затруднено вследствие нематериального характера последней. В качестве продукции научно-технической деятельности выступают новые знания о предмете, научно-техническая информация в виде отчетов, технической и проектной документации, результатов испытаний опытных и экспериментальных образцов. Специфика научно-технической продукции проявляется прежде всего в практике установления цен на нее. Цена в условиях хозяйственного расчета является регулятором отношений между участниками процесса создания и освоения производства новой техники. Сметная стоимость работ, на основе которой осуществляются расчеты заказчиков и исполнителей НИР и ОКР, не может выполнять функций регулятора, не играет стимулирующей роли даже для снижения текущих затрат на проведение работ.
Осуществление принципов экономического стимулирования НИИ и КБ в зависимости от количества и качества продукции затруднено вследствие нематериального характера последней. В качестве продукции научно-технической деятельности выступают новые знания о предмете, научно-техническая информация в виде отчетов, технической и проектной документации, результатов испытаний опытных и экспериментальных образцов. В роли цены на такую продукцию в НИИ и КБ выступает сметная стоимость работ. Разница между сметной стоимостью и фактическими затратами по теме, составляющая сверхплановые накопления НИИ и КБ, в силу ряда причин не может выполнять стимулирующих функций. В связи с этим развитие хозрасчетных методов управления в сфере науки связывается с поиском объективных оценок результатов научно-технической деятельности и формированием на этой основе фондов развития, материального и морального поощрения коллективов НИИ и КБ.
Осуществление принципов экономического стимулирования НИИ и КБ в зависимости от количества и качества продукции затруднено вследствие нематериального характера последней. Результатами научно-технической деятельности, ее продукцией являются новые знания о предмете, научно-техническая информация в виде отчетов, технической и проектной документации, результатов испытаний опытных и экспериментальных образцов. В качестве цены на такую продукцию в НИИ и КБ выступает сметная стоимость работ. Разница между сметной стоимостью и фактическими затратами по теме, составляющая сверхплановые накопления НИИ и КБ, в силу ряда причин не может выполнять стимулирующих функций. В связи с этим развитие хозрасчетных методов управления в сфере науки связывается с поиском особых источников формирования фондов экономического стимулирования и порядка их распределения.
Приобретения использования Приобретения недвижимости Прикладное программное Приобретения производственных Приобретением хранением Приобретением сооружением Приобретение автотранспортных Приобретение имущества Приобретение контрольного Приобретение модернизация Приобретение нематериальных Приобретение основного Приобретение продукции вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|