Приватизации государственного



Эти две важнейшие черты приватизационного процесса в России определяют концепцию проведения приватизации государственной собственности в ней и два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный.

Спецификой России является то, что в подавляющем большинстве случаев новые предприятия создаются в ходе приватизации государственной собственности. В этих случаях организационно-правовая форма новой структуры, к сожалению, устанавливается директивным методом по команде из центра. Если по отношению к малым предприятиям и допускается определенная свобода, то применительно к крупным она полностью отсутствует. Только один факт. Согласно «Основным направлениям государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г.», утвержденным президентским указом № 1535 от 22 июля 1994 г., государственные и муниципальные предприятия с балансовой стоимостью 20 млн. руб. и более подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа безоговорочно и вне всякого экономического обоснования. Но можно ли эту форму абсолютизировать? Конечно, нет. Принимая во внимание опасность поглощения подобных предприятий «сомнительными» отечественным или иностранным капиталом, целесообразным становится создание акционерного общества закрытого типа.

— приватизации государственной собственности,

Порядок и условия приватизации государственной собственности субъекта РФ определяются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно.

Оно происходило путем проведения масштабной приватизации государственной собственности и децентрализации системы управления, а именно перенесения центра тяжести управления производством на предприятия.

1988-1989 гг. - набирает темп предпринимательское движение. Под вывеской кооперативов появляются первые частные предприятия и, соответственно, первые богатые люди, активно формирующие новый стиль потребления, основанный на импортных товарах. Отдельные цехи, а затем и целые предприятия переводятся на аренду - скрытую форму приватизации государственной собственности.

в). Продолжение приватизации государственной, а по существу общенародной собственности очень тонким слоем населения, для которого власть трансформировалась в капитал.

Эти две важнейшие черты приватизационного процесса в России определяют концепцию проведения приватизации государственной собственности в ней и два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный.

Спецификой России является то, что в подавляющем большинстве случаев новые предприятия создаются в ходе приватизации государственной собственности. В этих случаях организационно-правовая форма новой структуры, к сожалению, устанавливается директивным методом по команде из центра. Если по отношению к малым предприятиям и допускается определенная свобода, то применительно к крупным она полностью отсутствует. Только один факт. Согласно «Основным направлениям государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г.», утвержденным президентским указом № 1535 от 22 июля 1994 г., государственные и муниципальные предприятия с балансовой стоимостью 20 млн. руб. и более подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа безоговорочно и вне всякого экономического обоснования. Но можно ли эту форму абсолютизировать? Конечно, нет. Принимая во внимание опасность поглощения подобных предприятий «сомнительными» отечественным или иностранным капиталом, целесообразным становится создание акционерного общества закрытого типа.

Радикальная экономическая реформа (1992 г.) положила начало процессу ускоренной приватизации государственной собственности, в том числе и прикладных НИИ, НПО. Имея свое крайне негативное мнение о способах организации этого процесса, которое обосновано практикой его реального воплощения, тем не менее приведу оценку ученых Института экономики РАН: «Абсолютно неподготовленной оказалась приватизация в научно-технической сфере. Следствием этого стали разрыв единых научно-технологических структур, растаскивание и разбазаривание научно-технического потенциала, неадекватная условиям переспециализация научных подразделений. В частности, произошла почти полная смена профиля опытно-экспериментального производства. Серьезно нарушены система управления научно-технической сферой, координация научной и производственной деятельности; ...процессы разрушения и деградации распространились на глубинные источники преобразования, обновления и развития экономики России» [60, с. 142].

Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения. Объяснялось это не только и не столько тем, что цены занимают исключительно важное место в экономическом механизме, сколько тем обстоятельством, что Правительство РФ, приступая к реформированию экономики страны, по существу, не имело развернутой программы действий. Поэтому поначалу основное внимание было сосредоточено на наиболее легко осуществимом и в то же время на наиболее результативном направлении — на либерализации цен. Что же касается вопросов структурной перестройки производства, приватизации государственной собственности, демонополизации производства, финансовой поддержки определенных сфер экономики и других достаточно важных для формирования среды вопросов, то считалось, что они будут решаться в основном естественным путем, в результате функционирования свободных цен. В сущности это означало, что предприятия сами должны приспосабливаться к новым условиям хозяйствования, иногда даже путем изменения профиля своей деятельности. Те из них, которые оказывались неспособными выжить в такой ситуации, должны были стать банкротами.


Акционерным обществом (АО) признается коммерческое общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. АО образуется и действует на добровольных началах. Его учредителями и участниками могут быть как юридические, так и физические лица. Учредителем АО при приватизации государственного предприятия путем акционирования является государство в лице Госкомимущества РФ или его территориальных органов.

Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации: 1 — безвозмездную передачу акций работникам, 2 — продажу акций работникам по закрытой подписке, 3 — продажу акций по инвестиционному конкурсу, 4 — продажу акций по конкурсу, 5 — продажу акций по коммерческому конкурсу, 6 —• продажу акций на аукционе, в т. ч. с использованием институтов фондового рынка, 7 — продажу акций на специализированном аукционе, 8 — продажу предприятий на аукционах, 9 — продажу предприятий по коммерческому конкурсу, 10 — продажу предприятий по инвестиционному конкурсу, 11 — выкуп арендного имущества, 12 — продажу предприятий товариществам по особым льготам, 13 — продажу имущества действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, 14 — продажу объектов незавершенного строительства, 15 — продажу пред приятии-должников. Но в действующий Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс, т. к. они показали свою неэффективность.

Положения, не соответствующие ТРИМС, содержатся также в более позднем Федеральном законе «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. В параграфе 5 статьи 21 Закона говорится, что «при продаже объектов приватизации на коммерческом конкурсе в качестве инвестиционных условий может служить обязательство победителя коммерческого конкурса осуществить установленные меры тарифного и нетарифного протекционизма в отношении российских товаропроизводителей, в том числе использовать российское сырье, материалы и полуфабрикаты в случаях, если их качественные характеристики соответствуют зарубежным аналогам или превосходят характеристики указанных аналогов, либо если цены указанного сырья, материалов или полуфабрикатов соответствуют ценам зарубежных аналогов или ниже таких цен»2.

Существуют фонды поддержки малого предпринимательства — некоммерческие организации, создаваемые в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства являются юридическими лицами.

Средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, зачисляются в соответствующие бюджеты.

• не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

• разрабатывает и издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации государственного имущества, осуществляет контроль за выполнением этих правовых актов;

• программу приватизации государственного и муниципального имущества и приобретения имущества в государственную и муниципальную собственность;

• на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Создание ЧИФов можно было бы отнести к положительным аспектам процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России, если бы одновременно были защищены и интересы владельцев ваучеров, ставших акционерами ЧИФов. К сожалению, этого не произошло. Менеджеры ЧИФов фактически оказались неподконтрольными для их акционеров со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если в 1993—1996 гг. ряд ЧИФов выплачивали своим акционерам символические дивиденды, то в дальнейшем выплаты практически прекратились.

В последнее время Правительство РФ все чаще обращается к вопросам государственной и муниципальной собственности в связи с формированием доходов бюджетов различных уровней и изысканием источников сокращения внешнего долга. Так, Министерство госимущества РФ обнародовало список из более 50 предприятий, которые будут приватизированы в течение 2001 г. Однако в целом стратегия приватизации пока не сформировалась и государственной программы приватизации государственного имущества России, по сути, нет.


Привлечения собственного Привлечения значительных Привлечением следующих Привлечение дополнительной Привлечение инвесторов Привлечение потребителей Привлечении финансовых Привлечению инвестиций Применяемое оборудование Привлекаемых финансовых Привлекать потребителей Приводятся дополнительные Приводятся различные вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика