Приватизируемого имущества



Приватизация проводилась во многом без должного представления о перспективах приватизируемых предприятий; не оговаривались предварительные условия о характере будущей деятельности, осуществлении определенных инвестиций, повышении эффективности производства.

Одной из составляющих социальных преобразований в России в ходе реформ — это становление социального партнерства на предприятиях. С 1992 г. были сделаны, казалось бы, некоторые шаги в направлении демократизации отношений на производстве, прежде всего на основе прав собственности: включение в перечень способов приватизации выкупа имущества государственного или муниципального предприятия полностью или частично сданного в аренду; продажа акций приватизируемых предприятий их работникам, в т. ч. отчасти безвозмездно, а отчасти на льготных условиях; учреждение фонда акционирования работников предприятия.

• объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.

Во-первых, оценка по бухгалтерскому балансу весьма проста, подтверждается документально и легко проверяется. Это позволяет проводить массовую приватизацию предприятий в сжатые сроки и свести к минимуму злоупотребления при оформлении и утверждении актов оценки. Во-вторых, отсутствие реальных финансовых планов на предприятиях в условиях инфляции, а также сохранение многочисленных затруднений для свободного межотраслевого перелива капиталов препятствуют применению других методов оценки. В-третьих, благодаря фиксации даты оценки при акционировании госпредприятий обеспечен единый масштаб измерения стоимости имущества для всех приватизируемых предприятий. Например, единой датой оценки на период приватизации было 1 июля 1992 г. В-четвертых, несмотря на занижение результатов оценки при применении принятого метода, удалось сохранить баланс между предложением приватизируемого имущества и платежеспособным спросом на него покупателей в рублях, а ранее — и в приватизационных чеках.

Во-первых, оценка по бухгалтерскому балансу весьма проста, подтверждается документально и легко проверяется. Это позволяет проводить массовую приватизацию предприятий в сжатые сроки и свести к минимуму злоупотребления при оформлении и утверждении актов оценки. Во-вторых, отсутствие реальных финансовых планов на предприятиях в условиях инфляции, а также сохранение многочисленных затруднений для свободного межотраслевого перелива капиталов препятствуют применению других методов оценки. В-третьих, благодаря фиксации даты оценки при акционировании госпредприятий обеспечен единый масштаб измерения стоимости имущества для всех приватизируемых предприятий. Например, единой датой оценки на период приватизации было 1 июля 1992 г. В-четвертых, несмотря на занижение результатов оценки при применении принятого метода, удалось сохранить баланс между предложением приватизируемого имущества и платежеспособным спросом на него покупателей в рублях, а ранее — ив приватизационных чеках.

Работники непроизводственной сферы, пенсионеры и другие ка тегории населения приняли участие в приватизации, приобретая ак ции приватизируемых предприятий на чековых аукционах, что значи тельно снизило реальную стоимость принадлежащих им приватизаци онных чеков. Непродуманность механизма выпуска и обращени ваучеров создала неравные стартовые условия для различных катего рий населения.

Приватизация проводилась во многом без должного представления о перспективах приватизируемых предприятий; не оговаривались предварительные условия о характере будущей деятельности, осуществлении определенных инвестиций, повышении эффективности производства.

Одной из составляющих социальных преобразований в России в ходе реформ — это становление социального партнерства на предприятиях. С 1992 г. были сделаны, казалось бы, некоторые шаги в направлении демократизации отношений на производстве, прежде всего на основе прав собственности: включение в перечень способов приватизации выкупа имущества государственного или муниципального предприятия полностью или частично сданного в аренду; продажа акций приватизируемых предприятий их работникам, в т. ч. отчасти безвозмездно, а отчасти на льготных условиях; учреждение фонда акционирования работников предприятия.

Многие студенты и преподаватели занимаются предпринимательской деятельностью и хотят приобрести необходимые знания. Для них словарь-справочник снабжен приложениями, в которых читатель знакомится с советами и рекомендациями авторов. «Как начать свое дело», с «Кодексом поведения бизнесмена», с «Чековыми аукционами и порядком приобретения акции приватизируемых предприятий», «Деятельностью фондового брокера», «Валютным словарем».

В программе II. государственного имущества России предусмотрены существенные льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Это служит надежной гарантией, что госиму-шество не будет скуплено «теневиками». Имеются в программе П. административные ограничения для иностранных инвесторов. Они действуют до тех пор, пока курс рубля к доллару не поднимется до разумных пределов, поскольку сегодня средний московский магазин, например, за две-три тысячи долларов мог бы купить любой американский менеджер. Интересно и то, что представители трудовых коллективов, пожелавших стать собственниками своих магазинов, столовых и ресторанов, мастерских и ателье, пользующиеся преимуществом на их приватизацию, обязаны выполнить следующее условие приватизации — в течение года новые владельцы приватизированных предприятий торговли, общественного питания и службы быта не имеют права менять профиль выкупленных магазинов, столовых, кафе-булочные должны торговать хлебом, а кафетерии не могут превращаться, скажем, в офисы зарубежных фирм. В дальнейшем изменения в характере работы могут быть внесены только при согласовании с администрацией муниципального округа. Выкупаемая собственность пока ограничивается только движимым имуществом, право на помещение частнособственники не приобретают.


Важнейшие особенные функции государства в России при переходе к рынку: во-первых, руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики. Во-вторых, руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого имущества. В-третьих, создание эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами. В-четвертых, умелое проведение макроэкономической политики (кредитно-денежной, налоговой, политики доходов). В-пятых, обеспечение адаптации общества к реформам, ибо раньше или позже именно уровень этой адаптации в решающей степени обусловит либо прогресс реформирования, либо его перерастание в имитацию преобразований. Здесь с особой силой обнаруживается необходимость задействования мощных адаптационных механизмов — это специально организу-

Однако это положение в дальнейшем не было реализовано. Решением Верховного Совета в июне 1992 года было установлено, что оценка приватизируемого имущества должна проводиться на основе балансовой стоимости имущества по состоянию на 1 июля 1992 года, что привело к существенному занижению стоимости имущества.

Во-первых, оценка по бухгалтерскому балансу весьма проста, подтверждается документально и легко проверяется. Это позволяет проводить массовую приватизацию предприятий в сжатые сроки и свести к минимуму злоупотребления при оформлении и утверждении актов оценки. Во-вторых, отсутствие реальных финансовых планов на предприятиях в условиях инфляции, а также сохранение многочисленных затруднений для свободного межотраслевого перелива капиталов препятствуют применению других методов оценки. В-третьих, благодаря фиксации даты оценки при акционировании госпредприятий обеспечен единый масштаб измерения стоимости имущества для всех приватизируемых предприятий. Например, единой датой оценки на период приватизации было 1 июля 1992 г. В-четвертых, несмотря на занижение результатов оценки при применении принятого метода, удалось сохранить баланс между предложением приватизируемого имущества и платежеспособным спросом на него покупателей в рублях, а ранее — и в приватизационных чеках.

Во-первых, оценка по бухгалтерскому балансу весьма проста, подтверждается документально и легко проверяется. Это позволяет проводить массовую приватизацию предприятий в сжатые сроки и свести к минимуму злоупотребления при оформлении и утверждении актов оценки. Во-вторых, отсутствие реальных финансовых планов на предприятиях в условиях инфляции, а также сохранение многочисленных затруднений для свободного межотраслевого перелива капиталов препятствуют применению других методов оценки. В-третьих, благодаря фиксации даты оценки при акционировании госпредприятий обеспечен единый масштаб измерения стоимости имущества для всех приватизируемых предприятий. Например, единой датой оценки на период приватизации было 1 июля 1992 г. В-четвертых, несмотря на занижение результатов оценки при применении принятого метода, удалось сохранить баланс между предложением приватизируемого имущества и платежеспособным спросом на него покупателей в рублях, а ранее — ив приватизационных чеках.

Кроме того, может сложиться ситуация, когда стоимость акций по балансу станет выше их цены: S^P.. Вероятнее всего это может произойти при первичном размещении. Это будет означать, что данный объект не привлекателен для инвесторов и примененная собственником (государством) методика оценки стоимости приватизируемого имущества не отражает его реальной цены. На вторичном рынке ценных бумаг данная ситуация свидетельствует о падении интересов инвестора к указанной фирме. Это может быть результатом экономической, политической, экологической и других ситуаций: прогнозируемого падения спроса на выпускаемую продукцию, недостаточно стабильной политической или экологической ситуаций в регионах сбыта выпускаемой продукции, общей ситуацией на рынке ценных бумаг и т.д. Поэтому чем меньше разрыв между P.t и 5Ы, тем предпочтительнее финансовое состояние акционерного общества.

— Обязательное декларирование доходов всеми при приобретении приватизируемого имущества, земли.

Важнейшие особенные функции государства в России при переходе к рынку: во-первых, руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики. Во-вторых, руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого имущества. В-третьих, создание эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами. В-четвертых, умелое проведение макроэкономической политики (кредитно-денежной, налоговой, политики доходов). В-пятых, обеспечение адаптации общества к реформам, ибо раньше или позже именно уровень этой адаптации в решающей степени обусловит либо прогресс реформирования, либо его перерастание в имитацию преобразований. Здесь с особой силой обнаруживается необходимость задействования мощных адаптационных механизмов — это специально организу-

Республиканские законы бывшего СССР о П. устанавливают различные способы ее проведения. Российский отличается от других республиканских законов СНГ тем, что в нем отсутствует регламентация форм разгосударствления: аренды без права выкупа, преобразования в государственное акционерное общество, приобретения приватизируемого имущества государственными предприятиями. Не выделяется и такая форма приватизации, как выкуп трудовым коллективом с образованием коллективного предприятия. Ограничены условия выкупа через аренду.

Цель приватизации была объявлена как вклад нового хозяина в инвестиции (оборудование, исследования, ноу-хау) и создание (сохранение) рабочих мест. Это отличается от цели — продажи за наибольшую сумму. Для нового владельца учитывались его предпринимательские связи. Таким образом, Опекунский совет ориентировался не на собственную выгоду в момент приватизации, а на выгоду предприятия в будущем. Это было условием договора, гарантированным существенными штрафами (10 000 DM за несозданное рабочее место и 25% от неинвестированной суммы). Появление Опекунского совета как альтернативы другим вариантам приватизации было связано с рассмотрением исходной ситуации не только через цену имущества, но и через цены предприятий с учетом долгов, нулевую стоимость ликвидируемых предприятий, амортизацию с учетом возраста оборудования, расходы на создание защитных и очистных сооружений, компенсационные выплаты при сокращении мест, компенсации убытков в первые годы после приватизации. Все эти элементы ведут к существенному снижению суммарной цены приватизируемого имущества. Например, в масштабах ГДР такой расчет привел к снижению цены государственного имущества почти до нуля.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, а сами фирмы функционируют как хозрасчетные организации со статусом юридического лица. Это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля — его полную, в том числе экономическую, независимость от государственных и ведомственных управленческих структур. Вместе с тем этому не противоречит то положение, что в ряде случаев в соответствии с международной практикой аудиторские фирмы должны получать специальные юридические полномочия на осуществление своей деятельности (лицензий). В случае необходимости, такими полномочиями аудиторов могут наделять государственные органы. Так, в большинстве стран, где проводилось разгосударствление собственности (например, во Франции), активное участие в оценке приватизируемого имущества принимали аудиторские фирмы. Согласно Закону России о приватизации государственных и муниципальных предприятий такое положение предполагается и у нас.

Приватизация может происходить по-разному: бесплатно - путем безвозмездной передачи предприятий в собственность трудовых коллективов и через разделение собственности между всеми гражданами страны; на платной основе - посредством продажи государственного имущества. Поскольку ни платный, ни бесплатный вариант приватизации не обладает неоспоримым преимуществом, Россия приняла компромиссное решение - часть имущества передать гражданам на бесплатной основе исходя из принципа социального равенства, а остальное - за определенную плату. При этом стоимость бесплатно приватизируемой собственности подлежит зачислению в определенном размере на так называемые именные приватизационные счета (чеки) граждан. Сумма, ежегодно перечисляемая государством на приватизационный счет гражданина, устанавливается государственной программой приватизации. На руки владельцу эта сумма не выдается, и процент по ней не начисляется. Используется вклад только на приобретение приватизируемого имущества государственных предприятий.


Привлечения значительных Привлечением следующих Привлечение дополнительной Привлечение инвесторов Привлечение потребителей Привлечении финансовых Привлечению инвестиций Применяемое оборудование Привлекаемых финансовых Привлекать потребителей Приводятся дополнительные Приводятся различные Приводится классификация вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика