Процентных облигаций



11 Ценовая эластичность спроса измеряется здесь соотношением противоположно направленных процентных изменений цен товара и в зависимости от них — платежеспособного спроса. Например, если на 10%-ный рост цен покупатели реагируют 5%-ным снижением спроса, что соответственно уменьшает и физическую массу реализуемой продавцами продукции, то эластичность составит 5/10=0,5. Когда обе переменные отклоняются от базового уровня в противоположных направлениях на равные величины, показатель соответствует 1. Графически данную функциональную зависимость и ее воздействие на суммарную стоимость продаж можно в упрощенном виде отобразить следующей моделью:

Предположим, что в результате проведения качественного анализа были выявлены факторы проекта, проверяемые на риск (см. табл.7.2, графа 7), проведены расчеты базисного варианта проекта (в том числе определено, например, значение показателя NPV проекта, полностью удовлетворяющее всем необходимым требованиям) и выявлены граничные значения (в процентах) возможного изменения факторов (графа 2 — в данном случае представляют интерес изменения переменных, влекущие уменьшение эффективности проекта — рисковые). Графа 3 отражает последовательные расчеты новых значений NPV проекта, как результат изменений только одного фактора по отношению к его базисному значению. В графе 4 приведены расчеты процентных изменений NPV по отношению к ее базисному значению. Графа 5 — эластичность изменений NPV по отношению к изменению данного фактора. Графа 6 представляет собой ранжированную оценку — рейтинг факторов проекта на основе рассчитанного показателя эластичности NPV (при этом факторы нумеруются в порядке возрастания в зависимости от уменьшения показателей эластичности, таким образом, первым по рейтингу будет фактор с наибольшей эластичностью).

• анализ вертикальных процентных изменений (Vertical Percentage Analyses), предполагающий соотношение показателей различных статей по отношению к одной выбранной статье. Например, доля в процентах от объема продаж: себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, производственных расходов, дохода от основной деятельности, чистого дохода;

Каждый понимает, что это такое — находиться в прибыли или в убытке. Зачастую прибыль и убыток рассматриваются с точки зрения процентных изменений. В мире инвестиций в производные ценные бумаги это приводит к большой неразберихе. Более качественным подходом будет рассмотрение понятий прибыли и убытка с точки зрения абсолютного изменения величины инвестиции, нежели с точки зрения процентного изменения. Также гораздо легче представить прибыль или убыток графическим способом, если использовать абсолютную меру. Соответственно, на протяжении всей книги прибыль и убыток будут описываться с точки зрения абсолютных, а не процентных изменений.

Существует множество математических моделей, описывающих распределение цен акций, и все они с большой долей вероятности определяют текущие цены акций, допуская экстремальные движения. Большинство стандартных моделей предполагает логнормальное распределение (log-normal distribution) для описания процентных изменений. Нет необходимости углубляться в математические сложности этого распределения, однако следует отметить, что результаты многих эмпирических исследований финансовых ценовых рядов получены на основании именно логнор-мального распределения. В 1973 году Майрон Шоулз и Фишер Блэк1 решили проблему вычисления ожидаемого значения цены опциона колл, взяв за основу логнормальное распределение. Широкое применение метода Блэка и Шоулза привело к тому, что он стал фактически общепринятой "истинной" ценовой моделью. Читатель, интересующийся происхождением модели Блэка и Шоулза, а также ее подробным описанием, может обратиться к блестяще написанным на эту тему математическим работам. Модель настолько широко применяется, что большинство служб финансовой информации, такие как Bloomberg и Reuters, свободно производят оценку опционов, используя методы Блэка и Шоулза. Этот подход настолько широко распространен на валютных рынках, что профессионалы в действительности предпочитают использовать параметры модели, нежели цены. На дискете, которая прилагается к этой книге, вы найдете исчерпывающую информацию об этой модели2.

Коэффициенты годового роста. Чаще всего темп роста компаний измеряется показателями объема продаж, общей доходности и величины прибыли на акцию (на рис. 20.4 — коэффициенты от 19 до 21). Предлагаемые нами коэффициенты позволяют просто сопоставлять уровни процентных изменений, но многие аналитики рассчитывают показатели роста по формуле сложных процентов, то есть берут средние значения для начального и конечного периодов и с помощью формулы экспоненциального роста рассчитывают годовой темп изменений.

Общепринятая форма представления процентных изменений - годовые проценты (annualized). Предположим, валютный курс X изменился за месяц с 1.6205 до 1.6510, АХ1 = XI — ХО = 0. 0305; в процентном виде это будет

числения процентных изменений цены и спроса, используемых в формуле эластичности? Результат расчета зависит от нашего выбора.

Если в качестве отправной точки мы принимаем комбинацию 5 дол. - четыре единицы продукта, то цена меняется с 5 до 4 дол., что составляет 20%, а величина спроса меняется с четырех до пяти единиц продукта, что составляет 25%. Подставив эти значения процентных изменений в формулу, мы получим коэффициент эластичности, равный 25/20, или 1,25, что указывает на некоторую эластичность спроса.

•*• Ценовая эластичность спроса — это отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены. Для расчета таких процентных изменений используются средние значения цен и величин спроса.

Раньше мы уже объяснили, почему для вычисления процентных изменений величины спроса и цены используются центральные точки. Предположим, цена повысилась с 4 до 6 дол., вызвав рост величины предложения с 10 до 14 единиц продукта. Процентное изменение величины предложения составляет 4/п, или 33%, а цены - 2Д, или 40%. Подставив эти значения в нашу формулу, мы определим, что эластичность предложения равна 4%з> или + 1,21. Поскольку цена и величина предложения находятся в прямой зависимости, коэффициент Е5 всегда имеет положительное значение.


По плану счетов в раздел V баланса «Денежные средства» относится счет 58 «Краткосрочные финансовые вложения». Этот счет используют при вложении (инвестировании) средств в доходные активы на срок не более года, в частности: приобретение ценных бумаг, процентных облигаций внутренних государственных и местных займов, предоставление займов другим юридическим лицам. К счету краткосрочных финансовых вложений открываются соответствующие субсчета: 58/1 «Облигации и другие ценные бумаги», 58/2 «Депозиты», 58/3 «Предоставленные займы». Счет краткосрочных финансовых вложений дебетуется при вложении средств, а кредитуются соответствующие счета учета денежных средств (51, 52). Дивиденды, полученные по облигациям и ценным бумагам, организации зачисляют в категорию доходов от внереализационной деятельности (51, 52 — 80/3). В случае хранения ценных бумаг в отделении банка расходы по их хранению списывают за счет чистой прибыли (80/3 — 51, 52). С полученных процентов по выданным займам организации уплачивают налог на добавленную стоимость. При возврате средств по истечении срока договора счет краткосрочных финансовых вложений кредитуется (закрывается), а поступившая денежная наличность приходуется, соответственно, на расчетный, валютный счет (дебет 51, 52).

Второй аспект финансового риска — относительный разброс дохода держателей обыкновенных акций. Допустим, оценки ожидаемого дохода от основной деятельности на ближайшие 5 лет для фирм А и В есть субъективные случайные величины, ожидаемое значение распределения вероятностей будет 80 000 дол. для каждой, а стандартные отклонения равно 40 000 дол. Как и в предыдущем примере, предположим, что фирма А не имеет задолженности, а фирма В выпустила на 200 000 дол. 15-процентных облигаций. Если для простоты пренебречь федеральными налогами, то ожидаемый доход акционеров фирмы А составит 80 000 дол., а фирмы В — 50 000 дол. Поскольку величина стандартного отклонения одинакова для обеих фирм, относительная дисперсия ожидаемых доходов фирмы В больше, чем фирмы А. Коэффициент вариации для фирмы А есть стандартное отклонение, деленное на ожидаемую величину дохода:

На настоящий момент компания выпустила 12-процентные беззакладные долговые обязательства на сумму 20 млн. дол.; до окончательного погашения выпуска осталось 20 лет. Поскольку процентные ставки в настоящий момент значительно ниже, чем при первоначальном размещении, компания может продать 20-миллионный выпуск 12-процентных облигаций по ставке 10%, т. е. на сумму 19 600 000 дол. после уплаты комиссионных андеррайтеру.

Достоинства беспроцентных облигаций вызвали их шквальное появление в 1981 г. К 1982 г. Налоговая служба, обеспокоенная потерей доходов, стала применять сложный процент для расчета налоговых льгот. С этого момента беспроцентные облигации утратили свои налоговые преимущества. Однако беспроцентные облигации выжили. Компании продолжают их выпускать, хотя и в меньшем объеме39.

нововведений тиционные банки, которые их придумали и продвинули на рынок, а также эмитенты, подобные упомянутой выше компании GMAC. Однако следует помнить, что преимущества облигаций с нулевым купоном проявляются только тогда, когда обычный инвестор облагается налогом по более низким ставкам, чем заемщик. Это заставляет вернуться к главе 18, где рассматривались противоречия, связанные со структурой капитала. До тех пор пока лишь немногие компании выпускали беспроцентные облигации, инвесторов, обладавших льготами по налогообложению и потому желавших держать такие облигации, было достаточно. Компании, появившиеся на этом рынке позже, столкнулись с более высокими процентными ставками. Когда же преимущества беспроцентных облигаций стали ясны всем, выгоды от них в виде более высоких процентных ставок смогли получить лишь инвесторы, которые имели налоговые льготы40.

Новшества, Можно считать, что Налоговая служба США субсидировала развитие бес-выдержавшие процентных облигаций. Но и другие значительные и весьма достойные нов-испытание шества подобны облигациям с нулевым купоном, которые выжили, даже временем --------------

40 Возможно, мы слишком упрощаем ситуацию: если инвесторы, пользующиеся налоговыми льготами, предвидят повышение процентных ставок на рынке в связи с увеличением выпуска беспроцентных облигаций, они не будут склонны покупать облигации ранних выпусков с более низкими ставками.

бы признать, что чем больше акций было размещено на рынке, тем ценнее каждая акция. Если бы компания Y выпустила вдвое больше акций, на каждую пришлось бы потерь в размере 3,50 дол. и можно было бы считать, что каждая из них стоит больше, чем старая. То же относится к процентам по долгу. Предположим, что компании X и Y потеряли по 1 млн дол., и что компания X эмитировала 5-процентных облигаций на 4 млн дол., а компания Y — на 10 млн дол. Компания X заработала дефицит, в пять раз превышающий проценты по долгу, а компания Y — вдвое. Из всего этого никак не следует, что облигации компании X менее надежны, чем облигации компании Y. Ведь если бы это так и было, это означало бы, что чем меньше выпущено облигаций, тем хуже их положение — вывод совершенно абсурдный.

лом в 10 млн дол. и зарабатывает 1,6 млн дол. дохода до выплаты процентов и подоходных налогов. Все ценные бумаги компании А представлены 100 тыс. обыкновенных акций, не имеющих номинальной стоимости. У компании В имеется такое же число обыкновенных акций плюс на 3 млн дол. 10-процентных облигаций. У компании С имеется такое же число обыкновенных акций плюс на 8 млн дол. 10-процентных облигаций.

Облигации бывают процентные или дисконтные. Держателям процентных облигаций с

Внимательный аналитик отметит, что основатели компании начали дело с вложения 400 млн руб. и за прошедшее с тех пор время потеряли 150 млн руб. в результате убытков. Между тем у компании есть долгосрочные обязательства в виде процентных облигаций (на сумму 200 млн руб.), доходность которых была просчитана исходя из того, что в распоряжении компании есть капитал в размере 400 млн руб. Теперь же эту доходность должен обеспечить остаточный капитал, составляющий всего 250 млн руб. (т. е. на 38% меньше).


Процессами происходящими Процессам управления Процессом изготовления Процессом снабжения Процессов формирования Применяющие упрощенную Процессов каталитического Процессов механизации Процессов обеспечения Применяются коэффициенты Процессов определение Процессов осуществляется Процессов поскольку вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика