Продукцию естественных



Как известно, К. Маркс исследовал закономерности ценообразования, в том числе ренты на ограниченные ресурсы, главным образом на примере сельскохозяйст-венйого производства. Однако он специально подчеркивал, что основные законы ценообразования на продукты земледелия, в частности основные законы рентообра-зования, распространяются и на продукцию добывающих отраслей2. Все это позволяет нам в дальнейшем сосредоточиться на исследовании особенностей ценообразования на сырьевые товары, используя общие теоретические выводы, сделанные К- Марксом в отношении аграрного ценообразования.

Отдельные экономисты, критикуя систему цен в нефтяной промышленности, делают попытку теоретически обосновать необходимость установления единой цены на нефть и предлагают свою модель цены. Следует отметить, что идея установления единой цены не нова и может рассматриваться на равных правах с другими. Однако она требует должного экономического обоснования. Так, свою точку зрения по этому вопросу имеет А. X. Хайруллин [35]. Понимание общественной стоимости он автоматически переносит на оптовые цены предприятий на нефть. Именно их А. X. Хайруллин подвергает критике, называя расчетными, условными, внутрихозяйственными. Но оптовые цены предприятий являются первой ступенью ценообразования на нефть, по ним нефть передается транспортным организациям, а не потребителю. Для потребителя существует другой прейскурант, своя цена, которая с теоретической точки зрения в рамках единого национального рынка действительно должна быть единой. Казалось бы автор стоит на определенной позиции, которая сводится к утверждению единого уровня общест-ственно необходимкх затрат и цены на продукцию добывающих отраслей на основе издержек производства худших месторождений. Однако в его дальнейших рассуждениях происходят непонятные метаморфозы, он уже как бы сомневается в своей позиции и ставит по меньшей мере несколько странный и про-

Однако цены на продукцию добывающих отраслей не могут ориентироваться на худшие естественные условия труда, поскольку в этом случае возникнет необходимость значительного повышения цен на полезные ископаемые.

Например, в нефтедобывающей промышленности среднедей-ствующая цена на нефть меньше максимальной ее себестоимости почти в четыре раза, следовательно, единая цена на нефть при ориентировке на худшие условия превысит среднедействующую цену в несколько раз, рентабельность по отрасли составит свыше 120% по отношению к производственным фондам, а у предприятий, разрабатывающих наилучшие месторождения, около 300%. Такое повышение цен на полезные ископаемые привело бы к значительному повышению цен в других отраслях, в себестоимости продукции которых большое место занимают затраты на сырье и топливо, что в свою очередь, потребовало бы повышения оптовых цен на другие виды продукции и повлекло бы за собой необходимость увеличения розничных цен. В этом случае произойдет общее возрастание цен, которое неизбежно вызовет новое повышение цен на продукцию добывающих отраслей.

Надо отметить, что принцип зонального построения цен на продукцию добывающих отраслей промышленности с ориентировкой внутри зоны на худшие условия предполагает наличие рентных платежей. У предприятий, разрабатывающих месторождения с лучшими естественными условиями, образуется дополнительный доход, не зависящий от усилий коллектива.

Для научного обоснования уровня ц;н на продукцию добывающих отраслей промышленности необходимо учитывать ряд специфических особенностей этих отра :лей и прежде всего

Однако некоторые вопросы совершенствования оптовых цен не были еще теоретически обоснованы и нуждались в методологических разработках. Это относится и к проблеме учета затрат на геологоразведочные работы в себестоимости и ценах на продукцию добывающих отраслей промышленности. При разработке ставок отчислений на покрытие затрат по геологической разведке не было единого принципа их расчета, поэтому и уровни ставок, определенные различными методами, принципиально различны. По этой причине степень возмещения затрат на геологоразведочные работы в различных отраслях (а внутри отрасли — и по районам добычи) оказалась неодинаковой.

Анализ методов включения затрат на разведочные и поисковые работы в себестоимость и цены на продукцию добывающих отраслей промышленности позволяет 'сделать вывод о несовершенстве и недостатках этих методов. Так, например, по природному газу ставка возмещения затрат на разведочные и поисковые работы 1не дифференцирована по районам его добычи, поэтому не отражает локальных уровней общественно необходимых затрат труда на единицу прироста запасов.

вали различным соотношением затрат на поисковые и разведочные работы, затрат на освоение и эксплуатацию отдельных полезных ископаемых. Довод других экономистов заключался в том, что поскольку повышение уровня цен на продукцию добывающих отраслей промышленности ограничено, то в одних случаях, когда затраты на геологоразведочные работы незначительные, их следует возмещать полностью, а если затраты на единицу разведанных запасов высокие, то нужно компенсировать лишь часть этих затрат.

Общественно необходимые затраты труда на разведку полезных ископаемых 'представляют собой минимальный уровень платы за них и подлежат обязательной компенсации через цены на продукцию добывающих отраслей промышленности независимо от того, как будет решена 'проблема экономической оценки природных оесурсов.

Соответственно этим двум точкам зрения об уровне цены на продукцию добывающих отраслей существуют и две точки зре-


В целях решения основных задач нефтедобычи, нефтепереработки и рациональных поставок продукции, в том числе и на экспорт, необходимо также разработать и принять ряд экономических документов по вопросам совершенствования налогообложения в отраслях топливно-энергетического комплекса, принять меры по совершенствованию ценовой политики на основе прямого государственного управления ценами (тарифами) на продукцию естественных монополий и косвенного государственного воздействия на структуру и динамику свободных цен (тарифов) в других отраслях.

• обеспечением государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.

В практике антиинфляционного регулирования важную роль играет денежно-кредитная политика. И она у нас в последние годы активно проводится Центральным банком Рос. Федерации. Думается даже, что ЦБ РФ почти исчерпал весь комплекс мер, входящих в круг его обязанностей, а инфляция осталась, т.к. мер одного Центрального банка явно недостаточно для эффективной борьбы с инфляцией в России. И в основных направлениях на 1996 г. ЦБ это констатирует: «Однако возможности ограничения темпов инфляции преимущественно средствами денежно-кредитной политики имеют свои объективные пределы. Они обусловлены реальными возможностями ограничения совокупного спроса, повышение которых грозит серьезными проблемами в области стимулирования деловой активности, обеспечения вывода экономики из кризиса и последующего экономического роста. В настоящее время в сфере экономической политики, по мнению банка России, важное значение имеет принятие комплекса практических мер по снижению инфляционных издержек. Среди этих мер — государственное регулирование цен на продукцию естественных монополистов, ускорение процессов демонополизации производства и структурной перестройки экономики».90 С, первой из предлагаемых мер автор абсолютно согласен и даже более расширительно. Отсюда вывод:

В дополнение к основному закону регулярно издаются постановления правительства, например «О мерах, по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» от 12 февраля 1996 г. № 140, в котором для цен на продукцию естественных монополий установлены понижающие коэффициенты, так что цены на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки должны расти не более чем на 80 % от уровня инфляции.

В отечественной практике регулирования цен на продукцию естественных монополий обычно применяется предельный норматив рентабельности, рассчитанный по отношению к используемому в отрасли капиталу. Данный норматив рентабельности определяется с учетом того, что предприятия — естественные монополисты должны за счет получаемой от своей хозяйственной деятельности прибыли осуществлять инвестиции, содержать социальную сферу, а также выплачивать дивиденды акционерам. При этом ориентиром служит уровень рентабельности, сложившийся в конкурентных отраслях экономики.

В настоящее время правительство России предлагает установить верхний лимит цены на продукцию естественных монополий.

Сейчас все понимают, что надо снизить нагрузку на предприятия, и новый налоговый кодекс, помимо упорядочивания налоговой системы, снижает их бремя на 73 трлн. руб. Кроме того, предприятия дополнительно получают существенный выигрыш от предстоящего снижения цен на продукцию естественных монополий - на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки грузов. Но эти меры надо рассматривать как первый шаг: следующий будет возможен после реформирования заработной платы. Повышение заработной платы важно не только для собирания налогов и уменьшения расходов государства на социальные нужды, например, чтобы государство не оплачивало 70 % стоимости поддержания жилья. Важно, чтобы

• государственным регулированием цен на продукцию естественных

осложняется из-за высоких цен на продукцию естественных монополий,

нию к доллару, в-третьих, введением административных ограничений роста цен на продукцию естественных монополий, в-четвертых, уменьшением инфляционных перераспределений добавленной стоимости из сельского хозяйства в другие отрасли экономики.

• государственное регулирование цен на промышленную продукцию естественных монополий, прежде всего, на продукцию и услуги энергетики, транспорта и других отраслей.


Продукции уменьшению Продукции установлены Продукции увеличилась Продукции заданного Продукцию естественных Продукцию массового Продукцию определяется Продукцию покупателю Продукцию предприятия Продукцию производство Применения современных Продукцию выполненные Продуктивного горизонта вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика