|
Развивающихся государствах
Абсолютные данные весьма четко выявляют увеличение в среднем сумм прибылей ТНК от нефти развивающихся государств в 70-е годы по сравнению с предыдущим десятилетием, несмотря «а колебания уровней этих доходов. Причем прослеживается скачкообразный рост последних в периоды обострений энергосырьевой ситуации в мировом капиталистическом хозяйстве.
Эти приемы для большинства государств-участников стали постоянными, а для некоторых — эпизодическими факторами их нефтяной политики. Ограничительные тенденции в сырьевой стратегии развивающихся государств-нефтеэкспортеров можно рассматривать и с другой точки зрения: как отсутствие у многих из них экономической заинтересованности в расширении потенциала своей добывающей промышленности до тех пределов, которые определяются максимальным технологически допустимым темпом эксплуатации всех их разведанных запасов жидкого топлива 7.
Что касается расстановки сил в рамках ОПЕК, то на нее весьма заметно повлияла антиимпериалистическая революция в Ливии, свергнувшая феодально-монархический режим короля Ид-риса. Учитывая сильно возросший удельный вес этой страны в капиталистическом нефтяном экспорте, можно оценить воздействие ее сырьевой стратегии как на рыночную ситуацию, так и на две противоборствующие тенденции, которые все четче обозначались в лагере развивающихся государств—экспортеров жидкого топлива к концу 60-х годов. Национально-демократическая природа нового ливийского режима довольно рано выявилась в его внутри- и внешнеполитических мероприятиях и способствовала значительному усилению прогрессивного крыла, представленного
телей обусловила отказ Франции и Италии прекратить импорт иракской нефти [24, с. 46—47; 101, с. 83—84, 88—89, 109—110; 208, с. 163—167, 197—202]. Важно отметить также аналогичные с алжирскими и ливийскими принципы компенсации в Ираке, как и комплексный охват национализацией различных подразделений нефтегазового комплекса, которые в большинстве других развивающихся государств этатизировались отдельно от собственно нефтедобычи, как правило, сравнительно медленнее и в более ограниченных масштабах. (Например, система использования попутного нефтяного газа в Саудовской Аравии еще длительное время сохранялась в собственности «Арамко», а переработка углеводородного сырья здесь зачастую развивается со значительным иностранным участием в капитале новых предприятий.)
Достижения освободившихся стран, добивающихся относительно равноправных условий в мирохозяйственных взаимоотношениях с Западом, служат сторонникам осторожной тактики своеобразным индикатором для постепенной ее корректировки. Часть новых завоеваний, которые уже удалось прочно закрепить, иногда берется на вооружение. Однако к другим, более рискованным мероприятиям они никогда не присоединяются. Такая осторожная тактика неприемлема для радикально антиимпериалистических режимов, в чьи основные цели входит ограничение сверхприбылей западных монополий. Наиболее полная реализация данной целевой установки предполагает доскональное выявление позиций контрагентов или, вернее, соперников развивающихся государств в лице ТНК, что практически почти невыполнимо иначе, чем в обстановке довольно острой конфронтации с последними. Именно посредством такой пробы сил, как правило, окончательно выясняется максимум того, что действительно доступно освободившимся странам в конкретной области и при конкретных условиях. Однако подобное противоборство всегда рискует перерасти в открытый конфликт, чреватый дезорганизацией внешнеэкономических связей. Эти трудности как раз и приходилось преодолевать Ливии и Алжиру. Разрыв СНЛАД с двумя американскими нефтяными монополиями — одно из последних тому свидетельств.
Кроме того, в начале 80-х годов получили довольно широкое распространение так называемые процессинговые сделки. К 1981 г. их применяли 10 из 13 участников ОПЕК. Это соглашения с владельцами нефтеперегонных предприятий в странах развитого капитализма о переработке сырья развивающихся государств на комиссионных началах, т. е. с сохранением их собственности на готовые продукты, и о последующей реализации этих товаров на аналогичных основаниях или через специальные смешанные'общества. По зарубежным оценкам, Ливия весной 1982 г. сбывала на западноевропейском рынке примерно 7—8 млн. т нефтепродуктов посредством подобных соглашений, что составляло весомую часть ее сократившегося совокупного экспорта [89, с. 52; 308, с. 17]. Ряд публикаций как на Западе, так и в некоторых нефтеэкспортирую-щих странах (например, статьи алжирских авторов) свидетельствует о том, что уровень цен на нефтепродукты в процеесинговых контрактах тяготеет к свободному рынку. В результате при низкой конъюнктуре 1982—1984 гг. их общая стоимость зачастую заметно уступала стоимости исходного сырья, если последнюю исчислить в официальных продажных ценах [305, с. 36, 37; 316; е. 181].
3 Организация стран — экспортеров нефти, основанная в 1960 г., объединяет 13 развивающихся государств (в скобках указаны годы их вступления в ОПЕК на правах полного членства): Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла (1960), Катар (1961), Индонезия и Ливия (1962), Абу-Даби (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973), Габон (1974) [24, с. 15].
60. Внешнеэкономические связи развивающихся государств с капиталистическими странами. Книга первая (Международные экономические отношение развивающихся стран. В 3-х книгах). М., 1980.
До тех пор пока находившаяся под контролем монополий неоколониалистская система нефтеснабжения действовала безотказно и названные выше цели достигались, расхождения интересов государственно-монополистического комплекса в целом с нефтяными монополиями не происходило. Роль империалистического государства в отношении системы нефтеснабжения сводилась в основном к оказанию общей поддержки экспансии «своих» монополий, а также к защите их от нападок империалистических конкурентов и развивающихся -государств—производителей нефти. Более того, вмешательство империалистического государства в экономические и политические вопросы, связанные с нефтью, в течение
усиление национального контроля развивающихся государств над добычей и экспортом собственной нефти;
стремление богатых нефтью развивающихся государств— членов Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) занять достойное место в системе международного разделения труда, в их отношениях с другими развивающимися странами; В 70-е годы СНЛАД весьма активно участвовала в создании совместных промышленных, сельскохозяйственных, финансовых и других предприятий и организаций в развивающихся государствах, особенно в африканских, где в 1980 г., по официальным ливийским данным, существовало 51 учреждение такого типа [370, 1980, т. 36, № 1790, с. 476]. Создаются они и в других регионах. Например, в Лиме действует «Арабо-латиноамериканский банк», основанный при участии Ливии и Кувейта (по 20% уставного капитала), а также ряда арабских и арабо-западноевропейских кредитно-финансовых институтов и банков стран Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Колумбии, Перу и др.) [333, с. 12].
Пять американских и две западноевропейские нефтяные монополии, объединенные с начала 30-х годов в негласный международный нефтяной картель, с их поистине феноменальной финансово-экономической мощью, помноженной на их политическое влияние в десятках стран и в военных блоках капиталистического мира, еще совсем недавно чувствовали себя в богатых нефтью развивающихся государствах более чем уверенно. Не далее как во второй половине 60-х годов председатели совета директоров двух крупнейших нефтяных монополий США, «Стандард ойл оф Нью-Джерси» и «Галф ойл» неоднократно заверяли своих акционеров в том, что они не считают реальной угрозу национализации нефти в странах ОПЕК1- Эта самоуверенность неоколонизаторов, возможно, в немалой степени опиралась на верноподданнические заверения их вассалов в ряде тех стран ОПЕК, где им удалось сколотить верную себе агентуру из местной правящей верхушки. Кое-кто на Аравийском полу-
Хотя большинство нефтедобывающих государств использует плоды побед над неоколониализмом в интересах национального прогресса и освободительной борьбы других народов, некоторые страны ОПЕК склонны создавать альянсы с неоколонизаторами для подавления демократического движения в своих странах и поддержки проимпериалистических элементов в других развивающихся государствах. Многие освободившиеся государства решительно осуждают как стремление неоколониализма завербовать к себе в партнеры отдельные страны
Подготовка всех формальностей к переговорам. Путь к успешным переговорам лежит через их планирование до того времени, как они начнутся. Первым шагом в подготовке к переговорам является организация специальной комиссии из компетентных представителей соответствующих государственных ведомств и представителей деловых кругов и общественности для изучения вопроса и подготовки переговорной стратегии, основанной на интересах страны. Часто развивающиеся страны сталкиваются с трудностями, возникающими из-за нехватки квалифицированного персонала. Однако необходимо предпринять все усилия для того, чтобы в группу были включены юристы и экономисты из соответствующих министерств. В некоторых развивающихся государствах может возникнуть ситуация, когда необходимо оказать содействие в технической и научной подготовке участников переговорного процесса, до того как будет сформирована экспертная группа. Хорошо подготовленная команда является залогом успеха и окупит все затраты на подготовку переговоров. Ряд государственных ведомств в обязательном порядке должны быть представлены в составе участников переговорного процесса, поскольку их опыт позволит учесть принципиальные интересы страны. Участие представителей государственных органов в переговорном процессе необходимо, чтобы в последующем не было препятствий при ратификации договора. Кроме того, группа участников переговорного процесса должна проконсультироваться с частными организациями, в частности с местными торговыми компаниями, деятельность которых в значительной степени подвержена воздействию ПИИ. Кон-
Всемирный банк — это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ныне сфокусированы на борьбе с бедностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.
— обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса России не ставило своей целью кардинально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это означает, что в Налоговом кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, ресурсные и некоторые другие налоги), формирующие основу российской налоговой системы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах, в различных экономических режимах, здесь они показали спою достаточно высокую эффективность, за годы экономических реформ к ним адаптировались российские налогоплательщики.
ко меньшими — мощность электростанций увеличилась в 13,3 раза, а производство электроэнергии — в 14,6 раз. Указанные тенденции, естественно, сопровождались в индустриальных капиталистических странах уменьшением среднего коэффициента нагрузки электростанций, а в развивающихся государствах — его некоторым уве-
примерно одинаковы. Так, согласно данным табл. 3.2 установленная мощность ТЭС и ГЭС в развитых капиталистических странах увеличилась за 1960—1978 гг. соответственно в 3,23 и 2,1 раза, тогда как в развивающихся государствах — в 4,73 и 4,93 раза. Производство электроэнергии на ТЭС и ГЭС за 1960—-1978 гг. увеличилось в развитых капиталистических странах в 3,18 и 1,77 раза соответственно, а в развивающихся странах
Экономическая сущность налогов; функции налогов; элементы налога и их характеристика; принципы и методы налогообложения; способы уплаты налогов; налоговая система; особенности построения налоговой системы в России, промышленно развитых и развивающихся государствах; классификация налогов; налоговый механизм; налоговый контроль; налоговая политика; налоговое регулирование и его особенности в России и за-
стриальное производство. Причем такое хозяйство сосуществует с товарным производством, поставляющим продукцию на мировой рынок. Хотя во многих развивающихся государствах началась ломка отсталой структуры народного хозяйства, еще в середине XX в. в натуральном и в полунатуральном производстве было занято 50—60% населения.
Экономическая сущность налогов; функции налогов; элементы налога и их характеристика; принципы и методы налогообложения; способы уплаты налогов; налоговая система; особенности построения налоговой системы в России, промышленно развитых и развивающихся государствах; классификация налогов; налоговый механизм; налоговый контроль; налоговая политика; налоговое регулирование и его особенности в России и за-
Руководящих должностей Руководящим документом Расширения диапазона Руководитель коллектива Руководитель подчиненный Руководитель программы Руководитель структурного Руководителями организации Руководителями специалистами Руководителям производственных Руководителям учредителям Руководителя подразделения Руководителя специалиста вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|