Развивающихся государствах



Абсолютные данные весьма четко выявляют увеличение в среднем сумм прибылей ТНК от нефти развивающихся государств в 70-е годы по сравнению с предыдущим десятилетием, несмотря «а колебания уровней этих доходов. Причем прослеживается скачкообразный рост последних в периоды обострений энергосырьевой ситуации в мировом капиталистическом хозяйстве.

Эти приемы для большинства государств-участников стали постоянными, а для некоторых — эпизодическими факторами их нефтяной политики. Ограничительные тенденции в сырьевой стратегии развивающихся государств-нефтеэкспортеров можно рассматривать и с другой точки зрения: как отсутствие у многих из них экономической заинтересованности в расширении потенциала своей добывающей промышленности до тех пределов, которые определяются максимальным технологически допустимым темпом эксплуатации всех их разведанных запасов жидкого топлива 7.

Что касается расстановки сил в рамках ОПЕК, то на нее весьма заметно повлияла антиимпериалистическая революция в Ливии, свергнувшая феодально-монархический режим короля Ид-риса. Учитывая сильно возросший удельный вес этой страны в капиталистическом нефтяном экспорте, можно оценить воздействие ее сырьевой стратегии как на рыночную ситуацию, так и на две противоборствующие тенденции, которые все четче обозначались в лагере развивающихся государств—экспортеров жидкого топлива к концу 60-х годов. Национально-демократическая природа нового ливийского режима довольно рано выявилась в его внутри- и внешнеполитических мероприятиях и способствовала значительному усилению прогрессивного крыла, представленного

телей обусловила отказ Франции и Италии прекратить импорт иракской нефти [24, с. 46—47; 101, с. 83—84, 88—89, 109—110; 208, с. 163—167, 197—202]. Важно отметить также аналогичные с алжирскими и ливийскими принципы компенсации в Ираке, как и комплексный охват национализацией различных подразделений нефтегазового комплекса, которые в большинстве других развивающихся государств этатизировались отдельно от собственно нефтедобычи, как правило, сравнительно медленнее и в более ограниченных масштабах. (Например, система использования попутного нефтяного газа в Саудовской Аравии еще длительное время сохранялась в собственности «Арамко», а переработка углеводородного сырья здесь зачастую развивается со значительным иностранным участием в капитале новых предприятий.)

Достижения освободившихся стран, добивающихся относительно равноправных условий в мирохозяйственных взаимоотношениях с Западом, служат сторонникам осторожной тактики своеобразным индикатором для постепенной ее корректировки. Часть новых завоеваний, которые уже удалось прочно закрепить, иногда берется на вооружение. Однако к другим, более рискованным мероприятиям они никогда не присоединяются. Такая осторожная тактика неприемлема для радикально антиимпериалистических режимов, в чьи основные цели входит ограничение сверхприбылей западных монополий. Наиболее полная реализация данной целевой установки предполагает доскональное выявление позиций контрагентов или, вернее, соперников развивающихся государств в лице ТНК, что практически почти невыполнимо иначе, чем в обстановке довольно острой конфронтации с последними. Именно посредством такой пробы сил, как правило, окончательно выясняется максимум того, что действительно доступно освободившимся странам в конкретной области и при конкретных условиях. Однако подобное противоборство всегда рискует перерасти в открытый конфликт, чреватый дезорганизацией внешнеэкономических связей. Эти трудности как раз и приходилось преодолевать Ливии и Алжиру. Разрыв СНЛАД с двумя американскими нефтяными монополиями — одно из последних тому свидетельств.

Кроме того, в начале 80-х годов получили довольно широкое распространение так называемые процессинговые сделки. К 1981 г. их применяли 10 из 13 участников ОПЕК. Это соглашения с владельцами нефтеперегонных предприятий в странах развитого капитализма о переработке сырья развивающихся государств на комиссионных началах, т. е. с сохранением их собственности на готовые продукты, и о последующей реализации этих товаров на аналогичных основаниях или через специальные смешанные'общества. По зарубежным оценкам, Ливия весной 1982 г. сбывала на западноевропейском рынке примерно 7—8 млн. т нефтепродуктов посредством подобных соглашений, что составляло весомую часть ее сократившегося совокупного экспорта [89, с. 52; 308, с. 17]. Ряд публикаций как на Западе, так и в некоторых нефтеэкспортирую-щих странах (например, статьи алжирских авторов) свидетельствует о том, что уровень цен на нефтепродукты в процеесинговых контрактах тяготеет к свободному рынку. В результате при низкой конъюнктуре 1982—1984 гг. их общая стоимость зачастую заметно уступала стоимости исходного сырья, если последнюю исчислить в официальных продажных ценах [305, с. 36, 37; 316; е. 181].

3 Организация стран — экспортеров нефти, основанная в 1960 г., объединяет 13 развивающихся государств (в скобках указаны годы их вступления в ОПЕК на правах полного членства): Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла (1960), Катар (1961), Индонезия и Ливия (1962), Абу-Даби (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973), Габон (1974) [24, с. 15].

60. Внешнеэкономические связи развивающихся государств с капиталистическими странами. Книга первая (Международные экономические отношение развивающихся стран. В 3-х книгах). М., 1980.

До тех пор пока находившаяся под контролем монополий неоколониалистская система нефтеснабжения действовала безотказно и названные выше цели достигались, расхождения интересов государственно-монополистического комплекса в целом с нефтяными монополиями не происходило. Роль империалистического государства в отношении системы нефтеснабжения сводилась в основном к оказанию общей поддержки экспансии «своих» монополий, а также к защите их от нападок империалистических конкурентов и развивающихся -государств—производителей нефти. Более того, вмешательство империалистического государства в экономические и политические вопросы, связанные с нефтью, в течение

усиление национального контроля развивающихся государств над добычей и экспортом собственной нефти;

стремление богатых нефтью развивающихся государств— членов Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) занять достойное место в системе международного разделения труда, в их отношениях с другими развивающимися странами;


В 70-е годы СНЛАД весьма активно участвовала в создании совместных промышленных, сельскохозяйственных, финансовых и других предприятий и организаций в развивающихся государствах, особенно в африканских, где в 1980 г., по официальным ливийским данным, существовало 51 учреждение такого типа [370, 1980, т. 36, № 1790, с. 476]. Создаются они и в других регионах. Например, в Лиме действует «Арабо-латиноамериканский банк», основанный при участии Ливии и Кувейта (по 20% уставного капитала), а также ряда арабских и арабо-западноевропейских кредитно-финансовых институтов и банков стран Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Колумбии, Перу и др.) [333, с. 12].

Пять американских и две западноевропейские нефтяные монополии, объединенные с начала 30-х годов в негласный международный нефтяной картель, с их поистине феноменальной финансово-экономической мощью, помноженной на их политическое влияние в десятках стран и в военных блоках капиталистического мира, еще совсем недавно чувствовали себя в богатых нефтью развивающихся государствах более чем уверенно. Не далее как во второй половине 60-х годов председатели совета директоров двух крупнейших нефтяных монополий США, «Стандард ойл оф Нью-Джерси» и «Галф ойл» неоднократно заверяли своих акционеров в том, что они не считают реальной угрозу национализации нефти в странах ОПЕК1- Эта самоуверенность неоколонизаторов, возможно, в немалой степени опиралась на верноподданнические заверения их вассалов в ряде тех стран ОПЕК, где им удалось сколотить верную себе агентуру из местной правящей верхушки. Кое-кто на Аравийском полу-

Хотя большинство нефтедобывающих государств использует плоды побед над неоколониализмом в интересах национального прогресса и освободительной борьбы других народов, некоторые страны ОПЕК склонны создавать альянсы с неоколонизаторами для подавления демократического движения в своих странах и поддержки проимпериалистических элементов в других развивающихся государствах. Многие освободившиеся государства решительно осуждают как стремление неоколониализма завербовать к себе в партнеры отдельные страны

Подготовка всех формальностей к переговорам. Путь к успешным переговорам лежит через их планирование до того времени, как они начнутся. Первым шагом в подготовке к переговорам является организация специальной комиссии из компетентных представителей соответствующих государственных ведомств и представителей деловых кругов и общественности для изучения вопроса и подготовки переговорной стратегии, основанной на интересах страны. Часто развивающиеся страны сталкиваются с трудностями, возникающими из-за нехватки квалифицированного персонала. Однако необходимо предпринять все усилия для того, чтобы в группу были включены юристы и экономисты из соответствующих министерств. В некоторых развивающихся государствах может возникнуть ситуация, когда необходимо оказать содействие в технической и научной подготовке участников переговорного процесса, до того как будет сформирована экспертная группа. Хорошо подготовленная команда является залогом успеха и окупит все затраты на подготовку переговоров. Ряд государственных ведомств в обязательном порядке должны быть представлены в составе участников переговорного процесса, поскольку их опыт позволит учесть принципиальные интересы страны. Участие представителей государственных органов в переговорном процессе необходимо, чтобы в последующем не было препятствий при ратификации договора. Кроме того, группа участников переговорного процесса должна проконсультироваться с частными организациями, в частности с местными торговыми компаниями, деятельность которых в значительной степени подвержена воздействию ПИИ. Кон-

Всемирный банк — это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ныне сфокусированы на борьбе с бедностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.

— обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса России не ставило своей целью кардинально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это означает, что в Налоговом кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, ресурсные и некоторые другие налоги), формирующие основу российской налоговой системы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах, в различных экономических режимах, здесь они показали спою достаточно высокую эффективность, за годы экономических реформ к ним адаптировались российские налогоплательщики.

ко меньшими — мощность электростанций увеличилась в 13,3 раза, а производство электроэнергии — в 14,6 раз. Указанные тенденции, естественно, сопровождались в индустриальных капиталистических странах уменьшением среднего коэффициента нагрузки электростанций, а в развивающихся государствах — его некоторым уве-

примерно одинаковы. Так, согласно данным табл. 3.2 установленная мощность ТЭС и ГЭС в развитых капиталистических странах увеличилась за 1960—1978 гг. соответственно в 3,23 и 2,1 раза, тогда как в развивающихся государствах — в 4,73 и 4,93 раза. Производство электроэнергии на ТЭС и ГЭС за 1960—-1978 гг. увеличилось в развитых капиталистических странах в 3,18 и 1,77 раза соответственно, а в развивающихся странах

Экономическая сущность налогов; функции налогов; элементы налога и их характеристика; принципы и методы налогообложения; способы уплаты налогов; налоговая система; особенности построения налоговой системы в России, промышленно развитых и развивающихся государствах; классификация налогов; налоговый механизм; налоговый контроль; налоговая политика; налоговое регулирование и его особенности в России и за-

стриальное производство. Причем такое хозяйство сосуществует с товарным производством, поставляющим продукцию на мировой рынок. Хотя во многих развивающихся государствах началась ломка отсталой структуры народного хозяйства, еще в середине XX в. в натуральном и в полунатуральном производстве было занято 50—60% населения.

Экономическая сущность налогов; функции налогов; элементы налога и их характеристика; принципы и методы налогообложения; способы уплаты налогов; налоговая система; особенности построения налоговой системы в России, промышленно развитых и развивающихся государствах; классификация налогов; налоговый механизм; налоговый контроль; налоговая политика; налоговое регулирование и его особенности в России и за-


Руководящих должностей Руководящим документом Расширения диапазона Руководитель коллектива Руководитель подчиненный Руководитель программы Руководитель структурного Руководителями организации Руководителями специалистами Руководителям производственных Руководителям учредителям Руководителя подразделения Руководителя специалиста вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика