|
Развивающимся государствам
184. Экономическое сотрудничество между развивающимися государствами. Книга третья (Международные экономические отношения развивающихся стран. В 3-х книгах). М., 1982.
качка «нефтедолларов» по 'Неоколониальным каналам на денежно-валютные рынки Запада (так называемое «рециклирование») возвратила в распоряжение монополистического капитала развитых стран больше половины доходов от нефти, полученных развивающимися государствами.
качка «нефтедолларов» по неоколониальным каналам на денежно-валютные рынки Запада (так называемое «рециклирование») возвратила в распоряжение монополистического капитала развитых стран больше половины доходов от нефти, полученных развивающимися государствами.
Приток иностранных инвестиций, несомненно, ускорил промышленное развитие принимающих стран и общую модернизацию их экономики. Вместе с тем привлечение иностранного частного капитала в целом не привело к решению проблем, стоящих перед развивающимися государствами. Более того, некоторые из них обострились. Усилилась неравномерность развития, поскольку инвестиции направлялись в первую очередь в те страны, в которых имеются перспективы их прибыльного размещения. Лишь в небольших размерах они поступали в наиболее отсталые и наиболее нуждающиеся в них государства.
портируемых развивающимися государствами. Монополии добиваются отклонения цен от естественных уровней, определяемых состоянием всемирного рынка. Они искусственно создают нехватку одних вещей или ограничивают спрос на другие, затоваривают рынок, чтобы сбить цены, или придерживают продукты, чтобы повысить цену. В итоге международные фирмы устанавливают выгодные им высокие цены на реализуемые ими продукты и относительно низкие — на закупаемые.
портируемых развивающимися государствами. Монополии добиваются отклонения цен от естественных уровней, определяемых состоянием всемирного рынка. Они искусственно создают нехватку одних вещей или ограничивают спрос на другие, затоваривают рынок, чтобы сбить цены, или придерживают продукты, чтобы повысить цену. В итоге международные фирмы устанавливают выгодные им высокие цены на реализуемые ими продукты и относительно низкие — на закупаемые.
Для современного мирового рынка типичен неэквивалентный обмен, так как здесь монополизация развита в большей степени, чем во внутренней торговле. Через каналы частных фирм, контролирующих этот рынок, реализуется от 70 до 90% всех продуктов, экспортируемых развивающимися государствами. Монополии искусственно создают нехватку одних вещей или ограничивают спрос на другие, затоваривают рынок, чтобы сбить цены, или придерживают продукты, чтобы повысить цены. В итоге международные фирмы устанавливают выгодные им высокие цены на реализуемые ими товары и относительно низкие — на закупаемые.
Для современного всемирного рынка типичен неэквивалентный обмен, так как здесь монополизация развита в большей степени, чем во внутренней торговле. Через каналы частных монополий, контролирующих мировой рынок, реализуется от 70 до 90% всех продуктов, экспортируемых развивающимися государствами. Монополии добиваются отклонения цен от естественных уровней, определяемых состоянием мирового рынка. Они искусственно создают нехватку одних вещей или ограничивают спрос на другие, затоваривают рынок, чтобы сбить цены, или придерживают продукты, чтобы повысить цену. В итеге международные фирмы устанавливают выгодные для себя высокие цены на реализуемые ими продукты и относительно низкие — на закупаемые. Это еще более повышает доходы монополий западных государств. К тому же известно, что вывоз за рубеж готовой продукции дает по крайней мере в 10 раз больше экспортного дохода, чем продажа на мировом рынке сырья и энергоносителей. Такой разрыв увеличивается за последние десятилетия, поскольку происходит падение реальных мировых цен на сырье.
После Второй мировой войны разрыв между мирохозяйственными тенденциями и характером экономического развития СССР постоянно нарастал. СССР отказался участвовать в новых международных организациях (МВФ, МБРР, ГАТТ), созданных для содействия развитию внешнеэкономического обмена, остался вне плана Маршалла, пошел на разрушительную для страны гонку вооружений. Созданный в 1949 г. в противовес капиталистической системе хозяйства Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) превратился для Советского Союза в очередную (вслед за сельским хозяйством и ВПК) «черную дыру» экономики. Не давало положительного эффекта и сотрудничество с развивающимися государствами, которое диктовалось не экономической целесообразностью, а идеологическими постулатами. Нарастание экономических трудностей (практически с конца 50-х — начала 60-х годов) в конечном итоге и привело к распаду Союза.
Из всей номенклатуры продукции шинной промышленности России был выделен наиболее перспективный для экспорта товар — шины для грузовых автомобилей и автобусов. Эти шины успешно прошли испытания в условиях жаркого климата в странах Ближнего Востока и Африки. Для развертывания рекламы был выбран рынок Эфиопии, являющейся наиболее перспективной страной в сравнении с другими развивающимися государствами Африки в связи с большой потребностью в шинах, так как основной вид транспорта в стране — автомобильный.
ЛОМЕЙСКИЕ КОНВЕНЦИИ - преференциальные соглашения, заключаемые Европейским союзом (ЕС) с целью установления особых торгово-экономических отношений с развивающимися государствами Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (страны АКТ). Первое соглашение такого типа было подписано в 1975 г. в г. Ломе (Того) с 46 развивающимися государствами — в основном бывшими колониями стран — членов ЕС. Всего за 20 с лишним лет было заключено четыре Л.к. Последняя конвенция ("Ломе-IV") подписана в декабре 1989 г. сроком на 10 лет и будет действовать до 2000 г. Ее участниками в настоящее время являются 15 стран — членов ЕС и 70 стран АКТ. что опыт, накопленный за столь длительный период, даже сегодня стимулирует прогресс техники. Развивающимся государствам, стремящимся учиться у Японии, необходимо отчетливо осознать роль более чем семидесятилетнего опыта, который приобретался до начала стремительного послевоенного тридцатилетия.
Это знаменательное событие явилось закономерным результатом активного взаимодействия национально-освободительного движения с ведущей революционной силой современности — мировым социализмом. Помимо того, что само существование могучего социалистического содружества во главе с Советским Союзом удержало империализм от осуществления угроз вторгнуться в страны «третьего мира» для вооруженной защиты своих концессий, страны социализма оказали развивающимся государствам бескорыстную помощь в борьбе за экономическую независимость и против нефтяного неоколониализма.
По состоянию на 1975 г. — переломный в установлении развивающимися странами контроля над нефтяной промышленностью, — из общего объема советского экономического и научно-технического содействия развивающимся государствам около 32% приходилось на такие страны, как Алжир, Иран, Ирак, Ливия, Нигерия. При содействии СССР в этих странах строилось или уже было построено около 150 промышленных предприятий и объектов, из которых более 70 вошли в строй действующих. Среди них — нефтяные промыслы, трубопроводы, металлургические заводы, предприятия электроэнергетики, пищевой, металлообрабатывающей и других жизненно важных отраслей промышленности, исправляющих однобокий и отсталый характер экономики этих стран, навязанный им неоколонизаторами2.
В целом страны ОПЕК не прекращают поиски форм и методов помощи другим развивающимся государствам. Но в силу большой политической неоднородности этой организации, в которую наряду со странами социалистической ориентации входят государства с реакционным феодально-монархическим правлением, наподобие Саудовской Аравии, действенность помощи ОПЕК менее развитым странам «третьего мира» пока недостаточно эффективна. В то же время правящие круги Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и некоторых других государств — членов ОПЕК, выполняя волю неоколонизаторов, предоставляют значительную часть своих новых доходов от нефти в распоряжение западных банков, промышленных корпораций и государств на самых льготных условиях.
• добровольное перечисление развитыми странами части своей доли в выпуске СДР организациям развития и помощи развивающимся государствам;
Как правило, положительное влияние на платежный баланс развивающейся страны наблюдается в основном в начальном периоде, когда была произведена первоначальная операция по привлечению капитала. Но со следующего года ее платежные позиции начинают ухудшаться, причем в нарастающей степени, и по истечении короткого времени страна будет ежегодно терпеть чистый ущерб от привлечения иностранных инвестиций. Лишь немногим развивающимся государствам (новые индустриальные страны и территории Дальнего Востока) удалось перекрыть отрицательные последствия платежей по рассматриваемой статье высокой эффективностью использования иностранного капитала внутри страны и форсированием экспорта товаров. Из сказанного можно сделать выводы:
Введение международных банковских услуг плюс действия правительства США, направленные на увеличение объема кредитов развивающимся государствам, ускорили рост вмешательства американских банков в кредитование других стран через евровалютный рынок. Большинство из этих кредитов являются синдицированными банковскими кредитами (syndicated loans), т. е. ссудами, выдаваемыми небольшой группой банков, которые затем продают часть ссуды другим банкам, как бы приглашаемым в банковский консорциум.
Одновременно богатым нефтью развивающимся государствам удалось ликвидировать неоколониальную систему искусственного занижения их доходов. В первой половине 70-х годов ими были резко повышены цены на нефть, что наряду с устранением дискриминационного механизма концессионных платежей обеспечило им получение с каждой тонны этого топлива около 80 долл. прибыли. С 1974 г. страны — члены ОПЕК стали ежегодно получать за свою нефть 100—ПО млрд. долл.
Бразилия относится к числу наиболее развитых из группы развивающихся стран. В 1975 г. потребление промышленных видов топливно-энергетических ресурсов в этой стране было на 67% выше, чем в среднем по развивающимся государствам. Если учитывать непромышленные энергоресурсы, доля которых в потреблении всех видов топлива и энергии в стране в последние 15 лет составляла около одной трети, т. е. значительно выше, чем в среднем в мире, то в этом случае уровень потребления всех видов первичных энергоресурсов в Бразилии на душу населения, приблизительно в 2 раза выше, чем в среднем по развивающимся странам. Вместе с тем ее отставание от развитых капиталистических стран является также очень значительным. Согласно статистике ООН в 1978 г. потребление коммерческих энергоресурсов в расчете на одного жителя в Бразилии было в 12,5 раза меньшим, чем в развитых странах
Политика «переманивания умов» фактически обескровливает молодые государства, принося большие выгоды промышленно развитым странам. В результате «похищения умов» США сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за последние 25 лет не менее 15 млрд долл. Прибыль, получаемая в процессе эксплуатации «чужих умов» Канадой, в семь раз больше, чем объем канадской помощи развивающимся государствам. (Вестник Московского университета, 1991. № 3. С. 67).
Эксперты отмечают также, что формационное развитие НИС началось и продолжается в рамках мировой рыночной системы. При этом в силу ряда факторов НИС оказались в сфере особых экономических (а также политических) интересов ведущих держав, которые направляли в эти стремительно прогрессирующие страны почти половину всех финансовых ресурсов, предназначенных развивающимся государствам.
Руководящих материалов Руководящим персоналом Руководитель авторского Руководитель определяет Руководитель постоянно Руководитель руководитель Руководитель выступает Руководителями предприятий Руководителям подразделений Расширения использования Руководителя коллектива Руководителя программы Руководителя учреждения вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|