|
Рейтинговым агентством
корпораций. Рейтинг определяется экспертным путем рейтинговыми агентствами, которые проверяют инвестиционные качества ценных бумаг и присваивают рейтинги. Наивысший рейтинг дается ценным бумагам с высшей категорией надежности. Самый низкий рейтинг присваивается высокоспекулятивным ценным бумагам с высоким риском невыплаты дохода. Для инвестора рейтинг — это информация о целесообразности покупки или продажи ценных бумаг, для эмитента — один из способов повысить ликвидность ценных бумаг.
Какого-то унифицированного подхода к оценке надежности банка не существует; подобные методики разрабатываются государственными службами, специализированными рейтинговыми агентствами, самими банками, независимыми экспертами1. Поэтому вполне естественна и раздающаяся в их адрес критика. Разработка качественной стандартизованной методики рейтинговой оценки является сложным процессом и, безусловно, не может быть предметом сугубо научных дискуссий; в этой работе должны участвовать и профессионалы-практики.
работают, — от 30 до 90 дней. Рынок коммерческих векселей хорошо организован и является достаточно сложной структурой. Номинал векселя обычно составляет 100 000 дол. Характерной чертой дилерского рынка в прошлом было большое число эмитентов, производящих займы на сезонной основе: в настоящее время существует определенная тенденция к финансированию на револьверной или более постоянной основе. Многие крупные финансовые компании, такие, как General Motors, Acceptance Corporation, минуют дилерскую сеть и продают свои векселя напрямую инвесторам. Эти эмитенты приспосабливают и срок погашения, и сумму векселей к нуждам инвесторов, в основном крупных корпораций с избытком денежных средств. Срок обращения напрямую размещенных бумаг может колебаться от нескольких дней до 9 месяцев. В отличие от многих промышленных эмитентов финансовые институты используют рынок коммерческих векселей в качестве постоянного источника средств. Как прошедшие через сеть дилеров, так и напрямую размещаемые бумаги, оцениваются в зависимости от их качества одним или несколькими независимыми рейтинговыми агентствами: Moody, Standard & Poor и Fitch. Высший рейтинг для трех агентств Т-1, А-1 и F-1 соответственно. Только векселя 1-го и 2-го разрядов находят своего покупателя на рынке.
Получение доступа к международному капиталу и дешевым кредитам. Для получения доступа к международному капиталу и дешевым кредитам корпорации во всем мире применяют различные подходы: размещение акций на крупнейших иностранных фондовых рынках (в первую очередь на Нью-Йоркской или Лондонской фондовой бирже); оценка кредитоспособности ведущими рейтинговыми агентствами, такими, как S&P и Moody's; организация дочерних компаний в странах с хорошо развитыми финансовыми рынками; открытие специальных финансовых филиалов в международных финансовых центрах, таких, как Багамские Острова, Нидерланды, Антильские Острова, Швейцария и Гонконг. Компании, основанные в странах с развивающимися рынками, в последние годы были особенно активны в размещении своих акций на ведущих фондовых биржах с целью получения доступа к капиталу, а также в расширении глобальных операций.
Долговые ценные бумаги принадлежат к инвестиционному классу, если им присвоен один из 4 верхних разрядов рейтинговыми агентствами Moody или Standard and Poor. (Мы рассмотрим критерии рейтинга в главе 23.) Долговые обязательства с рейтингом ниже инвестиционного класса продаются на так называемом рынке "мусорных" облигаций.
Очевидно, что деятельность по мониторингу заемщика может осуществляться как непосредственно инвестором, так и специальными фирмами, например, рейтинговыми агентствами, аналитическими или аудиторскими компаниями. В частности, в этой роли могут выступать и банки. Даймондом в [51 были предложены интересные теоретические модели, описывающие работу банка как учреждения делегированного мониторинга.
Кредитное качество (надежность) облигаций определяется способностью заемщика своевременно выполнять свои обязательства по выплате процентов в период срока обращения облигаций и возврату основной суммы займа по наступлении даты погашения (maturity date). Оценка качественного уровня облигаций осуществляется специальными рейтинговыми агентствами, среди которых наибольшую
Фондовый индекс - показатель состояния и динамики рынка ценных бумаг. Через сопоставление текущего значения индекса с его предыдущими значениями можно оценить поведение рынка, его реакцию на те или иные изменения макроэкономической ситуации, различные корпоративные события (слияния, поглощения, дробления акций, отставки и назначения ведущих менеджеров), спекулятивные процессы. В зависимости от того, какие ценные бумаги составляют выборку, используемую при расчете индекса, он может характеризовать рынок в целом, рынок определенного класса ценных бумаг (государственные обязательства, корпоративные облигации, акции и т. п.), отраслевой рынок (ценные бумаги компаний одной отрасли: телекоммуникации, транспорт, страхование, Интернет-сектор и т. п.). Сравнение динамики различных индексов может показать, какие сектора экономики развиваются самыми быстрыми темпами. Индекс может представлять национальный фондовый рынок в целом или определенную торговую площадку на этом рынке (например, индекс фондовой биржи). Фондовые индексы рассчитываются и публикуются различными организациями, чаще всего информационными или рейтинговыми агентствами и фондовыми биржами.
Долговые ценные бумаги принадлежат к инвестиционному классу, если им присвоен один из 4 верхних разрядов рейтинговыми агентствами Moody или Standard and Poor. (Мы рассмотрим критерии рейтинга в главе 23.) Долговые обязательства с рейтингом ниже инвестиционного класса продаются на так называемом рынке "мусорных" облигаций.
Существенную часть рынка ценных бумаг составляют корпоративные облигации - займы корпораций под фиксированный процент. Только на Нью-Йоркской Фондовой бирже в 1992 г. обращались облигации около 1500 компаний с общей номинальной стоимостью свыше $260 млрд. Для оценки риска невыплаты процентов или невозврата денег по облигации практически для всех таких корпораций существуют и периодически обновляются рейтинги, составляемые независимыми рейтинговыми агентствами.
В настоящем глоссарии приведены термины, наиболее часто используемые западными компаниями в финансовых отчетах и консультационными и рейтинговыми агентствами в аналитических материалах. Для анализа текущего состояния дел на предприятии с целью принятия решения о покупке (продаже) его акций необходимо тщательно рассмотреть результаты его деятельности, описываемые ниже в приведенных терминах. Все слова здесь приведены по порядку английского алфавита. Отчет о деятельности практически любой американской компании можно найти с помощью Интернет. • информация, предоставляемая инвестору профессиональными участниками рынка ценных бумаг (например, сведения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, сведения, содержащиеся в решении о выпуске ценных бумаг и проспекте их эмиссии; сведения о ценах и котировках ценных бумаг на организованных рынках, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли; сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились; сведения об оценке ценных бумаг рейтинговым агентством, признанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации). При этом профессиональный участник, предоставляя услуги инвесторам — физическим лицам, обязан проинформировать последних о правах и гарантиях, предоставляемых им в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В странах с развитой рыночной экономикой принята система буквенных обозначений рейтинга уровня надежности страховых компаний. Категории рейтинга финансовой устойчивости страховых компаний, присваиваемые рейтинговым агентством «Standard & Poor's», соответствуют следующим символам:
Всякий раз, когда компания размещает долговые обязательства и привилегированные акции на открытом рынке, а не продает частному заемщику, например банку, она должна их оценить в одном или нескольких рейтинговых агентствах, основные среди которых — Moody Investors Service и Standard & Poor. Эмитент при эмиссии ценных бумаг заключает с рейтинговым агентством договор об оценке и переоценке качества финансового инструмента на протяжении всего срока его действия, за что вносит определенную плату. Агентство, кроме того, получает деньги от публикации данных о рейтинге. И хотя оценка ценных бумаг проводится постоянно, корректировка рейтинга запаздывает по сравнению с событиями, вызвавшими эти изменения.
Рейтинг репутации российских компаний, построенный рейтинговым агентством «Эксперт» в 1999 г., имел следующий результат:
Большое значение для повышения инвестиционной привлекательности Башкортостана имеет подтверждение рейтинговым агентством «Standard & Poor's Ratinqs Group» в мае 2002г. долгосрочного кредитного рейтинга эмитента Республики Башкортостан на уровне «В» (позитивный), повысив его в апреле 2003г. до уровня «В+» (прогноз стабильный). Рейтинговое агентство «Moody's Investors Service Limited» в августе 2002г. изменило прогноз рейтинга республики по обязательствам в иностранной и национальной валютах «В1» со «стабильно-
заемщиком, рейтинговым агентством, инвесторами в процессе оценки и управления
признанным рейтинговым агентством.
Таблица 1.3.2. «Финансовые показатели, учитываемые рейтинговым агентством
эмитентом и рейтинговым агентством заключается рейтинговое соглашение —
рейтинговым агентством. На первых этапах рейтингового процесса подчеркивается важность того, чтобы
рейтинговым агентством на базе сравнений эмитентов ценных бумаг внутри
Руководящим персоналом Руководитель авторского Руководитель определяет Руководитель постоянно Руководитель руководитель Руководитель выступает Руководителями предприятий Руководителям подразделений Расширения использования Руководителя коллектива Руководителя программы Руководителя учреждения Руководителей функциональных подразделений вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|