|
Рыночного регулирования
Структурное соответствие производства и потребления как важный компонент рыночного равновесия на современном этапе выражается, прежде всего, в адекватности качественной структуры нефтепродуктов условиям их потребления и экономическим интересам производителей. Такая гармония достигается при оптимальном уровне качества, который является ориентиром в технической политике. Если оценить с этой позиции существующие методические средства, то они оказываются непригодными для решения данной задачи. По своему назначению таковым должен бы быть комплексный показатель уровня качества нефтепродуктов. Однако проведенный ранее анализ применяемых на практике методов его расчета, рекомендованных стандартами, обнаружил ограниченность аналитических свойств комплексного показателя. Как было показано в п.п. 3.5. , даже нелинейные формы (3.14), (3.24) предполагают однонаправленность изменения полезности продукции при повышении (или снижении) значений единичных показателей уровня качества.
Ответ на этот вопрос требует теоретической осмысления во всемирном масштабе «рыночного равновесия»: достижим ли этот оптиум сочетания общественных и частных интересов для всех более чем шести миллиардов человек, живущих на Земле? Факты гово-
Важно отметить, что рыночное равновесие, благодаря которому средства распределяются в экономике, базируется не только на ожидаемом доходе, но и на присущем финансовым инструментам риске. Поэтому, чтобы иметь возможность привлекать деньги, они должны обеспечивать доход (иначе говоря, прибыль), т. е., если бы финансовые инструменты имели одинаковую рисковость, в условиях рыночного равновесия они приносили бы равный доход. Однако, ввиду различных степени риска, ликвидности, срока погашения, номинальной ставки дохода, различий в налогообложении финансовые инструменты подвержены риску различной степени и обеспечивают неодинаковый доход инвесторам. (Пятый фактор — возможность выкупа финансового инструмента — подробно рассмотрен в гл. 21.)
Изменения регулятивного характера. Второй очень важный фактор, ускоряющий финансовые инновации, — это изменения регулятивного характера. С начала 1970-х годов быстро развивается дерегулирование рынка финансовых услуг. Пределы, прежде ограничивавшие действия различных финансовых организаций, были отменены, и арена конкуренции кардинально изменилась. По мере снятия ограничений стерлась разница между коммерческими банками, ссудно-сберегательными ассоциациями, инвестиционными банками, крупными розничными торговцами, а также определенными финансовыми конгломератами, такими, как American Express. В середине 1980-х годов началось дерегулирование финансовых рынков во Франции, Великобритании, Германии, Японии, Нидерландах, Швейцарии и некоторых других странах, что внесло некоторую сумятицу в процесс поддержания рыночного равновесия.
в. Что произойдет в процессе установления рыночного равновесия?
Модель оценки капитальных активов (capital-asset pricing model) — модель рыночного равновесия, в котором ожидаемый доход по ценной бумаге равен безрисковой ставке плюс премия, определяемая на основе риска ценной бумаги в портфельном контексте.
Арбитражная теория оценки (arbitrage pricing theory) — теория рыночного равновесия, в которой цена актива зависит от множества факторов.
ли к сфере корпоративных финансов было весьма эпизодическим. Упомянутые в этом разделе проблемы не сводят на нет важность модели оценки капитальных активов. Однако, мы должны осознавать, что модель не позволяет точно измерить процесс установления рыночного равновесия или необходимый доход по отдельной акции. Однако, она демонстрирует нам основные понятия, имеющие отношение к риску и доходу, а также показывает способ посредством которого можно измерить необходимый доход на акцию. У САРМ есть свои противники, но ее полезность для корпоративных финансов трудно отрицать.
Основу налоговедения как науки определяют положения системы экономических законов: возрастающих издержек и расходов, рыночного равновесия, свободной конкуренции и другие. В плоскости данных концепций особо важен анализ функций, роли налогов при формировании доходов бюджета и воздействии на качественные и количественные параметры воспроизводства. Это позволяет выявить социальные последствия налогообложения и оценить в целом регулирующее воздействие налогов и однотипных налоговых групп (прямых налогов, косвенных налогов, имущественных налогов, налогов в сфере природопользования, местных налогов и т. п.) на производство, товарообмен и личное потребление.
В пагубности промонетаристской линии мы уже убедились на опыте. Кейнсианская линия на расширение денежного спроса явля-ется средством «тонкой настройки» вполне сложившихся, зрелых рыночных отношений. В экономической науке ограниченность неоклассической теории рыночного равновесия хорошо известна. Обстоятельно доказана ее неадекватность многим процессам современной экономики, неспособность отреагировать на такие ключевые для современной хозяйственной политики реальности, как научно-технический прогресс или экономический рост, неравномерность экономического развития или различий между странами.
Это — условие рыночного равновесия: если оно не соблюдается, цена акций может быть или занижена, или завышена, и инвесторы будут стремиться или продать, или купить их. Избыток продавцов или покупателей приведет цену к такому уровню, при котором снова станет работать основная формула. В период развивающихся рыночных отношений определяющим фактором развития производства становится научно-технический прогресс. Сильная изношенность основных фондов и выпуск конкурентоспособной продукции обусловливают необходимость производить ускоренное списание основных средств. Такая форма образования амортизационного фонда позволит в кратчайшие сроки накопить денежные средства для осуществления интенсивного воспроизводства основных фондов. В связи с применением ускоренных методов происходит отрыв величины амортизационных отчислений от величины износа. Амортизационный фонд вследствие этого приобретает обособленную форму существования, тем самым, расширяя финансовую базу инвестирования. Другим важным элементом амортизационной политики является проблема использования амортизационного фонда. В прежней экономической системе в процессе воспроизводства основных средств на первый план выдвигались физические параметры оборудования. В условиях рыночной экономики основное внимание должно уделяться финансовой стороне процесса восстановления средств труда. А это означает, что необходимо перейти к процессу восстановления основного капитала, что ставит вопрос: как использовать деньги, предназначенные для возмещения основного капитала? Система рыночного регулирования экономики должна предоставить предприятиям права для любых видов вложений, связанных с инвестированием.
8. Чем выше удельный вес крупных корпораций в экономической жизни, тем большая часть организаций выводится за пределы рыночного регулирования и управляется в административном порядке с корпоративного уровня.
• обосновать законы рыночного регулирования;
Теория паритета покупательной способности, признавая реальную базу курса валют — покупательную способность, отрицает его стоимостную основу, преувеличивает роль стихийных рыночных факторов и недооценивает государственные методы регулирования курсовых соотношений и платежного баланса. Отсутствие целостности этой теории способствует периодическому ее возрождению. Она стала составным элементом монетаризма, сторонники которого преувеличивают роль изменений денежной массы в развитии экономики и инфляции, а также роль рыночного регулирования и отрицают государственное регулирование.
ных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ЕШМИ часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валют-но-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.
Столь устойчивую тенденцию нельзя объяснить только различием внутренних и мировых цен (которые в условиях либерализации внешней торговли постепенно выравниваются), хотя и это имеет место. Гораздо более стабильный характер носят структурные диспропорции в экономике, поддерживаемые рыночной властью монополистов (главным образом в топливно-сырьевых отраслях). А это мощный и постоянно действующий фактор завышения цен в экономике. Поскольку по своему происхождению он имеет нерыночный характер, преодолеть его путем косвенного рыночного регулирования денежной и кредитной сфер в принципе невозможно. И коль скоро государственная антимонопольная политика слаба, ценовая конъюнктура остается неустойчивой и качественно неравновесной. Для банковского сектора это тождественно сохранению высоких кредитных рисков в реальном секторе, особенно при долгосрочных кредитах.
БИРЖА ТРУДА - посредническая организация, обеспечивающая согласование интересов работников и работодателей, взаимоувязку спроса и предложения рабочей силы и оказание социальной помощи безработным. Биржа труда — это необязательный элемент рыночной инфраструктуры. Безработица становится постоянно действующим фактором рыночного регулирования «привязки» работников к средствам производства. Применительно к различным профессиональным и социально-демографическим группам она будет принимать разнообразные формы, например, временной или структурной безработицы, в связи с ограниченной сферой приложения профессионального труда. Для некоторых категорий работников, например инвалидов, пожилых, она может принимать долговременный характер ввиду их малой конкурентоспособности. Появляется безотлагательная необходимость их социальной защиты, адаптации к новым условиям производства и переквалификации. «Классические» функции биржи труда: учет свободной рабочей силы и вакансий на предприятиях, зарегистрированных на рынке труда, трудовая и материальная помощь безработным. Для расширения возможности трудоустройства временно не занятых необходима полная и достоверная информация о свободных рабочих местах. Предприятия все больше должны быть заинтересованы в качественном подборе квалифицированной рабочей силы. Чтобы оптимально согласовать интересы сторон, ну-
Рынок ценных бумаг как инструмент рыночного регулирования играет важную роль. К вспомогательным функциям фондового рынка можно отнести использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике.
То, что в России не разработаны современные системы внутрифирменного управления, - факт, не требующий доказательств. В свою очередь, это один из достаточно веских аргументов для осознания сущности и причин мучительного перехода от советской модели руководства производством, которая основывалась на критериях народнохозяйственной необходимости и целесообразности, к модели ориентации менеджмента на инновационное развитие с помощью механизмов рыночного регулирования. Отсутствие собственно российского опыта управления хозяйствующими субъектами с помощью рыночных рычагов приводит к необходимости адаптировать теорию и практику западного менеджмента к нашим реалиям переходной экономики.
Из всех соображений, которые ввиду очевидности ситуации нет смысла перечислять, необходимо безотлагательно определить и достаточно четко сформулировать основные направления развития всего будущего инновационного комплекса Украины. Он должен охватить как отдельные производственные, исследовательские, конструкторские, информационные единицы, их сочетания в рыночных структурах, так и органы государственного управления такими инновациями, которые неподвластны стихийным силам рыночного регулирования. И в этом смысле положительный опыт в области государственной инновационной политики и маркетинговых исследований западных стран, как мы показали, может оказаться очень полезным для национальной экономики Украины. В частности, уже на стадии разработки и реализации мероприятий по массовой приватизации нужно использовать элементы маркетинга, которые позволяют оценить, как и в каких случаях она успешнее сдвинет с места проблему усиления заинтересованности изготовителя в использовании научных, технических, технологических достижений; какие внутренние и внешние причины стимулирования инновационной деятельности возникнут при этом, учитывая специфику именно наших рыночных отношений.
Греция. Государственными органами регулируется примерно 20% наименований потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган, ведающий вопросами ценообразования, — Межминистерский комитет по ценам и доходам. Правовой основой государственного вмешательства в ценообразование является Кодекс рыночного регулирования (Указ президента, 1989 г.). Согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, подразделены на две группы: первая группа включает товары и услуги, цены на которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам, последний возглавляет министр национальной экономики. Этот орган регулирует цены на пшеницу, табак, изюм, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и др.
Работников выполнявших Разработки утверждения Разработкой технологии Разработку маркетинговых Разработку методических Разработку принципиально Разработку производство Разработку стратегических Разработку технического Разработок производства вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|