Реформирования государственной



1. Процесс реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

Тема 1. Процесс реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

Цели и задачи реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Основные направления реформирования.

1. "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. №283.

Новый план счетов бухгалтерского учета разработан в рамках программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной в январе 1998 года. В соответствии с Инструкцией по применению нового Плана счетов/1/ информация о затратах по обычным видам деятельности может формироваться с применением счетов 20-29 или 20-39. Последний вариант предполагает применение подхода к учету затрат с параллельной системой счетов финансового и управленческого учета. При этом счета 20-29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также определения себестоимости продукции, работ, услуг. Счета 30-39 предназначаются для учета расходов по элементам. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью отражающих счетов. При таком варианте учета состав и методика использования счетов устанавливаются организацией самостоятельно, исходя из особенностей деятельности, структуры производства и организации управления. До настоящего времени отсутствуют рекомендации Министерства финансов Российской Федерации относительно использования этого варианта учета. Выбранный вариант учета необходимо отразить в учетной политике предприятия.

В 21 веке реальностью стал процесс перехода значительной части стран Европы и США ;:а МСФО в ближайшие 5-7 лет. В нашей стране осуществляется приведеьк<- учета в соответствие с МСФО (в рамках Правительственной программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО сегодня утверждено 15 национальных стандартов -ПБУ), и также поднимается вопрос о переходе России на МСФО. По крайней мере, планируется разрешить публичным компаниям составлять отчетность только в формате МСФО с 2003 г. (составление такой отчетности будет обязательно в 2005 г.). Отметим, что Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности считает необходимым перевод всех организаций России на МСФО.

В 1985 году Советским правительством был обьяв-лен новый экономический курс под названием «перестройка». Изменения в хозяйственном механизме общества должны сопровождаться новациями в системе бухгалтерского учета предприятий. И действительно, в конце 80-х годов начинается работа по обновлению понятийного аппарата бухгалтерского учета, изменению форм отчетности, Плана счетов с учетом требований рыночной экономики, а с января 1998 года в Российской Федерации действует Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Следуя существующей практике стран с рыночной экономикой, ранее единый отечественный бухгалтерский учет был разделен на финансовый (сориентированный на внешних пользователей) и управленческий (формирующий информацию для использования внутри предприятия). Однако программой реформирования охвачен лишь бухгалтерский финансовый учет. Вопросы организации на предприятиях управленческого учета ( а в их числе — и сегментарного учета и отчетности) должны регламентироваться предприятиями самостоятельно, и, возможно, поэтому они оказались лишенными должного внимания со стороны научной общественности.

С января 1998 г. в Российской Федерации действует Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Цель реформирования состоит в приведении национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. Достижение данной цели будет означать возможность формирования системы информации для эффективного управления внутри предприятия. Одной из задач реформы является оказание методической помощи предприятиям в понимании и внедрении системы управленческого учета. Этому в определенной степени может способствовать знакомство с данным учебником. Для лучшего усвоения материала в конце каждой главы приведены контрольные задания и тесты для самопроверки, а в конце книги — ответы на тесты, практическая работа и терминологический словарь.

Одним из шагов по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, принятой в январе 1998 г., стало утверждение нового Плана счетов бухгалтерского учета коммерческих организаций. Его практическое использование позволит решить двуединую задачу—обеспечить прозрачность внешней финансовой отчетности и сохранить коммерческую тайну бухгалтерского управленческого учета.

В России учет по сегментам регулируется ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» (приказ Минфина РФ от 27 января 2000г. №11н), принятым во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Программа реформирования бухгалтерского учета, осуществляемая в Российской Федерации в настоящее время, направлена на обеспечение получения емкой, всесторонней и в то же время более понятной, прозрачной и содержательной информации. В проведении такого реформирования в первую очередь заинтересованы внешние пользователи. Внутри предприятия администрация может собрать любую информацию и самостоятельно провести анализ хозяйственной деятельности. Внешний пользователь, имея ограниченный доступ к внутренней управленческой информации, должен по максимуму получить сведения о деятельности организации из общедоступных источников — бухгалтерской отчетности организации.


Последние годы царствования Александра I были связаны с окончательным отказом императора от идеи реформирования государственной власти. Среди обсуждавшихся тогда предложений стоял и вопрос о ликвидации всех университетов. Однако эта затея не удалась, и "министерство затмения" решило изгнать из университетов "дух неблагонадежности". Из Казанского и Петербургского университетов было уволено до половины профессоров; в университетских библиотеках были уничтожены все книги, признанные вредными, установлен казарменный режим. В январе 1820 г. Александр утвердил печально известную инструкцию для управления Казанским университетом. В ней подчеркивалось, что всего "важнее для правительства <...> чтобы вредный дух времени, всеразрушающий дух вольнодумства не проникнул в те священные убежища, где воспитанием настоящего юношества обеспечиваться должно счастье будущих поколе-

В рамках общего реформирования государственной статистики предусматривается перспективное совершенствование статистики цен как важнейшего блока социально-экономической статистики и статистики финансов. Перспективное совершенствование российской статистики цен предусматривает реализацию двух генеральных направлений ее развития. Во-первых, построение системы показателей, объективно отражающих специфику и тенденции изменения цен в современных условиях. Во-вторых, разработку принципиально новой системы сбора статистической информации о ценах, принятой в мировой практике.

Задачи СЭС определяются ее предметом и объектом исследования, а также экономическими проблемами, которые на каждом определенном этапе экономического развития предстоит решать социально-экономической статистике. В настоящее время развитие социально-экономической статистики ориентировано на реализацию решений Всероссийского совещания статистиков и Федеральной программы реформирования государственной статистики.

Одним из важнейших условий реформирования государственной собственности с целью стимулирования высокопроизводи-

Первая проблема: какова сущность реформирования государственной собственности?

Начало реформирования государственной собственности открыло переходный период от государственного социализма к новой социально-экономической системе. Сейчас преждевременно описывать эту еще не сложившуюся систему. Однако на основании осуществленных реформ можно отметить некоторые ее наметившиеся черты.

Первая проблема: какова сущность реформирования государственной собственности?

Начало реформирования государственной собственности открыло переходный период от государственного социализма к новой социально-экономической системе. Сейчас преждевременно описывать эту еще не сложившуюся систему. Однако на основании осуществленных реформ можно отметить некоторые ее наметившиеся черты.

Этот процесс реализуется в двух направлениях: осуществление глубокой децентрализации управления собственностью и денационализация, или, иначе, приватизация (передача собственности трудовым коллективам, создание акционерных и арендных предприятий, кооперативов и продажа предприятий в частную собственность). Децентрализация в управлении предприятиями явилась исходным пунктом в решении проблемы реформирования государственной собственности. Дело в том, что форма собственности предполагает адекватную ей форму управления. И если для кооперативных, малых и частных предприятий реализация этого уровня представляется само собой разумеющейся, то для государственных - вызвала определенные трудности. Это объясняется рядом причин. С одной стороны, сам "государственный" статус предприятия предполагает наличие определенной иерархической системы управления (как в части определения характера производственной деятельности, так и его материально-технического снабжения и сбыта продукции), а с другой - его функционирование в условиях рыночных отношений подразумевает предоставление полной экономической свободы. Последняя позволила бы предприятию в соответствии с рыночной конъюнктурой самостоятельно определять объемы и структуру производства, объем продаж, цены на свою продукцию, а также выбирать партнеров. Эти возможности для государственных предприятий отсутствовали. Вот почему первым шагом в реформировании государственной собственности явилась децентрализация управления предприятиями.

Начало реформирования государственной собственности открыло переходный период от государственного социализма к новой социально-экономической системе. Сейчас преждевременно описывать эту еще не сложившуюся систему. Однако можно отметить некоторые ее наметившиеся черты.

Первая проблема: какова сущность реформирования государственной собственности?


Расходование материалов Расхождение скользящих Раскрытии информации Работающим самостоятельно Расписания организации Располагает достаточной Располагает собственными Располагать достаточным Располагают средствами Расположения предприятий Расположение оборудования Распорядительных документах Распорядительной деятельности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика