Реформированию бухгалтерского



В последнее время преобразование экономики заметно замедлилось, а начатые реформы все труднее становится доводить до логического конца. Одна из причин замедления заключается в чрезмерном затягивании процесса перехода от макроэкономического (общеэкономического) к региональному и микроэкономическому (локальному) реформированию экономики.

Сложность решения методологических и технико-экономических вопросов ресурсосбережения, непоследовательность и половинчатость принимаемых мер DO совершенствованию и стабилизации хозяйственного механизма, отсутствие комплексного подхода к реализации задач по структурному, инвестиционному и научно-техническому реформированию экономики не позволили создать надежную и эффективную систему хозяйствования. По нашему мнению, Г. Пекарев в своей книге 121 вполне правомерно указывает, что из-за медленных темпов внедрения достижений науки и техники, а также недостаточного тиражирования ресурсосберегающей техники и базовых технологий Россия существенно уступает развитым странам по уровням материале-, металло- и энергоемкости как в расчете на единицу валового общественного продукта, так и на единицу национального дохода.

Но кризисно-депрессивные тенденции в развитии АПК нелепо объяснять лишь непродуманной либерализацией внешней торговли продовольствием. Глубинные причины аграрного кризиса следует искать в общих «либералистско-шоковых» принципах и подходах к реформированию экономики России, в том числе ее аграрного сектора (об этом речь будет ниже). Вместе с тем несомненно, что крайне слабо контролируемый рост импорта продовольствия сыграл с начала 1992 г. роль мощного катализатора аграрного кризиса. Подтверждением этого может служить динамика сельскохозяйственного производства с динамикой производства в других отраслях экономики страны. В 1991-1994 гг. производственный спад в аграрном секторе был менее глубоким, чем в промышленности, однако в 1995-1998 гг. показатели сокращения сельскохозяйственного производства уже превысили соответствующие показатели промышленности. В 1992-1994 гг. ухудшение макроэкономической ситуации в определенной степени компенсировалось действием природных факторов — естественным плодородием почв в растениеводстве и наличием излишнего относительно имеющейся кормовой базы поголовья скота в животноводстве. Они создавали определенный резерв «жизнестойкости» основных отраслей сельского хозяйства. Логическим завершением процессов вытеснения отечественных производителей с российского рынка продовольствия явилась практическая утрата продовольственной независимости в результате событий августа 1998 г. В условиях «сдачи» российскими производителями нашего рынка продовольствия и продолжения спада внутреннего агропроизводства, вызванных наращиванием в предыдущие годы продовольственного импорта, в «поставгустовских» обстоятельствах резкое его сокращение становится фактором ухудшения обеспечения населения продуктами питания. Одновременно резко нарастает зависимость системы продовольственного снабжения страны от различных форм экономической помощи со стороны развитых стран: гуманитарных поставок, льготных связанных кредитов.

При разработке прогноза на 1997 г. так же, как и при составлении других прогнозов, Министерство экономики РФ реализовало вариантный подход. Основная мысль (оптимистического) варианта сводилась к предположению, что все задуманные проекты по реформированию экономики, в особенности бюджетно-налоговой системы, будут претворены в жизнь.

Другой (пессимистический) вариант прогноза Министерства экономики РФ рассчитан на частичную реализацию задуманных правительством мероприятий по реформированию экономики, сохранение комплекса негативных факторов развития СЭС страны.

Большинство видов кредитов фонда имеют ряд общих черт. Во-первых, величина кредита увязывается с размером квоты страны в МВФ. Во-вторых, кредит предоставляется в форме заимствования, при которой страна покупает у МВФ иностранную валюту или SDR за собственную валюту. По истечении установленного периода времени страна-член обязана выкупить национальную валюту в тех средствах, в которых был предоставлен кредит. В-третьих, кредит дается при условии принятия и выполнения страной определенных обязательств по реформированию экономики, согласованных с фондом (связанный характер кредитов).

Задачи статистики. Одной из основных задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям. Наличие систематической и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. В связи с этим обеспечение информационных запросов управленческих структур становится актуальной задачей статистики, способствующей успешному реформированию экономики.

Но кризисно-депрессивные тенденции в развитии АПК нелепо объяснять лишь непродуманной либерализацией внешней торговли продовольствием. Глубинные причины аграрного кризиса следует искать в общих «либералистско-шоковых» принципах и подходах к реформированию экономики России, в том числе ее аграрного сектора (об этом речь будет ниже). Вместе с тем несомненно, что крайне слабо контролируемый рост импорта продовольствия сыграл с начала 1992 г. роль мощного катализатора аграрного кризиса. Подтверждением этого может служить динамика сельскохозяйственного производства с динамикой производства в других отраслях экономики страны. В 1991-1994 гг. производственный спад в аграрном секторе был менее глубоким, чем в промышленности, однако в 1995-1998 гг. показатели сокращения сельскохозяйственного производства уже превысили соответствующие показатели промышленности. В 1992-1994 гг. ухудшение макроэкономической ситуации в определенной степени компенсировалось действием природных факторов — естественным плодородием почв в растениеводстве и наличием излишнего относительно имеющейся кормовой базы поголовья скота в животноводстве. Они создавали определенный резерв «жизнестойкости» основных отраслей сельского хозяйства. Логическим завершением процессов вытеснения отечественных производителей с российского рынка продовольствия явилась практическая утрата продовольственной независимости в результате событий августа 1998 г. В условиях «сдачи» российскими производителями нашего рынка продовольствия и продолжения спада внутреннего агропроизводства, вызванных наращиванием в предыдущие годы продовольственного импорта, в «поставгустовских» обстоятельствах резкое его сокращение становится фактором ухудшения обеспечения населения продуктами питания. Одновременно резко нарастает зависимость системы продовольственного снабжения страны от различных форм экономической помощи со стороны развитых стран: гуманитарных поставок, льготных связанных кредитов.

Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения. Объяснялось это не только и не столько тем, что цены занимают исключительно важное место в экономическом механизме, сколько тем обстоятельством, что Правительство РФ, приступая к реформированию экономики страны, по существу, не имело развернутой программы действий. Поэтому поначалу основное внимание было сосредоточено на наиболее легко осуществимом и в то же время на наиболее результативном направлении — на либерализации цен. Что же касается вопросов структурной перестройки производства, приватизации государственной собственности, демонополизации производства, финансовой поддержки определенных сфер экономики и других достаточно важных для формирования среды вопросов, то считалось, что они будут решаться в основном естественным путем, в результате функционирования свободных цен. В сущности это означало, что предприятия сами должны приспосабливаться к новым условиям хозяйствования, иногда даже путем изменения профиля своей деятельности. Те из них, которые оказывались неспособными выжить в такой ситуации, должны были стать банкротами.

В последние годы ФПГ стали наиболее перспективными структурами по реформированию экономики Российской Федерации. В 1993 г. была только одна группа, в которую входило 20 промышленных предприятий и одно кредитно-финансовое учреждение. К началу мая 1999 г. созданы и получили официальный статус 84 ФПГ. В их составе 1500 промышленных предприятий и организаций, 160 кредитно-финансовых учреждений. Количество занятых свыше 5 млн. чел. [66].

Большинство видов кредитов фонда имеют ряд общих черт. Во-первых, величина кредита увязывается с размером квоты страны в МВФ. Во-вторых, кредит предоставляется в форме заимствования, при которой страна покупает у МВФ иностранную валюту или 50К 'Ла собственную валюту. По истечении установленного периода времени страна-член обязана выкупить национальную валюту в тех средствах, в которых был предоставлен кредит. В-третьих, кредит дается при условии принятия и выполнения страной определенных "бязательств по реформированию экономики, согласованных с фон-лом (связанный характер кредитов).


В 21 веке реальностью стал процесс перехода значительной части стран Европы и США ;:а МСФО в ближайшие 5-7 лет. В нашей стране осуществляется приведеьк<- учета в соответствие с МСФО (в рамках Правительственной программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО сегодня утверждено 15 национальных стандартов -ПБУ), и также поднимается вопрос о переходе России на МСФО. По крайней мере, планируется разрешить публичным компаниям составлять отчетность только в формате МСФО с 2003 г. (составление такой отчетности будет обязательно в 2005 г.). Отметим, что Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности считает необходимым перевод всех организаций России на МСФО.

Правительство Российской Федерации в 1998 г. образовало Межведомственную комиссию по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК), основной задачей которой являются разработка и контроль выполнения вышеназванной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Межведомственная правительственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности подготовила ряд стандартов.

генеральный директор аудиторской фирмы «ЦБА», д.э.н., профессор экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, член консультативного совета при Комиссии по организации аудиторской деятельности при Президенте РФ, рабочей группы Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Комитета по бухгалтерскому учету Института профессиональных бухгалтеров России;

В рамках Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине РФ была образована рабочая группа из ведущих представителей бухгалтерской профессии, которой были подготовлены концепция и проект Плана счетов бухгалтерского учета для коммерческих организаций. Проект был рассмотрен в мае 1998 года на совместном заседании членов Методологического совета и Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России. Участники заседания пришли к заключению, что его утверждение в установленные Программой реформирования бухгалтерского учета сроки нецелесообразно, поскольку, во-первых, он должен разрабатываться на основе уже существующих ПБУ, и, во-вторых, практическое внедрение нового Плана счетов в установленные сроки может вызвать проблемы психологического характера: для абсолютного большинства сотрудников бухгалтерских служб предприятий и организаций внедрить в свою работу одновременно такое количество нововведений практически невозможно (это подтверждает практика применения Плана счетов, введенного в действие с 1 января 1992 года).

Содержание учебника охватывает основные вопросы по разделам «Аудит» новой Программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров (утвержденной Институтом профессиональных бухгалтеров России 28 апреля 1999 г. и одобренной Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности 8 июня 1999 г.) и новой Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в области общего аудита (утвержденной Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией — ЦАЛАК — Минфина России 29 июля 1999 г. и согласованной с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 августа 1999 г.).

Важным для рыночных условий является освещение основ стоимостной оценки активов, методики калькуляции и специфики учета процессов заготовления, производства и продаж. Достаточно полно представлены техника и формы учета, сущность и значение бухгалтерской отчетности. Особое место отведено учетной политике предприятия и реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

Приоритетные направления по реформированию бухгалтерского учета включают:

В России большой вклад в переход на международные стандарты вносит Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров утверждено Институтом профессиональных бухгалтеров России и одобрено Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Николаева С.А. — генеральный директор аудиторской фирмы «ЦБА», д.э.н., профессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член консультативного совета при Комиссии по организации аудиторской деятельности при Президенте РФ, рабочей группы Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Комитета по бухгалтерскому учету Института профессиональных бухгалтеров России; руководитель Департамента аудита аудиторской фирмы «ЦБА». эксперт Отдела стандартизации и управления качеством аудиторской фирмы «ЦБА».

Данное пособие может использоваться не только в университетских программах, но и в системе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров (разработанная в 1999 г. соответствующая учебная программа утиерждена Институтом профессиональных бухгалтеров России и одобрена Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности). Большинство тем раздела "Экономический анализ (базовый курс)" данной учебной программы покрываются настоящим пособием.


Раскрытии информации Работающим самостоятельно Расписания организации Располагает достаточной Располагает собственными Располагать достаточным Располагают средствами Расположения предприятий Расположение оборудования Распорядительных документах Распорядительной деятельности Распорядителям бюджетных Работниками предприятия вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика