Рыночному механизму



Движение к социально ориентированному рыночному хозяйству со свойственной ему смешанной экономикой — общемировая тенденция. Она и для России больше подходит. Во-первых, люди, живя в условиях командной экономики, психологически привыкли к системе развернутой государственной социальной помощи. Во-вторых, в последние годы значительная часть предприятий потеряла возможность финансировать свою социальную сферу — детские сады, поликлиники, дома отдыха, клубы, спортивные и другие социальные объекты. Сегодня надежда только на государство, поскольку многие граждане, живущие ниже или у черты бедности, также не смогут самофинансировать все эти жизненно необходимые расходы. Эта бедность предприятий и населения не будет ликвидирована еще много лет.

Недостаток инпестиций толкает нас прежде всего к увеличению их объемов. В пользу этого подхода «работают» и советские традиции. Однако на самом деле мы должны отдавать предпочтение эффективности, в том числе и потому, что еще не завершился процесс смены инвестиционных режимов, сопровождающий переход от планового к рыночному хозяйству. Не все инвестиции одинаково полезны. Многие объемы инвестиций предприятий, в том числе естественных монополий и региональных (местных) властей, даже при нынешней жаткой величине, остаются «советскими» по показателям эффективности. При жестком отборе и качественном исполнении проектов важно, чтобы первые места в этом списке занимали самые эффективные. Сегодня это не так.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирова-

Движение к социально ориентированному рыночному хозяйству со свойственной ему смешанной экономикой — общемировая тенденция. Она и для России больше подходит. Во-первых, люди, живя в условиях командной экономики, психологически привыкли к системе развернутой государственной социальной помощи. Во-вторых, в последние годы значительная часть предприятий потеряла возможность финансировать свою социальную сферу — детские сады, поликлиники, дома отдыха, клубы, спортивные и другие социальные объекты. Сегодня надежда только на государство, поскольку многие граждане, живущие ниже или у черты бедности, также не смогут самофинансировать все эти жизненно необходимые расходы. Эта бедность предприятий и населения не будет ликвидирована еще много лет.

В то же время, развитому рыночному хозяйству присущи и другие виды доходов (дивиденды по ценным бумагам, акциям, результаты биржевых операций и т. д.). За их счет частично может быть оплачена ссуда в банке из расчета получения больших прибылей от выпуска нового товара в будущем. Этот источник позволяет также снизить цены, и, тем самым, понизить норму прибыли в момент выхода новой продукции на рынок с целью завоевания покупателей. В ряде стран, например, в США на использование новой техники выдается льготный кредит. При этом не подлежит налогообложению часть прибыли, составляющая определенный процент от величины новых вложений в оборудование. Льготное налогообложение распространяется и на разработ-

Происходящие в стране политические и экономические преобразования, переход от централизованной административно-распределительной системы к рыночному хозяйству предопределили существенное повышение роли республик, краев, областей, автономных образований Российской Федерации в проведении реформ.

В соответствии с перечисленными задачами построен и материал учебника, содержание которого структурно разбито на пять разделов, причем реализации первой и третьей задач посвящены соответственно первый и пятый разделы, а второй - оставшиеся три раздела (II, III, IV). К сказанному необходимо добавить, что динамизм современной жизни, усиленный кризисным состоянием экономики и финансов в период перехода к рыночному хозяйству, обусловил необходимость тщательного отбора материала, его "препарирования" в учебных целях, чтобы, не отрываясь от финансовой практики, создать тем не менее теоретический курс, который давал бы фундаментальные знания в области финансовой деятельности и одновременно мог служить основой для прикладных специальных дисциплин "Государственный бюджет", "Страховое дело", "Налоги и налогообложение" и др.

рыночному хозяйству. Общие положения ГК РФ о сделках, обязательствах и договорах

не равнозначно классическому рыночному хозяйству. Теневая экономика,

Экономическая история XX века, когда к рыночному хозяйству

рыночному хозяйству (глава 19). В 17-й главе делается акцент на функциях


Сейчас их число приближается к миллиону. До недавнего времени у нас были далеко не благоприятные исходные позиции для перехода к подлинно рыночному механизму. В условиях государственной монополии в кадровых вопросах работник имел жесткие пределы в выборе места и условий приложения своих способностей. Вот главные из них: урезанная свобода передвижения (паспортный режим в городах и, напротив, невыдача паспортов колхозникам); государственная монополия на социальное страхование; отсутствие правовых возможностей для эффективной борьбы трудящихся за свои экономические интересы, для разрешения трудовых конфликтов с администрацией; неразвитость системы индивидуальных договоров и трудовых соглашений; отсутствие независимой системы образования и профессиональной подготовки, следствием чего явилась малая вероятность или вообще безальтернативность трудоустройства (институт обязательного распределения молодых специалистов), неотработанность мер социальной помощи, переквалификации и трудоустройства временно незанятых трудоспособных лиц.

2. Эффективность распределения ресурсов и проблема нормирования. Противники регулирования доходов заявляют, что действенная политика ориентиров или контроля ослабляет распределительную функцию рыночной системы. Эффективная система контроля над ценами мешает рыночному механизму «подстраивать» цены к меняющимся условиям. Так, при увеличении спроса на какой-либо продукт его цена под воздействием политики контроля не сможет подняться, чтобы дать сигнал о желании общества увеличить объем производства и, следовательно, направить больше ресурсов в эту отрасль.

Я всегда утверждал, что провалы в политике являются всепроникающими, они подрывают экономику гораздо сильнее, чем неудачи рыночного механизма. Принятие решений отдельными лицами через рыночный механизм является гораздо более эффективной системой, чем коллективное принятие решений, — система, которая распространена в политике. Это особенно верно в отношении мировой экономики. Разочарование политикой вскормило рыночный фундаментализм, а развитие рыночного фундаментализма, в свою очередь, способствовало провалу политики. Одним из крупнейших недостатков системы мирового капитализма является тот факт, что она позволила рыночному механизму и мотиву получения прибыли проникнуть во все сферы деятельности, даже туда, где им нет по существу места.

Открытое общество всегда в опасности, но в этот момент истории угроза исходит в большей мере от нестабильности, а не от тоталитарных режимов — от недостатка проповедуемых общественных ценностей, а не от репрессивной идеологии. Коммунизм и даже социализм утратили доверие, в то время как вера в капитализм по модели свободного предпринимательства laissezfaire продемонстрировала нехватку общественных ценностей в статусе моральных принципов. Как можно защитить открытое общество? Его могут защитить только те люди, кто умеет (или не забыли) выбирать между тем, что такое хорошо и что является практически целесообразным, и кто делает то, что хорошо, даже если это не является практически целесообразным. Это - высший порядок. Его нельзя оправдать узкими корыстными расчетами. Корысть диктует такие мысли, высказывания и действия, которые являются практически целесообразными. Ведь на самом деле все больше и больше людей отдают предпочтение практической целесообразности. Они могут продолжать заявлять во всеуслышание о своей приверженности моральным принципам, но только потому, что это является практически целесообразным. Их позиция была в значительной степени упрощена господствующим предвзятым мнением о признании своекорыстия в качестве морального принципа. Предвзятое мнение проявляется, как будет показано во второй части книги, в рыночном фундаментализме, в геополитическом реализме, в упрощенном толковании теории Дарвина и в ряде новых дисциплин, таких, как право и экономическая наука. Это позволило рыночному механизму проникнуть в такие аспекты жизни общества, которые еще до недавнего времени находились вне сферы его влияния.

Развитие международных финансовых рынков получило большой толчок примерно в 1980 г., когда Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган пришли к власти с программой отказа государства от регулирования экономики, предоставив возможности рыночному механизму делать свою работу. Это означало введение строгой финансовой дисциплины, первоначальным результатом такой системы стал мировой спад и стремительно нараставший международный кризис задолженности 1982 г. Прошло несколько лет, прежде чем мировая экономика смогла оправиться, в Латинской Америке говорят о потерянном десятилетии, но экономика смогла подняться. Начиная с 1983 г. мировая экономика переживает длительный, практически непрерывный, период экспансии. Несмотря на периодические кризисы, развитие мировых рынков капитала ускорилось и достигло такого уровня, когда их можно назвать по-настоящему мировыми или глобальными. Движения обменных курсов, процентных ставок и курсов акций в различных странах стали тесным образом взаимосвязанными. В этом отношении характер финансовых рынков за последние сорок пять лет, на протяжении которых я на них работал, изменился до неузнаваемости.

низму и соответствующие изменения финансовой политики и финансового механизма не дали ожидаемого эффекта. Так как частичный отказ от финансовой централизации не обеспечил повышения эффективности экономики и оздоровления финансов, то был сделан вывод о том, что нужно полностью отказаться от административно-командной системы управления и переходить к рыночному механизму регулирования экономики. Обострение финансовой ситуации в стране стало основой для разработки концепции о необходимости перехода в советской стране от адиминистративно-командной системы управления к рыночным отношениям.

Все эти функции цен тесно взаимосвязаны между собой, и попытки подавить одну из них отрицательно сказываются на других. Нельзя сохранить стимулирующую функцию, отделив ее от распределительной. М.Фридмен разъяснил: «Цены стимулируют людей только потому, что влияют на распределение. Если то, что человек получает за свою деятельность, не зависит от того, что он делает, если цены не выполняют третью функцию — распределения дохода, то ему нет смысла беспокоиться относительно информации, которую несет в себе цена, и нет смысла реагировать на эту информацию»1. М. Фридмен и другие неоконсерваторы не видят удовлетворительной альтернативы нормальному рыночному механизму. Именно он, на их взгляд, обеспечивает эффективное регулирование макроэкономики. Школа монетаризма выработала свои рецепты по излечению от инфляции. Правительствам западных стран было рекомендовано:

Все эти функции цен тесно взаимосвязаны между собой, и попытки подавить одну из них отрицательно сказываются на других. Нельзя сохранить стимулирующую функцию, отделив ее от распределительной. М.Фридмен разъяснил: «Цены стимулируют людей только потому, что влияют на распределение. Если то, что человек получает за свою деятельность, не зависит от того, что он делает, если цены не выполняют третью функцию — распределения дохода, то ему нет смысла беспокоиться относительно информации, которую несет в себе цена, и нет смысла реагировать на эту информацию»1. М. Фридмен и другие неоконсерваторы не видят удовлетворительной альтернативы нормальному рыночному механизму. Именно он, на их взгляд, обеспечивает эффективное регулирование макроэкономики. Школа монетаризма выработала свои рецепты по излечению от инфляции. Правительствам западных стран было рекомендовано:

различных условий экономической деятельности. Это достигается прежде всего изменением относительной значимости различных благ при данных обстоятельствах. В сущности именно этот способ координации индивидуальных действий и организации экономического сотрудничества практически ничего не знающих друг о друге экономических субъектов имел в виду А. Смит, используя образ "невидимой руки", направляющей индивидуальную деятельность на общее благо. Надо прямо сказать, что другой подобной системы сбора, обработки и передачи рассеянной в обществе информации, адекватной рыночному механизму, человечество пока еще не создало, несмотря на все ее недостатки, которые будут предметом конкретного обсуждения впоследствии.

Таким образом, в рамках возможностей адекватного функционирования частного сектора рыночной экономики экстерналий существуют только временно, лишь на тот период, который необходим рыночному механизму, чтобы выявить и "переварить" указанными выше способами возникающие расхождения между частными и социальными издержками и выгодами.

В середине 60-х гг. возникло направление корпорациона-лизма, представители которого — американские экономисты Сидней Рольф и Юджин Ростоу выявили новый стержень интеграции. Они считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики, ее рациональное и сбалансированное развитие.


Рыночного пространства Разработки управленческих Разработкой стандартов Разработку концепции Работников включаемых Разработку перспективных Разработку программы Разработку стандартов Разработку технических Разработку технологии Разрешать конфликтные вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика