|
Регулирования экономических
Глава 17 РЕГУЛЯТОР МАКРОЭКОНОМИКИ: РЫНОК ИЛИ ГОСУДАРСТВО?
Регулятор макроэкономики начинает действовать при наличии определенных объективных предпосылок, в частности — в условиях единого национального хозяйства. Впервые такие условия создало развитое товарное производство и всеохватывающий рынок. На этом плацдарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механизма — рыночный.
§ 2. Государственный регулятор макроэкономики
Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Об этом свидетельствует тот факт, что через бюджет ныне перераспределяется в западных государствах от 1/3 до 1/2 ВНП.
Глава 17. Регулятор макроэкономики: рынок или государство?...........448
§2. Государственный регулятор макроэкономики ...458
Глава 17 РЕГУЛЯТОР МАКРОЭКОНОМИКИ: РЫНОК ИЛИ ГОСУДАРСТВО?
Регулятор макроэкономики начинает действовать при наличии определенных объективных предпосылок, в частности — в условиях единого национального хозяйства. Впервые такие условия создало развитое товарное производство и всеохватывающий рынок. На этом плацдарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механизма — рыночный.
§ 2. Государственный регулятор макроэкономики
Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Об этом свидетельствует тот факт, что через бюджет ныне перераспределяется в западных государствах от 1/3 до 1/2 ВНП.
Глава 17. Регулятор макроэкономики: рынок или государство?...........448 Воздействие государства на экономический цикл и кризисы. Методы и результаты сглаживания экономических колебаний основных макропоказателей. Содержание и виды стабилизаторов государственного регулирования экономических циклов.
Переход РФ на рыночные отношения породил множество проблем, характерных для становления социально-экономической системы. Особое значение в этих условиях приобретает процесс формирования налоговой системы как института, обеспечивающего поступление значительной доли доходов бюджета, а также одного из важнейших механизмов регулирования экономических процессов.
Основная задача органов регионального (муниципального) управления в условиях рыночной экономики - обеспечить согласованное и эффективное развитие производства и социальной сферы, охватывая весь воспроизводственный процесс в регионе. Эту задачу можно решить путем регулирования экономических отношений и проведения организационно-технических мероприятий.
Демонтаж системы централизованного планового управления (упразднение многих производственных министерств и ведомств) вовсе не освобождает государство от необходимости решения проблемы создания эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами, от миссии регулирования экономических процессов, включающего макропрограммирование и макропрогнозирование, в т. ч. с помощью инструментов индикативного планирования. Последнее — это важнейший элемент государственной ориентации экономики (более подробно об этом будет речь ниже).
По утверждению сторонников активного государственного регулирования экономических процессов государственные органы должны особое внимание обратить на проведение долгосрочной структурно-инвестиционной политики. Эта функция государства считается самой важной в стратегическом отношении. Большинство ведущих специалистов считает, что роль государства усиливается именно в ситуациях, когда намечаются стратегические перемены в области науки и технологии, крупномасштабные преобразования производства, т.е. крупные структурные сдвиги в экономике. Поэтому государство должно определить приоритеты раз-
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осущестштяет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.
3. Общая экономическая ситуация в стране. Регламентация бухгалтерского учета может осуществляться и с целью регулирования экономических проблем общества. В целях экономического воздействия на деятельность компаний правительство может поддержать те стандарты бухгалтерского учета, которые поощряют или, напротив, препятствуют использованию компаниями тех или иных методов учета затрат на производство, начисления амортизации, учета обязательств и т. д. Особенно сильно это сказывается в тех странах, где учет в целях налогообложения не отделен от финансового учета. Еще один аспект — уровень инфляции в стране. Высокий уровень инфляции может привести к созданию так называемой инфляционной бухгалтерской системы, при которой необходимы частые переоценки показателей отчетности (примеры этому имеются в некоторых странах Латинской Америки).
номики; эффективное применение специализированных функциональных правил, способствующих упорядочению их деятельности; стимулирование и поддержку реальных секторов экономики, способных обеспечить быстрый экономический рост; широкое использование договорных способов регулирования экономических отношений; мощную юридическую защиту прав и законных экономических интересов физических и юридических лиц.
В переходе от универсального прямого государственного управления к нормативно-ориентированному воздействию основное место занимает регулирование как способ установления порядка, правил и процедур экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Все более отчетливо выявляется зависимость между законодательными актами и актами органов исполнительной власти и локальными актами. Чем лучше «законодательная почва», тем меньше надобности в оперативно-распорядительных актах. Сужение сферы администрирования, столь болезненной для граждан и предпринимателей, ведет к расширению сферы общего и специализированного правового регулирования экономических отношений. Действующие Гражданский, Налоговый и Бюджетный кодексы, законы о залоге, об инвестициях и др. формируют прочный юридический фундамент экономики.
Наконец-то и Президент Российской Федерации 24 сентября 1997 г. в выступлении при открытии осенней сессии Совета Федерации заявил: «Для перехода к устойчивому экономическому росту мало одной экономической свободы. Нужен новый экономический порядок... На собственном опыте мы убедились: сам по себе рынок не панацея от всех проблем... все сегодня согласны, что надо повышать роль государства в экономике. И мы действуем в этом направлении, но аккуратно. От политики невмешательства решительно переходим к политике упреждающего регулирования экономических процессов, контроля за жизненно важными отраслями и эффективностью расходования бюджетных средств. Это не возврат, конечно, во времена Госплана (а жаль, даже папа Павел VI в своем окружном послании назвал централизованное планирование экономики ключом к экономическому развитию) и Госснаба. Это возвращение государства к продуманной экономической стратегии. Теперь именно она начинает определять основные направления экономической деятельности».167
Распределения материальных Распределения налоговых Распределения обязанностей Распределения ответственности Работникам совмещающим Распределения природных Распределения распределение Распределения совокупного Распределения выделенных Распределения заработной Распределение численности Распределение финансовых Распределение инвестиций вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|