|
Регулирования поведения
баланса. Опираясь на экономико-математические модели, они пришли к выводу, что изменения валютного курса — неэффективное средство регулирования платежного баланса в связи с недостаточной реакцией внешней торговли на колебания цен на мировых рынках в зависимости от курсовых соотношений. Эта теория оказала влияние на принципы Бреттонвудской системы, основанной на фиксированных паритетах и курсах валют. Предшественниками данной теории были номиналист Г. Кнапп и его последователи. Они выдвинули принцип договорного паритета, устанавливаемого государствами путем соглашения об обмене валют по фиксированному курсу.
• 4.5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1) официальные золото-валютные резервы; 2) национальный доход, перераспределяемый через государственный бюджет; 3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
Государственное регулирование платежного баланса -- это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие глобализации мирового хозяйства и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта, двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах но соглашениям «своп», кредиты международных финансовых институтов, прежде всего МВФ.
Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции — партнерство и разногласия — во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.
Методы регулирования платежных балансов развивающихся стран. Развивающиеся страны применяют разнообразные методы регулирования платежного баланса, в основном позаимствованные у развитых государств, направленные на стимулирование экспорта, сдерживание импорта товаров, привлечение иностранных капиталов, ограничение вывоза капиталов: 1) дефляционная политика; 2) девальвация национальной валюты: для обеспечения ее эффективности развивающиеся страны периодически вводят дифференцированные налоги и субсидии на экспорт и импорт, множественность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка; 3) валютные ограничения; 4) финансовая и денежно-кредитная политика (используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение налога на импорт, денежно-кредитная политика); 5) специальные меры воздействия государства на платежный баланс в ходе формирования его основных статей. Важным объектом регулирования является торговый баланс по линии преодоления монокультурности экспорта и его диверсификации. Регулирование направлено на качественные сдвиги в структуре внешней торговли страны, на ограничение импорта товаров, не являющихся предметом первой необходимости.
С конца 70-х годов в концепциях межгосударственного регулирования платежного баланса, основанных на признании структурного характера его дефицита, удлинился период стабилизации экономики и изменилось его содержание. Стабилизационные программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение по линии модернизации отраслевой структуры экономики, исправления дефектов совокупного предложения в увязке со стратегией экономического роста, капиталовложений. Расширение набора методов регулирования платежного баланса, рекомендуемых Фондом, способствовало усилению его сотрудничества с МБРР в разработке новой схемы стабилизационных программ путем устранения неравновесий в отраслевой структуре экономики страны-заемщика. Кроме того, Фонд с начала 90-х годов стал выступать в роли координатора по оказанию экстренной финансовой помощи странам, оказавшимся в особо тяжелом экономическом положении. В «пакеты» предоставлявшихся ресурсов входят не только средства МВФ, но и правительств ряда развитых государств (прежде всего США, Японии и ФРГ) и крупных частных банков. Так в 1995 г. для спасения экономики Мексики МВФ организовал предоставление этой стране финансовых ресурсов в объеме 48,0 млрд долл. В 1997 г. аналогично 17,2 млрд долл. было выделено Таиланду, 40,0 млрд долл. — Индонезии и 58,0 млрд долл. — Республике Корее. Подобные экстренные меры Фонда, хотя и способствовали стабилизации экономического положения в этих странах, показали, что деятельность МВФ страдает крупными недостатками в плане выявления и предупреждения негативных сдвигов в экономике и валютно-финансовом положении развивающихся государств.
9. Каковы методы регулирования платежного баланса?
платежного баланса, резко сократилось положительное сальдо по текущим операциям, а в 1998 г. оно стало отрицательным. Как показывает мировой опыт, при структурном неравновесии платежного баланса образуется «валютный разрыв» (острая нехватка валюты). Для его преодоления необходимы подъем национальной экономики России, уменьшение зависимости от импорта товаров, стимулирование экспорта, эффективные меры по сдерживанию «бегства» капитала. При этом важно использовать мировую практику регулирования платежного баланса рыночными и государственными методами.
4.5. Основные методы регулирования платежного баланса . . .................. 155 Правовые нормы являются правилами поведения людей и коллективов. Правовые нормы устанавливаются государством для регулирования поведения людей путем определения взаимных прав и обязанностей и являются обязательными для исполнения. Нормы социалистического права обычно соблюдаются добровольно, а в исключительных случаях при нарушениях правовой нормы используется принудительная сила государства. Правовое закрепление могут получить и технические нормы, соблюдение которых становится юридически обязательным. Такие нормы могут быть названы технико-юридическими. К ним относятся государственные стандарты, технические условия, строительные нормы и правила.
Для регулирования поведения фирм, ведущих дела на международном уровне, предусмотрен Закон о коррупции в делах с иностранными организациями. Он был принят в 1977 г. как реакция на обвинения в адрес фирм «Локхид» и «Нортроп», суть которых сводилась к тому, что высокопоставленные иностранцы получили крупные взятки от этих фирм в обмен на обещания посодействовать закупке их продукции. Данный закон сделал противоправным подкуп иностранных представителей с целью развертывания или поддержания уровня бизнеса в другой стране. Закон также требует создания внутренних органов бухгалтерского контроля во всех публичных акционерных компаниях, чтобы гарантировать, что все сделки совершаются с разрешения руководства и соответствующим образом регистрируются.
В XX веке параллельно с развитием производственных структур шло совершенствование теории и методов регулирования поведения через стимулирование оплатой труда. Наиболее последовательно деньги в качестве стимула использовал Ф. Тейлор (1856-1915), который был пионером в области проектирования, разработки и внедрения научных систем стимулирования. К концу 40-х годов сформировались следующие системы оплаты труда: сдельная,
ОБЫЧАЙ - правило поведения, сложившееся вследствие его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение ОБЫЧАЯ обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение воды и огня и др.), либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными и членами рода (кровная месть). Санкционирование ОБЫЧАЯ государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда ОБЫЧАЙ служил основанием для решения спора, либо путем включения ОБЫЧАЯ в издаваемые в рабовладельческом и феодальном государстве законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права. Международный ОБЫЧАЙ является источником международного права в случаях, когда отношения не урегулированы международным договором. Под международным ОБЫЧАЕМ понимают правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами. Необходимым условием признания международного ОБЫЧАЯ источником права, или, как его называют, обычной нормой международного права является признание его всеми или некоторыми государствами, выраженное в активной форме (например, совершение определенных действий в данной ситуации) либо путем воздержания от действий. Правило, содержащееся в международном ОБЫЧАЕ, действует только для тех государств, которые в той или иной форме его признали.
Но в начале XX в. на рынке произошел полный переворот в результате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX в. стало характерно господство в производстве и обращении крупного корпоративного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъекты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирования поведения продавцов и покупателей. На рынке свободной конкуренции негативно сказались следующие действия мезоэкономики.
применять санкции или поощрения с целью регулирования поведения зави-
право применять санкции или поощрения с целью регулирования поведения
континентов традиция регулирования поведения на рынке и практики членов
Но в начале XX в. на рынке произошел полный переворот в результате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX в. стало характерно господство в производстве и обращении крупного корпоративного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъекты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирования поведения продавцов и покупателей. На рынке свободной конкуренции негативно сказались следующие действия мезоэкономики.
Основным источником регуляции поведения людей в неформальной организации выступают нормы и ценности, регулирующие систему отношений на уровне межличностных взаимодействий и прямых контактов. В отличие от формальной организации, неформальная организация является сферой регулирования поведения конкретных людей как в деловой жизни, так и вне ее. Нормативная система неформальной организации отличается большей гибкостью и динамичностью, по сравнению с формальной организацией, на достижение общих организационных целей.
* расширение арсенала инструментария исследования и регулирования поведения персонала за счет возможностей социально-психологических наук;
Творческие ресурсы личности стали категорией экономической, и их использование находится, можно сказать, в прямой зависимости от духовного облика и нравственной привлекательности руководителя, характера его психологического воздействия на подчиненных. Иные черты личности и поступки руководителя, внешне малоприметные и кажущиеся несущественными, будучи подвергнуты «суду» общественного мнения, могут приобрести такую нравственную окраску и социальное звучание, что становятся действенным инструментом регулирования поведения людей. Это можно сказать, например, о способности к сопереживанию, неназойливом и искреннем внимании к семейной жизни подчиненных и др.
Распределения производственных Распределения случайной Работникам высвобождаемым Распределения возможных Распределением полномочий Распределение документов Распределение имущества Распределение материальных Распределение нормальное Распределение отдельных Распределение полученного Распределение продукции Распределение результатов вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|