|
Регулирования внешнеторговой
8. Валютная политика. Соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса влияет на его динамику. Формирование валютного курса на валютных рынках через механизм спроса и предложения валюты обычно сопровождается резкими колебаниями курсовых соотношений. На рынке складывается реальный валютный курс — показатель состояния экономики, денежного обращения, финансов, кредита и степени доверия к определенной валюте. Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо снижение исходя из задач валютно-экономической политики. С этой целью проводится определенная валютная политика.
• 2.4. ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КУРСА
Западные теории валютного курса выполняют две функции: первая (идеологическая) направлена на обоснование жизнеспособности рыночной экономики; вторая (практическая) — состоит в разработке методов регулирования валютного курса как составной части валютной политики.
ного регулирования валютного курса и превращения плавающих курсов в автоматический регулятор международных расчетов1. Идея отказа государства от регулирования валютных отношений утопична. Вопреки отрицательному подходу монетаристов к валютной интервенции на практике она периодически проводится, и преобладает «грязное» плавание курсов валют, основанное на сочетании рыночного и государственного регулирования.
Материальной базой проведения валютной интервенции служили созданные в 30-х годах в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде и других странах валютные стабилизационные фонды — государственные фонды в золоте, иностранной и национальной валютах, используемые для валютной интервенции в целях регулирования валютного курса. В современных условиях назначение и роль этих фондов имеют особенности в отдельных странах. Во Франции это целевой фонд, выделенный в рамках официальных золото-валютных резервов. Банк Франции не публикует данных о его размерах, чтобы не раскрывать характер и масштабы своих интервенционных операций. В США валютный стабилизационный фонд утратил реальное значение (его объем в 2 млрд долл. остается неизменным с момента создания в 1934г.), так как федеральные резервные банки осуществляют валютную интервенцию в основном за счет кредитов иностранных центральных банков по соглашениям «своп». В Великобритании валютный стабилизационный фонд ныне объединяет все официальные золото-валютные резервы страны.
4. Элементом валютной системы России является регулирование международной валютной ликвидности, т.е. в первую очередь официальных золото-валютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золото-валютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка. Наибольшей величины их объем достиг в середине 1997 г. (24,6 млрд долл.). В связи с финансовым и валютным кризисами он сократился практически вдвое (в начале 1999 г. около 12 млрд долл.).
Валютные интервенции Центрального банка РФ. МВФ требует от стран-членов оказывать противодействие «беспорядочному состоянию» валютного рынка, которое может вызываться «дезорганизующими краткосрочными колебаниями» валютного курса. Соответственно политика регулирования валютного курса состоит в том, чтобы обеспечивать постепенное, плавное и предсказуемое понижение этого курса по траектории, которая в основном соответствовала бы темпам роста внутренних цен или несколько отставала от них. Такой механизм призван служить номинальным якорем инфляции.
западные теории регулирования валютного курса 53—60 Валютный паритет 36, 37, 73 Валютный риск, см. Риски Валютный рынок 48, см. также Мировые рынки (валютные) двойной 82, 157, 189, 195 «черный» 198, 199 Вексель (тратта) 65, 212, 217, 227, 248, 249, 250, 252, 335, 387 Внешняя задолженность 256
2.4. Западные теории регулирования валютного курса 53
Необходимо решить проблему трансформации сбережений населения в инвестиции путем привлечения денежных средств, включая иностранную валюту, хранящихся на руках у населения, в кредитные организации. Однако пока рынок наличной валюты остается альтернативным банковским вкладам и депозитам источником спекулятивного дохода для населения, эту проблему решить не удастся. Целесообразно при сохранении текущей конвертируемости рубля ввести административные меры регулирования валютного курса посредством корректировки политики плавающего валютного курса на базе изменения принципов валютного регулирования и контроля, тем более что такая политика, как свидетельствует мировой опыт, эффективна в отношении свободно конвертируемых валют. Применение плавающего валютного курса для ограниченно конвертируемых валют воспроизводит неуравновешенность платежного баланса и диспаритет цен. В российских условиях эта политика не решает главной проблемы — не предотвращает утечку капитала за рубеж.
4. В чем состоит необходимость регулирования валютного рынка? Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
На фактические прямые затраты могло повлиять множество случайных факторов, например, колебания валютных курсов, непредвиденное изменение регулирования внешнеторговой деятельности, перемена экономической ситуации в стране изготовления материалов и т.д. Суть в том, что подобные случайные факторы влияют на отклонение от плана, но так как, во-первых, они не были учтены при составлении бюджета, а во-вторых, они были неподконтрольны менеджерам, при анализе отклонений их влияние необходимо исключить. В следующей главе мы покажем, как можно вычленить влияние случайных факторов путем расчета отклонений плана и отклонений исполнения плана, а также обсудим, насколько это помогает в решении проблемы.
Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, ответственность органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности определяются Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ от 13.10.1995 г.
Высокодоходная деятельность любого государства на внешнем рынке исторически свидетельствовала о его экономическом благополучии. Поддержанию внешнеторговой активности всегда способствовал особый механизм государственного регулирования этой деятельности. Изменения экономической и политической ситуации в РФ потребовали создания новой системы государственного регулирования, отвечающей требованиям международных конвенций в области торговли и экономического сотрудничества. В полной мере данная проблема еще не решена. В течение всего периода реформ в РФ попытки усовершенствовать механизм регулирования внешнеторговой деятельности предпринимались только эпизодически и в основном в ответ на угрозу ухудшения расчетно-платежного и внешнеторгового балансов страны. Попыткой Правительства и Парламента РФ решить назревшие проблемы государственного регулирования ВЭД и повысить результатив-
Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.
Статья 4. Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:
2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 13. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Работникам высвобождаемым Распределения возможных Распределением полномочий Распределение документов Распределение имущества Распределение материальных Распределение нормальное Распределение отдельных Распределение полученного Распределение продукции Распределение результатов Работника независимо Распределение заработка вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|