|
Рационализации управления
Все приведенные в настоящей работе экономико-математические модели были отработаны и апробированы на материалах Башкирского управления . Госкомнефтепродукта РСФСР которое характеризуется наиболее сложными условиями нефтеснабжения, так как на обслуживаемой им территории осуществляется весь процесс снабжения: перевозка нефтепродуктов от нефтеперераба^ тывающих заводов (НПЗ) до нефтебаз железнодорожным, речным, трубопроводным и автомобильным транспортом; хранение нефтепродуктов на объектах «нефтебазового хозяйства и поставка их потребителям. При экономико-математической постановке задач текущего и перспективного планирования для рационализации транспортно-экономических связей предусмотрено использование в виде источников ресурсов не только нефтеперерабатывающих заводов, но и пунктов перевалки с одного вида транспорта на другой, а также пунктов распыления железнодорожных иалив-ных маршрутов. Это позволяет предлагаемый комплекс экономико-математических моделей планирования при соответствующей корректировке использовать в любом территориальном нефтснабсбы-товом управлении. Исходя из этого представляется правомерным считать изложенные в работе экономико-математические задачи' типовыми для планирования нефтеснабжения на уровне террито-
Исходя из важности показателя, характеризующего товарооборот, к методам его плановых уровней должны предъявляться особо жесткие требования, обеспечивающие их научную обоснованность. В настоящее время в системе нефтеснабжения плановые уровни товарооборота, как и других технико-экономических показателей, в большинстве случаев определяются вручную на основе принципа «от достигнутого уровня». В этих случаях обоснованность плана зависит от квалификации планового работника, его способности предвидеть характер изменения того или иного показателя. При разработке планов используется большое количество различной, зачастую дублирующейся информации. Такие условия приводят к тому, что плановая работа оказывается чрезвычайно трудоемкой, а годовые планы — недостаточно обоснованными. В течение планового периода их приходится неоднократно изменять. Большой объем механической работы, связанной с традиционными методами планирования, отвлекает работников от творческого труда, почти не оставляет времени на проведение всестороннего анализа деятельности нефтеснабсбытовых организаций, выявление резервов снижения народнохозяйственных издержек обращения нефтепродуктов, что препятствует принятию напряженных планов нефтеснабжения и формированию рациональных транспортно-экономических связей по нефтепродуктам. А именно в рационализации транспортно-экономических связей кроются основные резервы снижения издержек обращения. Как показали проведенные авторами исследования, нерациональные перевозки массовых светлых нефтепродуктов (автобензина, дизельного топлива) железнодорожным, трубопроводным, речным и автомобильным видами транспорта вызывают увеличение необходимых транспортных расходов при доставке этих нефтепродуктов от НПЗ до нефтебаз более чем на 10%. Кроме того, эти исследования позволили установить, что имеющиеся основные фонды нефтебазового хозяйства не всегда используются эффективно. Даже при одинаковых объективных условиях нефтеснабжения оборачиваемость резервуарного парка по нефтебазам колеблется в широком диапазоне, что отражается на издержках обращения, так как резер-вуарный парк является самой дорогостоящей и активной частью-основных фондов нефтебаз. Резкие колебания оборачиваемости резервуарного парка свидетельствуют о том, что в развитие и
Для постановки и решения задачи оптимального развития и размещения нефтебазового хозяйства отдельно взятого территориального управления и рационализации транспортно-экономиче-ских связей необходимо знать не только прогноз потребности по управлению в целом, но и прогнозы потребности в территориальном разрезе, под которыми понимаются прогнозы потребности в светлых нефтепродуктах, построенные по каждому агрегированному потребителю. При этом возникает проблема увязки перспективной потребности в каждом виде нефтепродукта по управлению в целом с суммой значений перспективных потребностей в соответствующем нефтепродукте по агрегированным потребителям. Такая увязка должна осуществляться путем проведения двойного балансирования потребности в нефтепродуктах: на уровне нефтебаз и на уровне агрегированных потребителей. Балансирование позволяет учитывать тенденцию роста потребности как отдельных агрегированных потребителей, так и тенденцию роста реализации нефтепродуктов по нефтебазам.
18. Кузнецов В. Н., Митрофанова Л. В. О применении математических методов при координации работы нескольких видов транспорта (на примере перевозок светлых нефтепродуктов). — В кн.: Опыт использования математических методов в рационализации транспортно-экономических связей. Уфа, изд. БФАН СССР, 1969.
Особенно остро стоит вопрос рационализации транспортно-экономических связей, осуществляемых снабженческими и сбытовыми организациями, в издержках обращения которых транспортные расходы имеют большой удельный вес. Одной из таких организаций является Главнефтеснаб РСФСР, представляющий собой
Для решения задачи рационализации транспортно-экономичр-ских связей необходимо определить тран^прртные издержки, вычисление которых основано на различных 'способах расчета. Как отмечается в работе [5], «тарифы являются наиболее 'разумным способом измерения затрат npi^ построении месячных, квартальных и годовых оптимальных схем" материально-технического Снабжения». Однако этот метод рарч'ета транспортных издержек применим тогда, когда рассматриваются ('дереврзки одного массового чвид'а нефтепродукта и, одним, 'из видов транспорта ' 'Ра&матрййаемая задача рационализации транспортно-экономических связей' учиты-^ вает несколько видов нефтепродуктов '(автобензин, 'дизельное топ-' ЛИБО), перевозки 'которых1 осуществляются несколькими 'видами' транспорта' (железнодорожным, речным,^рубопройодньш, автомо-бйльНьш) 'Поэтому для соизмерения'затрат на различных видах транспорта и' в Ьвязи с Ьтсутствием тарифой на трубопроводном транспорте1 целесообразно 'Ь'предёлять "транспортные 'затраты '-на1 базе'расчета поучастко'вой себестоимости перевозок 'нефтепродуктов!' ~01'В' 'настоящее 'время1 'наиболее Совершенной' 'методикой 'расчета транспортных 'издержек'на перевозку 'грузой 'различными 'видами транСцррта яйляется 'методике. разрабо? энная в Институте комплекс-нЫх'!'транспортных 'проблем ''при Госплане 'СССР. 7]. На 'осйове1 этой "методики определяются тюучастковые 'УДелъ'нЫё экспйуатацион-i
Критерием оптимальности при решении задачи рационализации транспортно-экономических связей является минимум эксплуатационных расходов на транспортировку и хранение нефтепродуктов на объектах нефтебазового хозяйства. Эксплуатационные расходы включают в себя издержки Главнефтеснаба РСФСР, связанные с транспортировкой нефтепродуктов от источников ресурсов до нефтебаз и филиалов и хранением их на объектах нефтебазового хозяйства. Кроме этого, в эксплуатационные расходы входят и затраты народного хозяйства, связанные с доставкой нефтепродуктов от нефтебаз и филиалов до потребителей.
Применение экономико-математических моделей при рационализации транспортно-экономических связей по массовым светлым нефтепродуктам в условиях наиболее эффективного использования объектов нефтебазового хозяйства дает соответствующий эффект только в том случае, если в расчетах используется достаточно достоверная исходная информация. Для рационализации региональных транспортно-экономических связей на стадии текущего планирования нефтеснабжения необходимы следующие исходные данные: источники ресурсов с объемами ресурсов; пункты потребления и объемы потребления в них автобензина и дизельного топлива в навигационный и межнавигационный периоды года; транспортная сеть и текущие затраты на транспортировку автобензина и дизельного топлива отдельными видами транспорта в навигационный и межнавигационный периоды года; технико-экономические показатели работы объектов нефтебазового хозяйства: максимально возможная пропускная способность и текущие затраты на хранение нефтепродуктов.
Блок 1 —осуществляет экономическую постановку задачи рационализации транспортно-экономических связей по массовым светлым нефтепродуктам на стадии текущего планирования нефтеснабжения региона.
Блок 2 —- формализует модель' задачи рационализации транспортно-экономических связей по массовым светлым нефтепродуктам на стадии текущего планирования нефтеснабжения региона [2].
В результате операций блоков 7—12 формируются коэффициенты целевой функции, необходимые для решения задачи рационализации транспортно-экономических связей в условиях наиболее эффективного использования нефтебсзэвого хозяйства. Остальные подблоки матрицы забиваются константой. Этой же константой внутри подблоков каждого блока забиваются клетки, в которых отражаются экономически нецелесообразные связи. Научные основы управления и принципы хозяйственного руководства социалистическим производством впервые были разработаны В. И. Лениным. Коммунистическая партия успешно претворяет в жи-знь ленинские принципы государственного управления хозяйством. Большое внимание на всех этапах развития нашего народного хозяйства уделяется дальнейшей рационализации управления производством. Улучшению управления промышленностью большое место отводилось в решениях съездов партии и Пленумов ЦК КПСС.
Экономичность и. оптимальность. В соответствии с этим принципом управленческие решения должны обеспечивать максимальный эффект при минимальных затратах. В то же время следует учитывать и затраты на систему управления, добиваться рационализации управления, совершенствования организационных структур, внедрения передовых методов, приемов управления, технических средств управления и т. п.
Проектные услуги: проектирование рационализации управления; составление инженерно-строительного проекта; проектирование изменения структуры продукции заказчика; международные отраслевые производственные проекты; межвузовские инновационные программы и проекты и т.д. Результатом могу т быть проектные расчеты, оценки, чертежи и т.д.
Одна из характерных особенностей, вызванных усложнением процессов 'управления крупными фирмами, состоит в появлении ряда новых функций, результатом чего стало образование дополнительных функциональных подразделений. К ним можно прежде всего отнести центральные службы по совершенствованию организационной структуры управления, носящие различные названия. Они занимаются вопросами перспективного планирования организационной структуры, определением целесообразных пропорций в использовании принципов централизации и децентрализации в управлении, разработкой гибких организационных механизмов, способных быстро перестраиваться под влиянием изменения технических, коммерческих и прочих условий. С ними тесно связана служба автоматизированных информационных систем, предусматривающая внедрение методов управления, основанных на обработке информации при помощи ЭВМ. Эта служба подчинена общим задачам рационализации управления, налаживания эффективных организационных связей, процессам обоснования принимаемых управленческих решений.
Выполнение этих и ряда других заданий XXV съезда КПСС потребует от энергомашиностроительных предприятий осуществления многих мероприятий, в том числе перестройки организации производства, совершенствования планирования, рационализации управления производственными звеньями в направлении повышения качества работы и эффективности производства. При этом особое значение имеет осуществление режима экономии, подразумевающее рачительное отношение к использованию сырья и материалов, энергии, производственных фондов и др.
В условиях быстрого технического прогресса важнейшим требованием рационализации управления является создание гибкой, действенной организационной структуры.
ганизации и управления не претерпели коренных изменений, и "школа" оказала экономическое влияние на формирование всех других направлений в американской и европейской теориях организации и управления. Благодаря "классической школе" получили широкое практическое воплощение, существующие и поныне, типы организационных структур, произошло разделение аппарата управления по функциональному признаку, сформировались четкие понятия о правильном построении организационно-функциональных схем управления и о технологии управленческого труда. Несмотря на всю свою ограниченность, принципы "классической" теории сыграли важную роль в рационализации управления, получили широкое признание в практике организации всей управленческой деятельности и продолжают оказывать значительное влияние на развитие современной социологии организации и управления.
Дальнейшим развитием рационализации управления должна стать централизация
Исаенко А.Н. Роль экспертизы в капиталистической рационализации управления // США— экономика, политика, идеология. — 1981. — № 11.
Система органов по рационализации управления и делопроизводства (институты, центры, лаборатории) была ликвидирована, что привело к значительному сокращению исследований в этих областях.
Поскольку себестоимость перевозок зависит от объема выполненной работы и затраченных на нее средств, основным условием ее снижения являются рост производительности труда водителей и других работников автотранспортных предприятий, экономия материальных ресурсов (снижение затрат топлива, материалов, запасных частей и т.п.), а также сокращение административно-управленческих расходов путем рационализации управления автотранспортными предприятиями.
Реализации достижений Реализации государственной Реализации инновации Реализации инвестиционных Реализации излишнего Реализации комплексной Реализации конституционных Работоспособном состоянии Реализации мероприятий Реализации нефтетоваров Реализации нововведений Реализации определяются Реализации организационных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|