Радикальной перестройки



За годы, прошедшие с 1977 г., т.е. момента введения методики (основных положений) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений, в экономической жизни страны произошли серьезнейшие изменения. В соответствии с решениями XXVII съезда КПСС, определившего конкретные направления радикальной экономической реформы, в стране началась перестройка управления экономикой, направленная на повышение действенности планирования, экономических рычагов и стимулов, организационных структур управления. В связи с этим появилась необходимость в разработке новых подходов к оценке экономической эффективности мероприятий научно-технического прогресса. Одна из важнейших особенностей нового подхода заключается в переходе от расчетов годового экономического эффекта к определению интегрального экономического эффекта, который в большей степени позволяет оценить преимущества новой техники, реализующиеся, как известно, лишь за несколько лет. Кроме того, было необходимо более тесно увязать выполнение планов технического развития предприятий с результатами их хозрасчетной деятельности научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, поставляющих научно-техническую продукцию.

Ко второй группе проблем следует отнести ускорение темпов научно-технического прогресса и выведение им экономики страны на качественно новый уровень ресурсосбережения, т.е. достижение более высоких темпов снижения материалоемкости общественного продукта, металле- и энергоемкости производственного национального дохода на основе дальнейшего совершенствования управления научно-техническим прогрессом в условиях проводимой в стране радикальной экономической реформы.

Переход к решающему этапу радикальной экономической реформы в стране в значительной мере сейчас зависит от организационно-структурной перестройки во всех звеньях народного хозяйства. Организационная структура управления должна быть адекватна экономическому механизму, способствовать его эффективному функционированию.

2-й сценарий — «социальный»: государство, как и в первом варианте, осуществляет эмиссию преимущественно через бюджет, но при этом, не будучи в состоянии развернуть систему инвестиционных институтов, направляет деньги преимущественно на поддержку населения. Это практически исключает реализацию крупных проектов и поддержку капиталоемких отраслей (в том числе экспортных). Развиваться будут преимущественно отрасли, в той или иной степени работающие на индивидуальное потребление, в первую очередь это мелкие и средние предприятия. Основным механизмом развития может стать освоение заброшенных в период радикальной экономической реформы (отчасти разрушившихся или разграбленных) производственных мощностей и оборудования. Этот вариант представляется наиболее вероятным в связи с ожидаемым решением проблемы координации деятельности Правительства РФ и Центрального банка России, а также осознанием лидерами государства того, что иные варианты либо гибельны, либо слишком трудны для исполнения.

С начала 1970-х годов, как и в зарубежной науке, в России набирает силу тенденция к синтетическому, комплексному и системному восприятию управленческой науки. Наблюдается процесс интеграции всех перечисленных выше подходов. Исследователей все больше интересуют вопросы системного соотношения экономических, правовых и социально-психологических методов управленческого воздействия. Большой вклад в развитие отечественной науки управления в этот период вносят такие ученые, как Л. Абалкин, А. Аганбегян, А. Анчишкин, Д. Гви-шиани, С. Каменицер, Ю. Любович, О. Козлова, Б. Мильнер, Г. Попов, Н. Федо-ренко, С. Хейнман, С. Шаталин и др. Со второй половины 1990-х годов сложные и неоднозначные процессы, вызванные радикальной экономической реформой, обусловливают возрастающую важность исследований общего и самобытного в российской управленческой науке и практике, анализа особенностей национальной деловой и корпоративной культуры, социальной ответственности бизнеса.

Правительство разработало новую программу мер по проведению радикальной экономической реформы, направленную на создание в стране рыночных отношений. Одним из важнейших ее пунктов являются преобразование отношений С., создание различных видов и форм С.; создание необходимых условий для свободы предпринимательства в стране, с целью создания здоровой конкуренции, насыщения рынка товарами и т. д. С целью осуществления намеченных программ, планов была подготовлена законодательная база проведения реформ. 6 марта 1990 г. был принят Закон СССР '<О собственности в СССР», который закрепил многообразие форм собственности. Ст. 4 п. 1: «Собственность в СССР выступает в форме собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности». Допускается образование смешанных форм С., в т. ч. С. совместных предприятий и иных форм С. С. граждан образуется за счет их доходов от участия в общественном производстве, от ведения собственного хозяйства, от приобретения имущества по наследству, от получения средств, вложенных в кредитные организации, акции и другие ценные бумаги, а также по другим основаниям. С. граждан является их достоянием и используется ими для

Более того, внешняя среда российских предприятий инновационной сферы в условиях радикальной экономической реформы характеризуется высшей степенью нестабильности с полным набором признаков экстремальной ситуации. Их положение усугубляется отсутствием опыта рыночного поведения, архаичностью систем управления и организационных структур, несформировавшимися отношениями собственности. Идет ожесточенная борьба за выживание. В этой борьбе поднятый нами вопрос о сохранении оптимального баланса при наборе видов деятельности для российских предприятий должен носить не оперативный, не краткосрочный, а стратегический, долгосрочный характер.

Проведение радикальной экономической реформы, предусматривающей изменение форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли (доходов) предприятий, выхода на внешние рынки, создает объективные экономические условия и вызывает необходимость применения менеджмента на российских предприятиях.

Изменение организационной структуры республиканского аппарата Министерства финансов обусловлено новыми задачами и функциями, вытекающими из статуса министерства как одного из центральных экономических ведомств суверенного государства, играющих важную роль в проведении радикальной экономической реформы.

До 1991 года бюджетная система страны была чрезвычайно централизованной. Все бюджеты на территории Советского Союза находили отражение в Государственном бюджете СССР, который включал союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и бюджет государственного социального страхования. В состав государственных бюджетов союзных республик входили республиканские бюджеты союзных республик, государственные бюджеты автономных республик, бюджеты краев и областей, бюджеты городов республиканского подчинения. Начиная с сельских и поселковых бюджетов, все бюджеты по вертикальному принципу последовательно объединялись в государственном бюджете. Таким образом, бюджетная система СССР насчитывала свыше 53 тысяч бюджетов. Единство этой системы обеспечивалось единым планом экономического и социального развития, всей экономической системой СССР. Становление собственно российской бюджетной системы совпало с началом радикальной экономической реформы и предопределило пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации, что обеспечивалось принятием ряда законодательных актов, предусматривающих расширение де-172

Они не влияли на оценку деятельности предприятия. Нельзя сказать, что государство (в лице органов планирования) совершенно не интересовали показатели использования ресурсов — особенно в 80-е гг., в период резкого увеличения ресурсоемкости продукции (что в конечном счете послужило одной из основных причин радикальной экономической реформы). Поэтому число директивно устанавливаемых и контролируемых показателей, например, в нефтяной промышленности ко времени начала «радикальной экономической реформы» в 1987 г. превысило 280 (!).


3-е требование: многовариантность рассмотрения задачи. Возможности достижения цели всегда многовариантны. Если первый рассматриваемый вариант уже характеризуется некоторым расчетным эффектом по сравнению с базисным, это еще не дает оснований для немедленного его принятия. Ведь можно предположить, что есть и другие, даже более выгодные варианты. Творческий поиск нетрадиционных, нетривиальных вариантов радикальной перестройки производства - важнейшее условие эффективного управления. И напротив, одновариантное мышление, если оно и объяснимо психологически, никак не имеет объективных обоснований. Заранее сужая, без должных оснований, круг выбора, оно искусственно ограничивает перечень рассматриваемых возможностей. Принятие решения, хотя и сохраняет при этом внешние признаки объективности, на самом деле не гарантирует выбора действительно наилучшего варианта: он в данном случае является "лучшим из рассмотренных", но вовсе еще не обязательно "лучшим из всех возможных".

Технология является важной переменной в проектировании работы. Некоторые работы просто не могут быть обогащены без радикальной перестройки всех операций. Когда работу нельзя изменить, то должны использоваться другие подходы (например, введение гибкого графика работы), которые могут смягчить «необогащаемую» работу. Также могут использоваться в этих целях новые информационные технологии, особенно те, которые способствуют внедрению роботов в производство, устраняющих утомительную и рутинную

ПРИВАТИЗАЦИЯ - процесс разгосударствления собственности на средства производства и передача ее трудовым коллективам или отдельным лицам на основе выкупа или в аренду, а также безвозмездно. К формам П. относятся также распродажа определенной доли акций: денационализация и реприватизация. В капиталистической экономике при II. происходит смена одной господствующей капиталистической собственности другой: индивидуальной частной собственности акционерной, акционерно-монополисiи-ческой, — но все они сохраняются в условиях капитализма. Разумеется, меняется их удельный вес: одна становится господствующей, другая — сопутствующей, подчиненной, но все формы собственности здесь и в той или в другой форме, в том или ином виде сохраняются. Более того, R современных условиях широкое развитие получает коллективная собственность трудящихся. Иначе говоря, с развитием общества усложняется система, растет многообразие форм собственности. П. может проводиться как в рамках сохранения существующего экономического механизма (как это, например, имело место в Великобритании в 1979— 1989 гг.), так и в условиях его радикальной перестройки. В социальном плане П. означает формирование широкого слоя собственников как наиболее надежной опоры государства, основы стабильности общества. К собственникам относят в Японии до 90%, в США — до двух третей всего населения. Многие собственники являются предпринимателями — мелкими, средними и крупными. Важно иметь в виду, что в социальном плане возможны трансформации в соотношении различных стадий воспроизводства. В Швеции, например, считают, что произ-

Если промедление может привести к кризису, необходимо рассмотреть возможность радикальной перестройки стратегии, изменяющей направление всей деятельности компании. Радикальная стратегическая перестройка рискованнее, чем постепенная, так как в случае неудачи компания, скорее всего, должна будет свернуть свою деятельность"

обычно все равно избегают радикальной перестройки процессов. Консерватизм объясняется

является стремление к частичным улучшениям вместо радикальной перестройки процессов.

затрат и финансового результата на предприятии. Чтобы успешно провести этот этап работ, необходимо заручиться поддержкой планового отдела. Накопив в ходе комплексного обследования и разработки системы сбора информации необходимые знания о документообороте на предприятии, служба контроллинга может заняться оптимизацией этой стороны деятельности предприятия. Работа должна проводиться на постоянной основе и иметь форму процесса непрерывных улучшений по большинству бизнес-процессов или реинжиниринга (т.е. радикальной перестройки) отдельных выбранных бизнес-процессов. Параллельно с отдельными этапами работ идет доработка информационных систем предприятия, которую курирует сотрудник службы контроллинга — специалист по информационным системам.

Однако потерпев неудачи с автоматизацией и улучшениями, компании, как правило, все равно избегают радикальной перестройки своих процессов. Консерватизм объясняется тем, что существующие процессы понятны и поддерживаются соответствующей инфраструктурой, и кажется, что инкрементное (частичное) улучшение старых процессов - наиболее безболезненный и

Защитники налога на расходы утверждают также, что этот налог имеет преимущества перед подоходным налогом и с точки зрения стимулирования экономики. Они обосновывают это тем, что инвестиции при этом налоге будут больше, чем при подоходном, потому что дополнительные доходы не могут облагаться налогом. Однако этот аргумент не бесспорен, если учесть правила компенсации убытков при взимании подоходного налога. Очевидно, что при налоге на расходы стимулов к сбережению значительно больше, чем при подоходном налоге. Однако сомнительно, что при налоге на расходы будут в большей степени, чем при подоходном налоге, создаваться стимулы к труду. Учитывая все аспекты проблемы, трудно убедительно доказать целесообразность радикальной перестройки налоговой системы.

Ускоренное развитие научно-технического прогресса в сфере материального производства, появление новых систем машин и технологий ставят перед системой подготовки рабочих кадров более сложные задачи, требуют радикальной перестройки сложившейся структуры обучения и его профессиональной направленности. Решение проблемы кадров с учетом задач интенсификации экономики на основе ускорения НТП связано с мерами комплексного характера. Как показывает опыт, уже назрела необходимость интеграции подготовки и переподготовки кадров по так называемой цепочке «от рабочего до инженера». Такой подход обеспечивает преемственность этапов профессионального и интеллектуального развития личности, позволяет перейти к долгосрочным программам формирования кадрового потенциала. С учетом этого и должны быть приняты меры по обеспечению специалистами разного профиля сферы создания и эксплуатации автоматизированных технических систем. Здесь необходимы детальный анализ потребности в кадрах этого профиля и разработка перечня специальностей инженеров, техников и операторов по созданию, развитию и эффективной эксплуатации автоматических систем, ГПС и интегрированных производственных комплексов в промышленности, городском строительстве, агропромышленном комплексе и на транспорте.

Ускоренное развитие научно-технического прогресса в сфере материального производства, появление новых систем машин и технологий ставят перед системой подготовки рабочих кадров более сложные задачи, требуют радикальной перестройки сложившейся структуры обучения и его профессиональной направленности. Решение проблемы кадров с учетом задач интенсификации экономики на основе ускорения НТП связано с мерами комплексного характера. Как показывает опыт, уже назрела необходимость интеграции подготовки и переподготовки кадров по так называемой цепочке «от рабочего до инженера». Такой подход обеспечивает преемственность этапов профессионального и интеллектуального развития личности, позволяет перейти к долгосрочным программам формирования кадрового потенциала. С учетом этого и должны быть приняты меры по обеспечению специалистами разного профиля сферы создания и эксплуатации автоматизированных технических систем. Здесь необходимы детальный анализ потребности в кадрах этого профиля и разработка перечня специальностей инженеров, техников и операторов по созданию, развитию и эффективной эксплуатации автоматических систем, ГПС и интегрированных производственных комплексов в промышленности, городском строительстве, агропромышленном комплексе и на транспорте.


Реализации имущественных Реализации интересов Реализации инвестиционного Реализации комплекса Реализации конкретного Реализации лизинговой Реализации материалов Реализации недвижимого Реализации необходимого Рациональных договоров Реализации определенного Реализации перечисленных Реализации положений вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика