|
Российских экспортеров
Необходимость развития инновационной составляющей экономики России неоднократно подтверждалась как в трудах российских экономистов, так и в официальных документах Правительства Российской Федерации, министерств в ведомств. Однако по оценкам экспертов [2] Россия тратит на исследования и активизацию инновационной деятельности 0,93% ВВП причем 80% этой суммы приходится на бюджетные инвестиции, тогда как в США этот показатель составляет 2,6 - 2,7% ВВП в год, в странах Европейского Союза, Японии доля расходов на НИОКР составляет от 2,7% до 3,1% от ВВП [3].
Необходимость развития инновационной составляющей экономики России неоднократно подтверждалась как в трудах российских экономистов, так и в официальных документах Правительства Российской Федерации, министерств в ведомств. Однако по оценкам экспертов [2] Россия тратит на исследования и активизацию инновационной деятельности 0,93% ВВП причем 80% этой суммы приходится на бюджетные инвестиции, тогда как в США этот показатель составляет 2,6 - 2,7% ВВП в год, в странах Европейского Союза, Японии доля расходов на НИОКР составляет от 2,7% до 3,1% от ВВП [3].
В трудах российских экономистов отмечаются и другие недостатки нормативного метода учета. Так, Н.Г. Иванова и П. А. Галузинский [21], исследуя практику применения нормативного метода учета на отечественных предприятиях обувной промышленности, отмечают следующее: «Плановые задания в обувной промышленности устанавливаются на укрупненный условный объект калькуляции — 100 пар обуви определенного артикула, что приводит к значительному усреднению величин. Увеличение в составе артикула числа трудоемких и материалоемких моделей по сравнению с запланированными вызывает перерасход средств, а увеличение числа менее материалоемких и трудоемких моделей — экономию средств. Поэтому результаты, выявленные путем сопоставления фактических данных с плановыми, не всегда отражают реальное положение дел: перерасход по одним моделям может перекрываться экономией по другим моделям внутри одного артикула, что снижает заинтересованность коллектива в борьбе за безубыточность каждого изделия». В связи с этим вносится предложение: вести учет расхода материалов по каждой модели отдельно, а не по артикулу в целом.
Теория анализа отклонений не является чем-то неизвестным для российских экономистов. Проблема разработана достаточно подробно теоретически в «Анализе хозяйственной деятельности предприятия». Это дает возможность получать информацию о влиянии факторов производства на результаты хозяйственной деятельности. Аналогом нормативных затрат в анализе хозяйственной деятельности являются плановые затраты. Изучаются также отклонения фактических показателей от плановых. Для анализа отклонений фактических значений экономических показателей от их планового уровня используются соответствующие формулы. Теоретические исследования возможностей анализа отклонений получили значительно большее развитие, чем их практическое применение.
14. Нормативные затраты являются совершенно новым понятием для российских экономистов.
Вопросы государственных финансов, государственного и территориальных бюджетов, денежного обращения в стране всегда были в сфере научных и практических, интересов российских экономистов.
По мнению ряда российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы1.
В настоящее время подавляющее большинство российских экономистов считают, что производительность характеризует соотношение результатов производства и затрат живого труда, а экономическая эффективность — отношение результатов производства к затратам живого и овеществленного труда.
Мы начали эту книгу словами известного американского специалиста по теории финансов Джека Трейнора, которые, на наш взгляд, весьма ярко отражают значимость информационных источников и их анализа с позиции выживания бизнеса в условиях конкурентной борьбы. Мысль о том, что эффективность управления предприятием в значительной степени определяется качеством информационной базы и тщательностью ее аналитической обработки, безусловно, не нова. Однако с учетом специфики менталитета российских экономистов-практиков, многие годы работавших в условиях директивной экономики с ее оригинальным подходом к трактовке и реализации общих функций управления, она приобретает новое звучание.
По мнению ряда российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы'.
Вопросы финансов в трудах дореволюционных ученых. Расцвет российской финансовой науки пришелся на конец XIX — начало XX вв., когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула, И. Озерова, И. Кулишера, Л. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др. Именно ускорение дезинтеграционных процессов в мировой экономике, наблюдаемое в наши дни, и стало причиной конца южнокорейского "экономического чуда" и многих других аналогичных экономических феноменов. Именно эти дезинтеграционные процессы стали главной причиной недавних экономических санкций правительства США в отношении российских экспортеров черных металлов. Можно совершенно определенно утверждать, что дезинтеграционные процессы в мировой экономике и в дальнейшем будут нарастать, а мировой экспорт будет сокращаться.
Именно ускорение дезинтеграционных процессов в мировой экономике, наблюдаемое в наши дни, и стало причиной конца южнокорейского "экономического чуда" и многих других аналогичных экономических феноменов. Именно эти дезинтеграционные процессы стали главной причиной недавних экономических санкций правительства США в отношении российских экспортеров черных металлов. Можно совершенно определенно утверждать, что дезинтеграционные процессы в мировой экономике и в дальнейшем будут нарастать, а мировой экспорт будет сокращаться.
В этой связи следует заметить, что реальная финансовая стабилизация характеризуется комплексом взаимосвязанных и взаимовлияющих показателей, а именно: устойчивость бюджетной системы, надежность кредитно-финансовых учреждений, рациональность денежного обращения, устойчивость финансового положения предприятий реального сектора экономики. В этом контексте чисто монетарные результаты финансовой стабилизации выглядят весьма сомнительными. На самом деле, в 1996 г. падение прибыли в основных отраслях реального сектора превысило 70 %, доля убыточных предприятий возросла в 1,5 раза и достигла к концу года 56 %. Таким образом, в 1996 г. сформировался новый, крайне низкий уровень самообеспечения реального сектора финансовыми ресурсами, который не обеспечивает не только расширенного, но даже и простого воспроизводства. Вложения в основной капитал уменьшились в 1996 г. на 18 %. Проблемы нарастания кризиса неплатежей, в том числе в бюджеты всех уровней и обратного потока финансирования из бюджета, являются производными по отношению к продолжающемуся процессу экономического спада. Следовательно, политика макроэкономической стабилизации, выражающаяся в удержании денежной массы в определенных пределах, оказывается несостоятельной в плане обеспечения инвестиций и экономического роста. Денежно-кредитная политика является только частью экономической политики государства. В этой связи постановка задачи обеспечения экономического роста на основе финансовой стабилизации представляется ошибочной. Эти вопросы необходимо решать в комплексе и одновременно. Необходимость учета целого ряда факторов при принятии мер денежно-кредитного регулирования прослеживается хотя бы на примере переплетения интересов российских экспортеров и задачи укрепления национальной валюты. Задачу обеспечения притока кредитных ресурсов в промышленность, строительство, сельское хозяйство следует решать в комплексе со стимулированием наращивания собственных средств коммерческих банков, т.к. только "нулевые"
• неэффективная структура экспорта импорта, существенная зависимость от конъюнктуры мирового рынка по ряду товарных позиций, утечка капиталов за рубеж (финансирование конкурентов), монопольное поведение иностранных производителей на внутреннем рынке, нарушающее принципы справедливой конкуренции; сохранение дискриминационных барьеров для российских экспортеров на внешних рынках;
Режим валютного курса рубля вновь подвергся изменениям с началом либеральных экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России. С января 1992 г. Центральный банк РФ ввел рыночный курс рубля к иностранным валютам, который применялся при покупке Банком России подлежавшей обязательной продаже ему 10% экспортной выручки резидентов. Ориентиром для установления рыночного курса рубля служил межбанковский фиксинг доллара США на торгах ММВБ. Курс рубля к другим конвертируемым валютам устанавливался через кросс-курсы этих валют к доллару. Исходный уровень рыночного курса (110 руб. за 1 долл.) был значительно ниже специального коммерческого курса (55 руб. за 1 долл.), по которому осуществлялась продажа 40% валютной выручки российских экспортеров в Республиканский валютный резерв.
Стопроцентную гарантию для российских предприятий-экспортеров дают авансовые платежи. Однако положение большинства российских экспортеров в
Таким образом, инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, методические указания оборачиваются для российских экспортеров и импортеров «бумажной» прибылью или вполне реальными убытками.
Спекулянт ожидает, что страны - члены ОПЕК примут решение увеличить добычу и экспорт нефти, что приведет к падению цен на нефть и в свою очередь сократит валютную выручку российских экспортеров. В результате участник ждет значительного повышения курса доллара США по отношению к рублю.
основных сырьевых рынках, деятельность российских экспортеров характеризовалась
• Твердые коммерческие предложения должны быть выполнены в письменной форме (это требование касается российских экспортеров и вытекает из оговорки, сделанной СССР при подписании Конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров").
на основные виды металлопродукции, которые в последние годы изменялись в довольно широких пределах (особенно на цветные металлы), что при постоянном росте производственных затрат заметно снижает эффективность экспорта. Кроме того, вследствие чрезмерной экспортной ориентации российские предприятия весьма зависимы от мировой конъюнктуры и мировых цен на металлы. При этом основную долю поставок из России на мировой рынок составляют чугун, лом, ферросплавы, слитки, заготовка, горячекатаный прокат. Металлопродукция качественная и дорогая, с более высокой степенью переработки пока неконкурентоспособна. Наконец, появление на мировом рынке крупного экспортера в лице России вызвало естественное противодействие традиционных металлоторговцев, в результате чего в последние годы против российских экспортеров было возбуждено более 50 антидемпинговых расследований по различным видам продукции.
РОССИЙСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ЭКСПОРТЕРОВ -добровольные, независимые, негосударственные, некоммерческие объединения (союзы, ассоциации, советы и др.), созданные по отраслевому принципу для: выработки рекомендаций для своих членов по внешнеторговой политике и определенных "правил поведения"; оказания им помощи в установлении и расширении контактов на зарубежных рынках; проведения мероприятий по продвижению российских товаров на мировые рынки и защите интересов российских экспортеров; координации ценовой политики, формирования системы сертификации и инспекции качества российских товаров и т.д. К таким объединениям относятся, например, Союз нефтеэкспортеров России, Совет производителей и экспортеров
Работников повышению Разрабатывать собственные Разрабатываются мероприятия Разрабатываются соответствующие Разрабатывают мероприятия Разрабатывают специальные Разработала программу Разработаны методические Разработаны различные Разработана концепция Разработанный компанией Работников производственных Разработанной стратегии вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|