Российских коммерческих



Киргизия на основании межправительственного соглашения погашала часть задолженности по межгосударственным кредитам путем передачи России прав на государственную собственность и имущество Киргизской Республики. С момента передачи прав собственности и внесения передаваемого имущества в реестр акционеров российских предприятий Россия переводит сумму погашаемой задолженности на специальный счет, приостанавливает с этого момента начисление на нее процентов и не предъявляет претензий по ее взысканию. Окончательно задолженность списывается после реализации акций переданных предприятий и зачисления денежных средств, поступивших от российских инвесторов, на соответствующие счета Российской Федерации.

Основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций продолжает оставаться создание на территории России предприятий с иностранными инвестициями. Однако объемы привлекаемых инвестиций пока невелики. Основными проблемами в процессе их развития являются: определение доли российских инвесторов в уставном капитале создаваемых предприятий и, соответственно, в распределении прибыли, а также действительная рыночная оценка зданий, сооружений, оборудования и земли, вкладываемых в качестве российской части уставных капиталов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Фондовые индексы в России в силу ограниченного количества корпоративных ценных бумаг и различия методик расчета еще не в состоянии дать полную и объективную картину, характеризующую среднерыночный риск. По мнению специалистов рынка ценных бумаг, приблизительный размер премии за риск для российских инвесторов колеблется от 8 до 18%.

Появившийся в 1993 г. рынок краткосрочных рублевых облигаций внутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имеющий целью финансирование федерального бюджета за счет средств российских инвесторов, на первых порах был закрыт для вложений зарубежных средств. Такой запрет, существующий в различных формах в разных странах мира, в целом вполне обоснован, поскольку рынок внутреннего долга является также и мощным инструментом реализации денежной политики и приток или отток с этого рынка более мобильных, чем средства внутренних инвесторов, иностранных денег может существенно дестабилизировать денежное хозяйство страны. Вместе с тем сверхвысокая доходность ГКО/ОФЗ, благоприятная динамика курса рубля по отношению к доллару и меньшая рискованность вложений в эти ценные бумаги по сравнению с другими российскими активами привели к тому, что зарубежные портфельные инвесторы (в первую очередь некрупные) стали вкладывать деньги на этом рынке в обход существующих запретов, заключая договоры с российскими банками, основывая в России специальные дочерние фирмы и т.п. Статистики таких скрытых вложений не существовало, но по некоторым оценкам на долю иностранных инвесторов к началу 1996 г. приходилось до 3—5% всех вложений в ГКО/ОФЗ, что составляло от 600 млн до 1 млрд долл.

Этот фактор, а также то, что к началу 1996 г. стала очевидной нехватка средств российских инвесторов для финансирования расходов бюджета, привел к тому, что в феврале 1996 г. иностранные портфельные инвесторы были допущены на российский рынок краткосрочных облигаций внутренних займов. Однако предложенная российскими властями схема инвестиций, призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗ от непредсказуемого притока/оттока

конкурсной основе размещает в институтах и КБ. В результате машиностроение получает связанный комплекс заданий по конструированию цельных технологических систем. Кстати, по аналогичной схеме Россия, приняв лет 15 назад целевую программу «Истребитель 90-х», завоевала рынок объемом в 5 млрд.долл. Создается конкурентная, гармонизированная с мировыми стандартами технологическая среда. А поскольку все ФЦП заведомо ориентированы на конечную продукцию мирового уровня, их привлекательность для западных и российских инвесторов и кредиторов будет достаточно высока. Роль государства — гарантировать кредиты риска. Автор концепции так же считает, что финансирование каждой ФЦП должно попасть отдельной строкой в бюджет развития.

Однако для большинства участников диалога как собственно предпринимателей, так и российских инвесторов, многие аспекты венчурного финансирования остаются недостаточно понятными.

• стимулирование вложения капиталов российских инвесторов преимущественно в российскую экономику;

Во-вторых, с учетом относительно ограниченного на сегодня предложения ликвидных бумаг на данном рынке растущий спрос со стороны иностранных и российских инвесторов создает относительно прочную

личение цен на облигации) —» выход российских инвесторов с рынка

российских инвесторов, прежде всего, населения сосредоточены значительные финансовые


Таким образом, в роли объектов планирования выступают все сферы деятельности коммерческого банка, направленные на нахождение оптимального, с точки зрения эффективности и уровня риска, баланса между привлечением и размещением финансовых ресурсов. Планирование является непрерывным всеобъемлющим и всеохватывающим процессом. Из этого можно сделать вывод, что система комплексного планирования банковской деятельности, как никакой другой, остро нуждается в научной разработке и повсеместном внедрении в российских коммерческих банках.

В настоящее время большинство российских коммерческих банков предпочитают выдавать кредиты под высокие проценты и на короткие отрезки времени (3—6 месяцев).

Проектное финансирование в России находится на начальной стадии развития. На кредитном рынке России доминируют краткосрочные операции, а вложение средств в долгосрочные инвестиционные проекты — скорее исключение, чем правило. Обычно инвестиции осуществляются в форме традиционного банковского кредитования с использованием всех возможных форм и методов обеспечения возвратности основной суммы и процентов по кредиту. Отдельные элементы проектного финансирования в России присутствуют в операциях мировых финансовых институтов (МБРР и особенно ЕБРР); это создает «демонстрационный эффект», привносит в российскую банковскую систему опыт в этой области. Ряд российских коммерческих банков готовится к применению проектного финансирования в своей деятельности, создавая в своих структурах соответствующие отделы и управления, направляя своих сотрудников на учебу по вопросам проектного анализа, формируя портфели инвестиционных проектов, подключаясь к операциям мировых финансовых институтов в качестве финансовых посредников. Хотя при выдаче долгосрочных кредитов банки по-прежнему в первую очередь обращают внимание на высоколиквидное обеспечение, они тем не менее все чаще подвергают предлагаемые к финансированию проекты всесторонней и глубокой экспертизе, принятой в практике крупных зарубежных кредитных учреждений.

Еще одним направлением функционирования ЕБРР в России является его участие в акционерных капиталах инвестиционных фондов. Их основная деятельность сосредоточена на вложениях в акции российских предприятий. Совместно с МБРР осуществляется проект развития финансовых учреждений (ПРФУ). Цель проекта — способствовать развитию и укреплению группы ведущих российских коммерческих банков, включающей 31 банк. Программа ПРФУ осуществляется в сотрудничестве с ВБ и правительством России. В рамках поддержки этого проекта ЕБРР предоставил России кредит на сумму 100 млн долл. Средства этого кредита переуступаются банкам через подразделение по осуществлению проекта, созданное при Министерстве финансов РФ.

Наибольший удельный вес в структуре пассивов российских коммерческих банков занимают депозиты (по состоянию на 1 марта 2000 г. — 25% всех пассивов), на втором месте находятся средства на расчетных, текущих и прочих счетах (19,6%),.на третьем — фонды и прибыль банков (13,4%), на четвертом — межбанковские кредиты и депозиты (9,2%) и на пятом — выпущенные долговые обязательства (6,1%).

Среди вложений российских коммерческих банков после краха рынка государственных ценных бумаг в 1998 г. ведущее место начинает занимать кредитование. По состоянию на 1 марта 2000 г. доля кредитов во всех активах кредитных организаций составила 33,4% (без просроченной задолженности). На втором месте находились вложения в ценные бумаги (19,3%), на третьем — корреспондентские счета в банках (9,8%), на четвертом — счета в ЦБ РФ (средства на корреспондентских счетах, обязательные резервы, депозиты — 9,5%).

Средства федерального бюджета на возвратной основе не предоставляются предприятиям с иностранными инвестициями. В качестве их обеспечения выступает залог имущества, находящегося в собственности заемщика, а также гарантии российских коммерческих банков.

1 Формы отчетности в соответствии с Директивой № 4 приведены в работе: [Ковалев, Патров]. Заметим, что эти формы представлены набором статей и являются рекомендательными в том смысле, что компания может выбирать состав статей и их группировки и при необходимости приводить аналитические расшифровки к отчетным статьям. Именно этим объясняется тот факт, что на Западе, как правило, отчетность различных компаний не является абсолютно идентичной. В нашей стране в течение многих лет формы отчетности предписывались Министерством финансов, задавались в виде таблиц и были обязательными к использованию. Начиная с 2000 г. формы отчетности российских коммерческих организаций, предложенные Минфином РФ, носят рекомендательный характер; в соответствии с принципом приоритета содержания над формой предприятие может изменить рекомендованный формат, имея целью дать более достоверную картину о своем имущественном и финансовом

В конце 1993 г. в России было около 550 специализированных чековых фондов, собравших более '/., от общего количества приватизационных чеков. Наиболее известными среди них были в Москве: "Альфа-капитал", "Инвестиционный чековый фонд", "Инвест-сервис", "Капитал-инвест", "ЛЛД-фонд", "МММ-инвест". "Центральный", "Первый ваучерный фонд"; в Санкт-Петербурге: "Державный", "Алмазный чековый фонд", "Невский", "Континент", "Спас-кредо", "Центральный городской фонд". На фонды возлагались большие надежды с точки зрения участия в инвестиционных программах по реконструкции и обновлению приватизируемых предприятий. В 1996 г. ЧИФы представляли собой довольно пеструю картину. Несмотря на то, что объявленный ими совокупный уставный капитал намного превосходил общий уставный капитал российских коммерческих банков, имела место значительная дифференциация фондов как по размерам капитала, так и по составу учредителей.

Кроме того, по мере совершенствования законодательства снижается и политический риск долгосрочного инвестирования, а развитие внешнеэкономических и внешнеторговых отношений способствует сближению норм дисконта российских коммерческих структур с более низкими нормами для развитых стран (норма дисконта там определяется по доходности государственных долгосрочных ценных бумаг, скорректированной на темп инфляции).

Россия также начинает участвовать в стратегических альянсах, как, например, уже упоминавшиеся альянсы компаний родственных отраслей Shell и РАО «Газпром», а также British Petroleum и «Сиданко». Создаются стратегические альянсы и развиваются партнерские отношения российских коммерческих банков.


Разрабатывать стратегии Разрабатываются предложения Разрабатываются стратегии Разрабатывают программы Разработчиков конструкторов Разработал концепцию Работников производится Разработаны следующие Разработана программа Разработанных документов Разработанная стратегия Разработано множество Разработать конкретные вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика