Российской налоговой



18. В чем отличие долгового рубля от российской национальной валюты?

Вывоз товаров из России в страны—члены Таможенного союза учитывается в российской национальной валюте — рублях и в долларах. Пересчет валюты контракта в рубли и в доллары ведется по курсу валют ЦБ России на дату отгрузки товара.

Основным видом дохода, включаемого в налоговую базу являются доходы, полученные плательщиками налога в российской национальной валюте в различных формах, а также в иностранной валюте. При этом доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату фактического получения дохода. Датой получения дохода в иностранной валюте на территории Российской Федерации налоговое законодательство определило конкретную дату выплаты дохода. По доходам, получаемым физическими лицами из источников за пределами Российской Федерации, такой датой считается дата получения этого докода, а при перечислении этих доходов на валютный счет физического лица — дата зачисления на этот счет. Уплата в бюджет налога с доходов, полученных в иностранной валюте, производится плательщиками только в рублях.

Российской национальной традицией, перекочевавшей из дорево-

индекса российской национальной культуры по показателю IDV (Табл..2.3).

Российской национальной традицией, перекочевавшей из дорево-

созданию российской национальной системы регулирования рынка

Авторы недавно изданного фундаментального труда «Путь в XXI век» (системные проблемы России) подтверждают этот вывод. Они отмечают, что с уходом социализма, долгое время выступавшего мощным противовесом Западу, с политической карты мира системный мировой кризис будет ускоряться. Противоречия внутри рыночной системы будут резко обостряться. Даже смешанная экономика пока не зарекомендовала себя как идеальная система «с человеческим лицом». Этот вывод еще раз подтвердила война в Югославии, где развитые страны «золотого миллиарда», относящие себя к демократическим, хотят установить свой порядок. Отсюда следует вывод, что при выборе российской национальной модели не должно быть разворота к бывшей советской социалистической системе (модели), как и не должно быть полного поглощения ее современной системой смешанной экономики западного образца. В лучшем случае ее важные элементы (с точки зрения социальной ориентации) должны стать основой собственной национальной модели России экономики нового типа, которая, преодолевая противоречия современного мирового развития и учитывая собственный исторический опыт, должна выбрать новую, более прогрессивную парадигму самоидентификации.

Многие исследователи уделяют внимание влиянию российской национальной культуры на культуру деловых (коммерческих) организаций.

Целевые программы и проекты реализуют долгосрочную стратегию развития национальной экономики на основных его направлениях. Они различаются по срокам, широте охвата проблемы, жёсткости привязки к конечным результатам. Комплекс административно-организационных мер сочетается в них с финансово-экономическими. Решение поставленной задачи подкрепляется финансовыми ресурсами, определяются источники и объёмы финансирования. В ряде случаев создаются специальные институты, фонды, консорциумы, ассоциации, призванные привлекать и концентрировать необходимые финансовые, материальные и людские ресурсы и контролировать ход выполнения программы. Так, для осуществления российской национальной федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 годы» была создана специальная государственная корпорация, задача которой — реализация программы за счёт средств государственного бюджета и частных кредитов.


Важная особенность российской налоговой политики — очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложении хозяйствующих субъектов. Последствия этого — отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Пбэтому у каждого третьего налогоплательщика (35—40% прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10—15% честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги1.

Важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерно высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица; поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных. Поэтому социальная функция'российских налогов реализуется также недостаточно.

Таблица 4.3 Оценка российской налоговой системы (%)

«Современная налоговая энциклопедия» - единственное в России издание, которое содержит исчерпывающее и комплексное описание всей российской налоговой системы и каждого налога в отдельности. «Энциклопедия» дает полные и подробные разъяснения: кто является плательщиком налога, как правильно его рассчитать и уплатить, какие льготы предусмотрены законодательством. Бератор рассказывает, как минимизировать налоговые платежи, как действовать во время налоговой проверки, как обжаловать решение налоговой инспекции. Каждая тема проиллюстрирована многочисленными примерами.

— обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса России не ставило своей целью кардинально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это означает, что в Налоговом кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, ресурсные и некоторые другие налоги), формирующие основу российской налоговой системы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах, в различных экономических режимах, здесь они показали спою достаточно высокую эффективность, за годы экономических реформ к ним адаптировались российские налогоплательщики.

5. Что такое специальные налоговые режимы? Какие их виды установлены в российской налоговой системе?

Характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, сроком на три — пять лет. В российской налоговой практике з самом начале экономических реформ в первой половине 90-х годов предусматривалось полное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций. Значительно более длительный срок существует льгота малым предприятиям, которые освобождаются от налога на прибыль полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично в течение двух последующих лет. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой направление в течение определенного договором времени налогов не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика.

Нет также единого подхода к определению понятия дохода предприятия применительно к расчету налогового бремени. Нередко сумму уплачиваемых налогов относят к размеру балансовой прибыли предприятия. В результате такого расчета может получиться, что у отдельных налогоплательщиков в качестве налогов будет изыматься больше, чем предприятие заработало прибыли за налоговый период. Подобный подход принципиально неверен, поскольку прибыль является далеко не единственным источником уплаты налогов в российской налоговой системе.

Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и ее нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития российской экономики на современном этапе. Анализ этого положения показывает, что приведенные данные нуждаются в серьезной корректировке, в результате которой становится очевидным, что первоначальный вывод является весьма поспешным и в значительной степени неверным.

Рассмотрим, какие же факторы оказывают благоприятное влияние на показатель изъятия налогов в российской налоговой системе.

телыциком налоговой базы», а исходя из своих реальных, а зачастую и созданных искусственно, низких финансовых возможностей. Иными словами, каждый налогоплательщик вносит в бюджет не сколько надо по закону, а сколько хочет или может. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда долги в бюджет по многим предприятиям стали существенно превышать их текущие налоговые платежи. В целом по российской налоговой системе задочженность предприятий и организаций с учетом установленных штрафов и пеней за просрочку платежей только в федеральный бюджет по состоянию на 1 августа 2000 г. составила около 550 млрд руб. при запланированных к поступлению в федеральный бюджет налогов в течение всего 2000 г. в сумме 675 млрд рублей.


Разработана стратегия Разработанных нормативов Разработанной инвестиционной Разработано положение Разработать несколько Работников промышленно Разработать стратегию Разработка эскизного Разработка долгосрочных Разработка индивидуальных Разработка комплексного Разработка критериев Разработка международных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика