Российской специфики



Как и всякая сложная проблема, возрождение и развитие российской промышленности имеет несколько решений, но все они связаны с привлечением свободного капитала. В современных условиях для подавляющего большинства предприятий нереально использовать для долгосрочных инвестиций такие источники как прибыль предприятий, амортизационные отчисления (75 % которых расходуются на текущие нужды), сбережения на-

Уровень развития конкуренции в различных отраслях российской промышленности не является одинаковым, что связано с реализацией процесса приватизации в отрасли и формированием на этой основе предприятий различных форм собственности, с отраслевыми особенностями продукции, с выгодностью вложения капитала в ту или иную отрасль и рядом других факторов.

Пореформенная трансформация российской промышленности обнаруживает ряд тенденций интеграционного и дезинтеграционного характера. Под их воздействием постепенно формируется новый облик производственных и управленческих структур.

Девальвация рубля дала передышку для российской промышленности. Сейчас наши «промежуточные» по качеству товары вновь начинают завоевывать рынок за счет огромной разницы в цене. Но и очевидно, что полученная передышка временная и ее надо максимально эффективно использовать в рамках эффективной промышленной политики. Последняя в среднесрочной перспективе должна заключаться в сохранении в основном нетарифными методами относительной закрытости внутреннего товарного рынка при максимальном открытии внутреннего рынка для прямых иностранных инвестиций. Для реализации данной цели в сфере валютного регулирования необходимо поддерживать такое соотношение между темпами инфляции ростом курса доллара, чтобы защитный барьер, созданный девальвацией, мог сохраниться еще четыре-пять лет.

Привлечение иностранного капитала в определенный степени обусловливается заинтересованностью российской стороны в реализации крупных инвестиционных проектов, в связи с этим надо отметить участие в инвестиционном процессе в России крупных ТНК. Согласно оценке экспертов, в конце 90-х гг. из 100 насчитывающихся в мире крупных ТНК в России занимаются предпринимательской деятельностью 75, в том числе 22 американских фирмы, 16 японских, 9 германских, по 8 французских и английских, 4 швейцарских. ТНК функционируют в таких отраслях российской промышленности, как электроника, электротехника, телекоммуникации, авиакосмическая промышленность и приборостроение.

Необходимо учитывать специфику СРП, при которых дивиденды от продажи собственной доли сырья государство получает через несколько лет — после возмещения иностранным операторам всех затрат. Отсюда на первый план выходит задача использования в СРП потенциала российского машиностроения, металлургии и оборонного комплекса (примером может служить деятельность российских оборонных предприятий подводного кораблестроения, которые в порядке конверсии взяли курс на освоение подводных месторождений нефти и газа в Арктике на основе использования высоких технологий российской промышленности). Для российской стороны намного важнее обеспечить развитие собственной промышленности и создание рабочих мест в стране сегодня, чем получить свою долю от реализации части добытого сырья через несколько лет.

109. Романихин А. В. Нефтегазовые проекты по СРП: шанс для развития российской промышленности // ЭКО.— 2000.— № 4.

Так что же делать с наукой в новых условиях? Есть точка зрения, что распад научной сферы России - это закономерный процесс, и он сам остановится, когда производимые знания придут в соответствие с общественным спросом на эти знания. Такой сценарий развития по схеме "как получится" означает, что нам рекомендуют пройти через "нулевую" точку, поскольку не приходится ожидать, что в ближайшее время крупные промышленные предприятия, составляющие основу российской промышленности, сформируют спрос на знания (за исключением, возможно, топливно-энергетического комплекса). Этот путь, когда спрос на знания задает производитель товаров, хорошо опробован для эволюционно развивающихся экономик. Для России такой путь будет означать утерю годами созданного интеллектуального потенциала, можно сказать, интеллектуальной безопасности страны. И надо понимать, что, утеряв сегодня производителей знаний, мы будем потом, когда, наконец, стихийно спрос начнет расти, воспитывать ученых, возможно и за рубежом, и не один десяток лет. Вспомним пример Германии, по разным причинам растерявшей свой интеллектуальный потенциал и продолжающей его настойчиво восстанавливать вот уже пятьдесят лет после второй мировой войны Этот путь не подходит для России, которая уже имеет развитую систему производства знаний и хорошо Еюдготовленных ученых и наме-

Ббльшая часть промышленных организаций работает в условиях монополистической конкуренции с дифференциацией продукта и олигополии. Это характерно и для российской промышленности.

В кризисных условиях их динамика, объясняющая изменения курса общими рыночными тенденциями, может быть еще более выраженной. Обычно капитализация промышленного предприятия составляет 80—100% годового объема продаж. Но в период 1994—1995 гг. капитализация предприятий российской промышленности составляла в среднем 25% годового объема продаж, лишь к середине 1977 г. она возросла до 80—110%. Напомним, что курс акции — это стоимость акции, а капитализация предприятия — это стоимость предприятия, она равна рыночной стоимости всех акций предприятия.

Управление денежными потоками предприятия неразрывно связано со стратегией самофинансирования. Для российской промышленности при переходе от курса на «сворачивание» к росту проблема самофинансирования приобретает первостепенное значение.


Применение адекватных современным условиям форм и методов государственного финансового регулирования требует их тщательного изучения. Копирование зарубежного опыта без учета российской специфики отдаляет экономику от стабилизации и экономического прогресса.

Насколько органы управления российских предприятий, в свою очередь, заинтересованы в реформе бухгалтерского учета? Ответ на этот вопрос зависит, в первую очередь, от наличия преимуществ новых российских ПБУ по сравнению со старыми, которые позволили бы менеджменту получать более объективную и достоверную информацию о состоянии дел на предприятии. Представители российского менеджмента, наряду с инвесторами и кредиторами предприятий, могли бы стать опорой бухгалтерской реформы в случае заинтересованности в ее результатах. При этом их основной интерес в этой области заключается в получении инструментов учета, позволяющих адекватно учитывать факты хозяйственной деятельности предприятий, в том числе бартерные и зачетные сделки, которые на некоторых предприятиях могут достигать до 70-80 процентов от общего оборота. Иными словами, менеджмент заинтересован в получении бухгалтерского инструментария, который позволял бы получать достоверную информацию о предприятиях с учетом российской специфики, а именно — неденежных форм расчетов, благодаря которым учет и отчетность на предприятиях превратились в очень условную категорию.

В конце 1996 года было одобрено еще 10 первоочередных правил (стандартов), которые были опубликованы весной 1997 года. Все правила (стандарты) разработаны на базе международных аудиторских стандартов, но с учетом Российской специфики. Это значительное и можно сказать этапное событие в аудиторской жизни России. На их создание ушло несколько лет, они "рождены" в пылу конструктивных споров и дебатов профессионалов.

В данной монографии мы рассмотрим основанные на исследовании зарубежных приемов и Российской специфики методы подготовки, проведения и оформления аудита на примере основных и менее описанных в литературе объектов проверки. В полном объеме методики аудита будут описаны во второй части монографии. Однако, приведенного здесь материала вполне достаточно для самостоятельной разработки аудиторами методик по аналогии.

Успешная адаптация российских предприятий, особенно предприятий инновационной сферы, к новым экономическим условиям требует переключения их потенциала с доминирующей сегодня производственной реакции на инновационную и стратегическую. Это в свою очередь требует теоретически осмысливать происходящие на микроуровне экономические преобразования, разрабатывать методологию стратегического планирования и управления с учетом российской специфики и ее внедрения в отечественную практику управления.

- отсутствие учета российской специфики в материалах, посвященных рекламе (специфика связана в первую очередь с тем, что менталитет российских граждан и их восприятие тех или иных моментов существенно отличается от реакции и поведения граждан зарубежных стран);

Пожалуй, знание российской "специфики" очень необходимо и подавляющему большинству иностранных инвесторов и иностранных менеджеров.

Атрибуты чисто российской специфики (бартер, взаимозачеты), как показывает опыт нашей работы с рядом предприятий (в том числе и реального сектора), вполне можно учесть в финансовом планировании. Все дело в технологии бюджетирования, в его методическом обеспечении, особенно в тщательной проработке бюджетных форматов — набора статей основных бюджетов (БДиР, БДДС и расчетного баланса).

С учетом российской специфики этот перечень необходимо дополнить: фирма должна добиться известности своей торговой марки, поддерживать имидж, завоевывая признание покупателей и общества в целом. В перспективе успех на конкурентных рынках будет обеспечен фирмам, которые способны ответить на вызов международной конкуренции, на равных с иностранными производителями бороться за потребителя на внутреннем и внешнем рынках.

Настоящее пособие является первым в России прикладным изданием на русском языке с описанием теории и практики валютного дилинга с учетом российской специфики, предназначенным для российской аудитории.

Настоящее пособие является первым в России прикладным изданием на русском языке с описанием теории и практики валютного дилинга с учетом российской специфики, предназначенным для российской аудитории.


Работников производственных Разработанной стратегии Разработать эффективную Разработать предложения Разработать соответствующие Разработать технологию Разработка альтернативных Разработка финансовой Разработка инвестиционных Разработка концепции Разработка маркетинговой Работников различных Разработка нормативных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика