Российскую федерацию



Ограничивая возможность иностранных юридических и физических лиц заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, законодательство поощряет страхование иностранных инвестиций в Российскую экономику. Об этом свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 26.02.1993г. «О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков» Этим указом сочтено необходимым активное участие российской стороны в учреждении названного агентства, с тем, чтобы обеспечить возможность непосредственного участия в выработке его политики, в оперативной деятельности и надлежащее представительство Российской Федерации в органах управления Международного агентства.

Вследствие поспешной либерализации российской экономики произошла ее серьезная структурная деформация, сопровождавшаяся гипертрофированным повышением доли сырьевых отраслей, ориентированных на экспорт, и деградацией производства потребительских товаров, ориентированных на внутренний рынок. Вместе с резким сокращением производства наукоемкой продукции эти тенденции обрекают российскую экономику на неэквивалентный внешнеэкономический обмен и нарастание технологической отсталости. Экспортируя сырье и импортируя готовые изделия, Россия теряет невоспроизводимую природную ренту, обменивая ее на интеллектуальную ренту и финансируя таким образом за счет своего природного богатства научно-технический прогресс и экономический рост за рубежом. Исправление этих структурных диспропорций является необходимым условием для вывода экономики на траекторию устойчивого роста.

Временные рамки первого этапа — этапа чековой приватизации — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г. Основными целями его были: 1) массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов, 2) формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики, 3) обеспечение условий повышения эффективности функционирования российских предприятий, 4) создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим, 5) содействие процессу стабилизации финансового положения, 6) создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации экономики, 7) расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций. Так, к концу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн. долл.

В странах с развитой рыночной экономикой государственные власти, в первую очередь, интересуются уровнем зарплаты, поскольку он не только серьезно воздействует на общественный климат, но и сказывается на занятости, ценах, инфляции, производительности труда, экспортном потенциале страны. Высокий и повышающийся уровень зарплаты призван благотворно повлиять на российскую экономику, обеспечивая растущий спрос на товары и услуги, способствуя повышению производительности труда, развитию занятости. Высокая зарплата обязывает руководителей предприятий рачительно использовать рабочую силу. Ныне в России нет той опасности, что спрос превысит возможности производства, приведет к росту цен и породит инфляционные процессы, ибо о предельных уровнях зарплаты можно говорить лишь тогда, когда ее нижний уровень уже обеспечивает жизнь семьи хотя бы на минимально возможном уровне. Пока это в России — нерешенная про-

Для активизации притока иностранного капитала в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата, восстановление доверия зарубежных инвесторов к России, улучшение ее имиджа на мировых финансовых рынках, развитие системы стимулирования инвестирующих в реальный сектор иностранных предпринимателей, принятие международных стандартов инвестиционного сотрудничества.

Западным экономистам непонятна логика олигархов. Став, как по мановению волшебной палочки, владельцами огромных состояний, они вместо того, чтобы вкладывать деньги в российскую экономику, принялись скупать недвижимость в стране и за рубежом и переводить капитал на счета в иностранные банки, омертвляя его. На Западе ценят то состояние, которое зарабатывалось и приумножалось трудом целых поколений. Деньги потому и называют капиталом, как не вспомнить К. Маркса*, что их пускают в деловой оборот. Наши же олигархи предпочитают прятать их в кубышку, т. е. переводить на тайные банковские счета в те страны, которые принято теперь называть «финансовым раем». В политических кругах Запада отдают себе отчет, что усиление всевластия олигархов чревато серьезными отрицательными последствиями для России в экономических и социальных сферах. А это провоцирует нестабильность в огромной стране, обладающей к тому же ядерным оружием. Чтобы «плохо не кончилось», Запад берет сторону Путина в его борьбе с «боярским спрутом», как называет российских олигархов итальянский еженедельник «Панорама». Поддержку Путину осенью 2000 г. выразили МВФ и Всемирный банк: «Мы приветствуем экономическую программу Правительства РФ, направленную на создание законодательной основы для улучшения инвестиционного климата, структурных реформ и финансовой стабильности».

Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) этой политики России являются: во-первых, регулирование степени конвертируемости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений; во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью противодействия «бегству» капитала за границу; в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику; в-четвертых, управление международными ликвидными (золото-валютными) резервами; в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля; в-шестых, регулирование валютного курса.

Поведение стратегических инвесторов, которыми преимущественно выступают ТНК, определяется не столько тенденциями на мировом и национальном финансовом рынках, сколько целями глобализации производства. Оно отличается большей устойчивостью, чем поведение портфельных инвесторов. Однако в 1998 г. произошел заметный спад и прямых инвестиций в российскую экономику по причине финансового кризиса.

Портфельные инвестиции в долевые ценные бумаги. В России к портфельным инвестициям в акции относится долевое участие инвестора, не превышающее 10% акционерного капитала компании. Для привлечения портфельных инвесторов необходимо наличие акционерных компаний открытого типа и фондового рынка. Поэтому портфельное инвестирование в российскую экономику началось позже прямого. Фондовый рынок корпоративных ценных бумаг стал формироваться с началом приватизации в 1993 г. Зарубежные инвестиционные фонды вплоть до финансового кризиса 1998 г. проявили активность на российском рынке и способствовали его формированию и развитию.

По словам М. Картера, Директора МБРР по России, постоянного представителя в Москве, целью предоставляемых России кредитов Банка является «помощь в максимально быстром переходе к рыночному финансированию путем расширения роли частного сектора, укрепления через правовые, институциональные и финансовые реформы институтов государственного сектора, а также содействия привлечению частных инвестиций в российскую экономику»1.


Ограничивая возможность иностранных юридических и физических лиц заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, законодательство поощряет страхование иностранных инвестиций в Российскую экономику. Об этом свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 26.02.1993г. «О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков» Этим указом сочтено необходимым активное участие российской стороны в учреждении названного агентства, с тем, чтобы обеспечить возможность непосредственного участия в выработке его политики, в оперативной деятельности и надлежащее представительство Российской Федерации в органах управления Международного агентства.

В целях консолидации усилий различных ведомств федерального уровня Указом Президента Российской Федерации от 26.02.93 г. №282 было создано Международное агентство по страхованию от некоммерческих рисков инвестиций в Российскую Федерацию.

— на поставку в условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям, должны быть выданы или признаны уполномоченными на то органами Российской Федерации;

В целях стимулирования привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что эти товары:

Таможенная стоимость ввозимых в Российскую Федерацию товаров определяется следующими методами:

• прибыли, обычно получаемой экспортером и результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.

• ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

• переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для расчетов без отсрочки платежа по экс-

• переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

• переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм оплаты труда, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Для защиты национальной валюты разные страны вводят ограничения на наличные и безналичные валютные операции. Это касается, прежде всего, государств, имеющих неконвертируемую валюту, т.е. валюту, которая обращается только на внутреннем валютном рынке. Но такие ограничения устанавливают и государства, имеющие ограниченно конвертируемую валюту и даже свободно конвертируемую валюту. Например, в Российской Федерации расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации, приобретение и использование этой валюты нерезидентами осуществляются в порядке, устанавливаемом Банком России. Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в этой валюте, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию таких валюты и ценных бумаг проводится резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Банком России совместно с Минфином России и ГТК России.


Разработка альтернативных Разработка финансовой Разработка инвестиционных Разработка концепции Разработка маркетинговой Работников различных Разработка нормативных Разработка оптимального Разработка показателей Разработка принципиально Разработка прогнозов Разработка производство Разработка сценариев вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика