Руководитель подчиненный



ническими средствами, отвечает за выполнение обязательств перед государством и бюджетом и др. Руководитель осуществляет все права по планированию производства, материально-техническому снабжению, финансированию, капитальному строительству, предоставленные Положением о социалистическом предприятии.

На стадии формирования концепции руководитель осуществляет постановку задачи. При этом он либо выбирает уже готовый тип задачи (концепцию) на основе своего опыта и знаний, либо формирует новую концепцию ("с нуля"). Обычно человек вследствие инертности мышления пытается в своем опыте и знаниях отыскать ситуацию, аналогичную сложившейся, отнести эту ситуацию к уже известной группе, а дальше действовать по известному шаблону. Таким образом, постановка задачи часто сводится к классификации. Однако реальная ситуация может не соответствовать "удобной модели". Кроме того, если старые решения были неоптимальными, над руководителем будет довлеть груз прошлых ошибок. Поэтому контроллер на этой стадии либо может подсказать возможную модель принятия решения, либо сыграть роль "адвоката дьявола", чтобы испытать на прочность ту или иную модель.

Общий руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а руководители функциональных (экономического, инженерно-технического и др.) отделов оказывают функциональное воздействие на исполнителей работ.

Управление в исключительных случаях — четкое распределение всех управленческих и производственных функций, когда основной формальный руководитель осуществляет лишь связи с внешней средой. Данная технология рекомендуется для организаций с жестко регламентированной или с доверительной (функциональной) структурой управления.

Технология предусматривает линейно-патронажную структуру управления (от фр. patronage — покровительство). В данной структуре руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участках производственного процесса по административным функциям, а по экономическим, технологическим и другим функциям оказывает подчиненным и коллегам требуемое содействие (патронаж). Руководитель находится в ситуации: равный среди равных. Исполнитель может также часть своих работ передать на нижестоящий уровень и выступать по отношению к нему как линейный руководитель и как советник.

1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

В данной структуре общий руководитель и руководители подразделений (технического, экономического и др.) разделяют общее воздействие на исполнителей по функциям. Общий руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а функциональные

Технология предусматривает линейно-патронажную структуру управления (от франц. patronage — покровительство). В данной структуре руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников производственного процесса по административным функциям, а по экономическим, технологическим и другим функциям оказывает подчиненным и коллегам требуемое содействие (патронаж). Руководитель находится в ситуации «равный среди равных». Исполнитель также может часть своих работ передать на нижестоящий .уровень и выступать по отношению к нему как линейный руководитель и как советник.

Мотивация (распорядительство). Если организация как функция менеджмента заключается в распределении власти между членами группы, то распорядительство — это реализация властных полномочий в уже устоявшейся системе властных отношений. Оно соотносится в основном с решениями, касающимися актуальной ситуации. Давая задания подчиненным и принимая решения, руководитель осуществляет распорядительство как особую функцию менеджмента.

Владеющий искусством управления руководитель осуществляет свои служебные функции, учитывая индивидуальные характеры своих сотрудников, широко используя импровизацию и эмоционально-психологические приемы, наделяя живыми окрасками преимущественно формальную по своей сути деятельность. Но все же ведущая роль принадлежит науке, которая вооружает знаниями закономерностей управленческой деятельности, систематизированным опытом, что помогает руководителю избежать многих ошибок, уверенно и быстро находить


КОММУНИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ. Возможно, наиболее очевидным компонентом коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным. Хотя они служат примером обмена информацией по вертикали, о чем говорилось выше, мы рассматриваем этот вид обмена информацией отдельно, поскольку он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя. Исследования показали, что 2/3 этой деятельности реализуется между управляющими и управляемыми .

влияние разумной веры меняло баланс власти руководитель—подчиненный. Поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного, власть последнего растет. По меньшей мере временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя.

Японцы считают, что успешная деятельность группы качества во многом определяется ее слаженностью, зависящей в первую очередь от совместимости ценностных ориентации и личностных качеств участников. В связи е этим при формировании групп обращается внимание на психологические «портреты» .будущих ее членов, на возможности психологической подгонки их друг к другу. В целом, по мнению японских исследователей, слаженность группы качества обусловливается четырьмя следующими факторами (разумеется, этими факторами определяется и слаженность любых рабочих групп): а) подбор хороших работников; б) наличие хорошего мастера; в) хорошие отношения в системе «руководитель— подчиненный»; г) хорошая рабочая обстановка [130].

Хорошие отношения в системе ^руководитель — подчиненный». Достоинства рядового исполнителя и мастера создают в подразделении хорошие отношения в системе «руководитель — подчиненный:». Главное, к чему стремятся в данном случае менеджеры, — объединение усилий мастера и рядовых исполнителей в их стремлении к достижению целей производства. Такое объединение усилий достигается в совместной работе, в ходе групповых дискуссий, бесед, «задушевных» разговоров и также рассматривается как неотъемлемый элемент успешной деятельности групп качества.

"МОЗГОВАЯ АТАКА" ("мозговой штурм") (от англ, brainstorming) — оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, исходящий из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решения. Тормозящее влияние оказывают боязнь неудачи, страх оказаться смешным и т.д. М.а. — это средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам работы предлагается высказывать как можно больше вариантов управленческого решения, в т.ч. самых фантастических. Затем (согласно принципу отложенного обсуждения) из большого числа идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан американским психологом А.Ф. Осборном в 1938 г., который обратил внимание на то, что одни люди легко выдвигают новые идеи, др. — больше склонны к критическому анализу этих идей. При обычных обсуждениях эти две категории людей оказываются вместе и, как правило, мешают друг другу. В связи с этим было решено разделить этапы генерирования идей и их анализа. Для этого создаются две группы: участники М.а. — те, кто должен предложить новые варианты решения нужной задачи, и члены комиссии, которые будут обрабатывать предложенные материалы. В первую группу, которая будет генерировать идеи, сначала назначается руководитель, который будет эту группу укомплектовывать, включая в нее 4—11 человек. Члены этой группы не должны быть связаны отношениями "руководитель-подчиненный", т.к. из-за этого может не сложиться атмосфера доверия. Руководитель М.а. сообщает членам группы суть решаемой проблемы за 2—3 дня до ее проведения. Проблема должна быть обозначена как можно четче и всесторонне. При проведении М.а. в группе создается непринужденная атмосфера. Этому содействует состав группы, поведение руководителя, выбор помещения, освещение и т.д. Никто из участников не должен бояться того, что его высказывания не представляют ценности. Предложения или

6. Критический анализ — совокупность методов, приемов изучения (исследования) и решения проблем. Речь идет прежде всего о выявлении альтернативных возможностей повышения эффективности управленческого труда. Это изучение предшествующего опыта, критического анализа явлений и процессов. На основе анализа строится обратная связь в системе руководитель-подчиненный.

Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве (управленческий персонал, производственные рабочие, обслуживающий персонал), коммуникационным и поведенческим ролям (лидер, руководитель, подчиненный).

24 В то же время линейная форма отношений руководитель-подчиненный

целеустремленной организации. Отношения руководитель — подчиненный определяются

Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве (управленческий персонал, производственные рабочие, обслуживающий персонал), коммуникационным и поведенческим ролям (лидер, руководитель, подчиненный).

X. Маккей особое внимание уделяет в книге личности руководителя, нравственной стороне его деятельности. Он постоянно подчеркивает, что личный авторитет руководителя оценивают в первую очередь по моральным качествам. В системе управления соотношение "руководитель — подчиненный" образует служебно-административную иерархию, нормальное функционирование которой во многом зависит от соблюдения определенных "правил игры", цель которых — обеспечить максимальную эффективность и высокое качество общей работы.


Разработка рациональной Рыночного предложения Разработка специальных Разработка стратегии Разработка технологий Работников соответствующей Разработка управленческих Разработке альтернативных Разработке инвестиционных Разработке комплекса Разработке конструкции Разработке месторождения Разработке нормативно вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика