Руководства предприятием



Сегодня крупнейшие американские корпорации управляются профессиональными менеджерами. Речь идет о мужчинах и женщинах, закончивших школы бизнеса, изучивших многие методы руководства предприятиями и получивших дипломы магистров и бакалавров. Овладев высотами техники стратегического планирования и управления, они становятся членами управленческого звена корпораций сразу же после окончания школ бизнеса. Иначе говоря, эти молодые люди немедленно вступают на путь, ведущий к кормилу власти. Неудивительно, что их опыт по организации реального производственного процесса оказывается весьма ограниченным. В известном смысле они схожи с мандаринами Древнего Китая.

Создание хозрасчетных-всесоюзных объединений с расширением их прав и введением материального стимулирования повысило уровень руководства предприятиями на основе правильного сочетания экономических и административных методов, создали-более благоприятные условия для реализации резервов подотрасли, для маневрирования выделенными ресурсами.

Всем народным хозяйством нашей страны руководит Совет Министров СССР. Для руководства предприятиями определенных отраслей промышленности созданы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства. Общесоюзным министерствам предприятия подчиняются непосредственно или через отраслевые объединения. Союзно-республиканские министерства СССР осуществляют руководство предприятиями, как правило, через одноименные союзно-республиканские министерства или управления союзных республик. Республиканские министерства организованы для управления предприятиями местной промышленности.

С помощью автоматизированных систем решаются задачи планирования, учета и оперативного руководства предприятиями и объектами. Их внедрение в строительное производство позволяет высвободить работников управленческого аппарата от большого объема вычислительных работ и сосредоточить их внимание на экономическом анализе работы строительных трестов, объединений и управлений, технологии, качестве.

Автоматизированная система управления позволяет вести анализ тенденции развития отдельных звеньев народного хозяйства, отраслей, экономических процессов, создает условия для обеспечения более умелого руководства предприятиями, крупными хозяйственными комплексами. При научно организованной системе управления, когда большой объем информации, отражающей состояние производства, своевременно становится достоянием предприятия, когда резко снижается степень незнания положения на производстве, производительность труда на предприятии может повышаться на 8—10%, а в отрасли промышлен-^ности— на 20—30%. Крупные американские фирмы (например, '«Дженерал Моторс») за счет автоматизации систем управления увеличили свои доходы на 40%. Как показывает опыт, капитальные вложения в АСУ окупаются в течение 1—1,5 лет.

В российскую экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятиями и поэтому весьма смутно представляют стоящие перед ними проблемы. Динамично меняющаяся в условиях рынка внешняя среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью заранее просчитывать свои действия и готовиться к такому ранее непривычному для них занятию, как борьба с конкурентами. Характерной российской особенностью перехода к рынку является чрезвычайно быстро меняющиеся «правила игры», задающиеся хозяйственным и иным законодательством и нередко действиями правительственных структур. Вот почему без предварительно составленного и всесторонне проработанного бизнес-плана, без тщательной оценки рисков нельзя начинать бизнес.

Основными преимуществами производственных объединений являются: широкие возможности повышения уровня концентрации и специализации производства за счет развития внутрифирменного кооперирования, расширения возможности внедрения прогрессивных форм организации производства и труда, новой техники и технологии; наиболее эффективное использование материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций; концентрация квалифицированных кадров; Организация эффективной связи науки с производством; рациональное сочетание экономических и административных методов руководства предприятиями, совершенствование управления, сокращение административно-управленческого и обслуживающего персонала, широкое внедрение экономико-математических методов и средств вычислительной техники в сферу управления.

Для руководства предприятиями по добыче и переработке нефти на местах были созданы тресты, которые объединили в своем составе промыслы, нефтеперегонные заводы и подсобные предприятия, экспроприированные у частных владельцев, независимо от того, какой фирме или отдельному владельцу эти предприятия принадлежали. Тресты, возглавляемые лучшими представителями рабочего класса, с первых же дней Советской власти взяли все руководство нефтяной промышленностью в свои руки. В Москве созданный Всероссийский Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) имел в своем составе Главное управление по топливу (ГУТ), которое осуществляло руководство всей топливной промышленностью, включая добычу и переработку нефти. Основной и главной задачей ГУТ и трестов было восстановление разрушенного войной хозяйства нефтяных районов, увеличение добычи и переработки нефти, максимально возможное удовлетворение ими нужд народного хозяйства и фронта молодой советской республики.

С начала восьмой пятилетки произошло повышение темпов прироста общего объема продукции машиностроения и металлообра-бокти с 9% в 1965 г. до 12% в 1966 г. Такие темпы ежегодного прироста продукции устойчиво сохранялись в течение почти всей пятилетки. Одной из важнейших причин такого повышения и устойчивости темпов годового прироста продукции машиностроения и металлообработки явилась реорганизация управления промышленностью по отраслевому признаку — образование специализированных машиностроительных министерств. Она способствовала улучшению руководства предприятиями, материально-технического снабжения, проведению хозяйственной реформы и усилению в связи с этим внимания вопросам хозяйственного расчета, ускорению реализации продукции, улучшению использования основных фондов и повышению съема продукции с наличных производственных мощностей.

Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами. К сожалению, среди них много крупных. Основная причина рыночной несостоятельности — грубейшие просчеты руководителей, низкий уровень менеджмента, а также стремление многих из них обогатить себя, свою семью, приближенных за счет трудовых коллективов. Средства массовой информации преподносят тысячи примеров этого. Проводимая сейчас процедура ускоренного банкротства многих предприятий призвана привести к появлению на них новых собственников, новых менеджеров, способных эффективно функционировать на рынке, соблюдая действующее законодательство. Новым управляющим нужно в полной мере осознать, что «делают деньги» не они, а их труженики, трудовой коллектив и, создавая для последних трудности, (а порой и невыносимые условия), они режут курицу, «несущую золотые яйца». Главное — изменение сущности и стиля руководства предприятиями, которые нельзя

не существует организации, которая сегодня в законодательном порядке и с определенным уровнем ответственности осуществляла бы программу энергосбережения. Более того, в условиях, когда для руководства предприятиями нет ни министерств, ни центрального планирующего органа, успешное проведение энергосбережения возможно только при действии экономических факторов. Последние могут появиться в том случае, если решение проблемы энергосбережения будет возглавлено АО-энерго, РАО «ЕЭС России» и администрациями областей и регионов -— организациями, которые при реализации программы энергосбережения (по крайней мере электроэнергии и теплоты) наиболее заинтересованы в ее позитивных результатах: высвобождении за счет энергосбережения мощности и энергии, что требует в несколько раз меньших затрат, чем ввод в том же объеме новых мощностей; возможности повышения тарифов на энергию, экономии затрат на топливо, обновления основных фондов в энергетике и промышленности; решении социальных и других проблем;


Экономическая и административно-хозяйственная обособленность предприятий — основа хозяйственной и административной их самостоятельности, находящей наиболее полное выражение в хозрасчете — основном методе социалистического хозяйствования, планового руководства предприятием. Соизмерение расходов с доходами предприятия является одной из особенностей хозрасчета,

Помимо общегосударственных отчетов, единых для всех промышленных предприятии и представляемых вышестоящим организациям, составляют также внутризаводские отчеты. Их представляют в управление предприятия структурные подразделения предприятия (цехи, отделы). Эти отчеты содержат различные данные о работе подразделений, выполнения ими производственных заданий, планов по труду, себестоимости и др. Данные этих отчетов используют для оперативного контроля и руководства предприятием и его подразделениями. В отличие or общегосударственных отчетов формы внутризаводских отчетов разрабатывают па предприятии.

Все эти пели реализуются аппаратом управления во главе с руководителем. В ходе общего руководства предприятием руководитель выполняет большое количество конкретных функций. Под функцией управления понимается комплекс работ, объединенных общностью целей или общностью средств их достижения. К числу важнейших функций относятся:

Для обеспечения конкретного и оперативного руководства предприятием и бесперебойного обслуживания производственного процесса директор имеет несколько заместителей. Руководство отделами ПО (предприятия) распределяется между директором и его заместителями.

Текущий учет дает возможность контролировать выполнение плана в момент совершения хозяйственных операций, т. е. непосредственно в процессе его выполнения. Но для оперативного руководства предприятием необходимо, кроме того, выявлять результаты выполнения плана за определенный период времени. Отсюда возникает необходимость в периодическом обобщении данных текущего учета, т. е. в подсчете итогов, в их обработке и экономически обснованной группировке, чтобы дать систему показателей, всесторонне освещающих выполнение плана. Периодическое обобщение данных текущего учета в системе показателей, характеризующих выполнение плана предприятием, и называется его отчетностью.

Текущий учет позволяет контролировать выполнение плана в момент совершения хозяйственных операций, т. е. непосредственно в процессе его выполнения. Но для оперативного руководства предприятием необходимо, кроме того, выявлять результаты выполнения плана за определенный период времени. Отсюда возникает необходимость в периодическом обобщении данных текущего учета, т. е. в подсчете итогов, в их обработке и экономически обоснованной группировке, чтобы дать систему показателей, всесторонне освещающих выполнение плана. Периодическое обобщение данных текущего учета в системе показателей, характеризующих выполнение плана предприятием, и называется его отчетностью.

Управление предприятием основано на ленинском принципе демократического централизма, который выражается в сочетании централизованного государственного руководства предприятием с творческим участием в этом процессе всего производственного коллектива.

В наибольшей мере отвечает требованиям система управления, сочетающая положительные стороны линейного руководства с функциональным характером подготовки производства. При такой системе подразделения аппарата управления, каждое из которых состоит из специалистов определенного профиля, выполняет известную функцию (планирование, разработка технологии, техническое обучение, снабжение и т. д.), представляя собой оперативный аппарат руководства предприятием. Функциональные отделы не имеют права распоряжаться

и взаимоотношения их с производственными подразделениями завода ограничиваются оказанием методической помощи. Все подготовляемые отделами решения и распоряжения, например изменения в технологии производства, новые нормы и т. п., вводятся в действие приказами руководства предприятием. Таким путем обеспечивается квалифицированная разработка вопросов в функциональных отделах и исключаются какие-либо нарушения единоначалия.

5) использование транспорта для оперативного руководства предприятием.

Помимо общегосударственных отчетов, единых для всех промышленных предприятий и представляемых вышестоящим организациям, составляют также внутризаводские отчеты. Их представляют в управление предприятия структурные подразделения предприятия (цехи, отделы). Эти отчеты содержат различные данные о работе подразделений, выполнения ими производственных заданий, планов по труду, себестоимости и др. Данные этих отчетов используют для оперативного контроля и руководства предприятием и его подразделениями. В отличие от общегосударственных отчетов формы внутризаводских отчетов разрабатывают на предприятии.


Разработке управленческого Разработки экономико Разработки финансирования Разработки государственных Разработки изготовления Разработки конструкторской Работников структурных Разработки нескольких Разработки оптимального Разработки пятилетних Разработки природных Разработки прогнозов Разработки производственной вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика