|
Руководство корпорации
Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» °. Другие авторы разработали иные перечни функции. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции — планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие
ФАЙОЛЬ АНРИ (Fayol Henry) (1841-1925) -фр. экономист, представитель направления научного менеджмента, предприниматель, организатор. Развил и углубил ряд важных концепций научного управления. Важнейшие идеи Ф. изложены в книге "Общее и промышленное управление" (1916). Ф. заложил основы методологии современного менеджмента и управления персоналом. Разработал основы функционального управления. Разделил весь комплекс работ по руководству промышленной компанией на шесть основных групп. Адм. деятельность управленческого аппарата (планирование, организация, руководство, координация), коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен), технико-производственная деятельность (производство, отделка, опробование, контроль), финансовая деятельность (осу-
ганизация, Укомплектование штата сотрудников, Руководство, Координация, Отчетность и Бюджетное плани-
Основными целями службы ДОУ являются организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению управления. Служба ДОУ решает следующие задачи:
Основной целью службы делопроизводства, независимо от ее названия, является организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению. Выполнение этой цели предусматривает решение следующих задач:
1937 Л. Гулик, Л. Урвик Планирование, организация, управление кадрами, руководство, координация, учет, бюджетирование
6) чисто администраторская деятельность (планирование, организация, руководство, координация, контроль).
В начале XX в. сформировалась так называемая классическая школа менеджмента, родоначальником которой является французский ученый и менеджер-практик А.Файоль. Он и его последователи изучали такие функции менеджмента в крупных организациях, как прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация и контроль. Целью классической школы было создание универсальных принципов и методов менеджмента. Сформулированные А.Файолем принципы управления сохраняют свою актуальность и сегодня. Среди них - разделение труда, единство полномочий и ответственности, дисциплина, единоначалие, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, стабильность рабочих мест, инициатива и корпоративный дух. Приверженцы классической школы, разрабатывая принципы организации и функции управления, не придавали большого значения развитию социальной стороны менеджмента, т.е. той области знаний, которая впоследствии получила название "управление персоналом".
В настоящее время используется классификация функций менеджмента, в целом повторяющая классификацию Файоля, хотя и несколько трансформированная. Принято говорить о таких функциях менеджмента, как планирование, организация, руководство, координация и контроль. Соотношение между этими функциями можно представить в виде схемы, предложенной М. Месконом в «Основах менеджмента». Первым шагом корпорации «Филип Моррис» стало перепозиционирование единственного товара фирмы «Миллер» - пива «Хай лайф». Рекламировавшееся как «шампанское пивного мира», пиво «Хай лайф» привлекало в основном женщин и потребителей с высоким уровнем доходов, которые вообще были не слишком активными покупателями пива. Руководство корпорации «Филип Моррис» заказало проведение маркетингового исследования, в результате которого выяснилось, что 80% потребляемого пива приходится на долю всего 30% его любителей. Фирма изучила характеристики потребителей, ежедневно покупающих 6-местную упаковку (их демографический и психологический профиль, круг предпочитаемых ими средств массовой информации), и решила придать пиву «Хай лайф» более «мужественный образ». В объявлениях стали изображать бурильщиков, пьющих это пиво после ликвидации крупного выброса нефти, и молодых людей, гоняющих с этим пивом на багги для езды по песку. Основной рекламный мотив объявлений выражался фразой: «Если у вас есть время, у нас найдется подходящее пиво». Эта кампания с успехом шла в течение семи лет.
Корпорация «Дженерал фудз» разработала новый корм для собак в виде брикетиков типа брикетов мясного фарша. Руководство корпорации пришло к выводу, что необычный и аппетитный вид брикетиков требует максимальной обзорности товара. Именно обзорность положили в основу концепции упаковки, и именно с этих позиций рассматривались ее возможные варианты. В конце концов остановились на лоточке, затянутом сверху прозрачной пленкой12.
Вице-президент по финансам с другими членами совета директоров корпорации и ее президентом определяют важнейшие вопросы развития корпорации: крупные капитальные вложения, направления развития производства (включающие производимые виды продукции, рыночную стратегию), цены, уровень заработной платы, займовую политику, проведение политики в области дивидендов по акциям. Руководство корпорации должно предусмотреть не только степень риска при новых крупных капитальных вложениях и сроки их окупаемости, но и форму поступления средств (в форме наличных денег, коммерческого кредита, бартерной сделки). Особый вопрос состоит в том, каким образом новые инвестиции скажутся на финансовых результатах деятельности корпорации, на движении курса акций и величине прибыли.
Руководство корпорации Правление, совет директоров
Такого рода доводы подвергались серьезной критике, так как руководство корпорации "Chrysler" в 1978 г. утратило контроль над запасами и дебиторской задолженностью. Если такая крупная компания не способна контролировать запасы, то как это могут делать другие фирмы? Но, как оказалось, по дороге неминуемого банкротства совет директоров "Chrysler" назначил председателем Ли Якоку. Он уволил многих высших финансовых менеджеров по причине их некомпетентности — они должны были контролировать текущие активы и поступления от операций, служащие надежным промежуточным итогом. Этот промежуточный итог, без изменений текущих счетов, был первым итогом в отчете об изменении финансового положения — предшественнике отчета о движении наличности. С целью предсказать способность вернуть долг поступления средств от текущих операций были подвергнуты всесторонним манипуляциям. Они показаны в аналитической таблице применительно к отчету о движении наличности и в следующей главе, посвященной коэффициентам.
АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ - основной капитал акционерного общества. Образуется за счет эмиссии акций. Различают: уставной капитал; подписной (мобилизованный путем подписки); оплаченный (внесенный в момент подписки). Обычно учредители, выпуская акции на сумму, значительно превышающую реальную стоимость активов компании, совершают т. н. разводнение капитала. Превышение составляет учредительскую прибыль, образующую дополнительный капитал фирмы. Дальнейший рост А. к. происходит как путем капитализации накопленной прибыли, так и за счет новой эмиссии акций. АКЦИЯ — ценная бумага, удостоверяющая вложение капитала в акционерное общество и гарантирующая получение части его прибыли в виде дивиденда. Дивиденд варьируется в зависимости от массы прибыли, пропорции между ее сберегаемой и потребляемой долями, инвестиционной политики корпорации (акционерного общества) и других факторов. Дивиденд может совсем не выплачиваться. Ограничиваются ли размеры получаемых владельцем дивидендов? Предельный размер доходов не установлен, все зависит от суммы акций владельца и конечных результатов работы всего коллектива. Однако эти доходы подлежат обложению налогами в тех же размерах, что и заработная плата. Владелец А. имеет также ряд других хозяйственных прав, например, право голоса и право быть избранным в руководство корпорации (акционерного общества). А. делает ее держателя собственником части
Цель горизонтальной корпорации состоит в изменении узкого мышления армий специалистов, которые делали свою карьеру, взбираясь в вертикальной иерархии к верхней части функции. Однако сегодняшняя ситуация диктует новые условия. Теперь каждый сотрудник огромной корпорации должен быть нацелен на бизнес как систему, в которой все функции неразрывны. Руководство корпорации должно стремиться исключить то, что в менеджменте называется "разобщенность" и "разрывы при передаче из рук в руки". Это общая черта как для функций, так и для подразделений. Каждый раз, когда появляются организационные барьеры, возникает возможность разобщенности. Чем крупнее организация, тем обширнее функции и тем чаще возникает разобщенность.
Компания Zeus, Inc. (название изменено) оперирует в нескольких отраслях промышленности, включая химию и энергетику. Кроме того, она производит пишущие машинки и потребительские товары. Компания состоит из нескольких СБЕ. Руководство корпорации должно решить судьбу СБЕ Atlas, которая выпускает стандартные пишущие машинки для офисов. Рынок этой продукции сокращается. На матрице Рост/Доля рынка СБЕ позиционируется в квадранте «собак». Менеджмент корпорации предлагает маркетологам Atlas разработать план переориентации ее деятельности, представить его руководству и в случае одобрения приступить к его реализации. Проанализируем
Культура и структура компании также существенно влияет на трансфер технологических возможностей разработки нового продукта. В частности, компании значительно отличаются по уровню автономии, которую им предоставляет руководство корпорации. Корпорация Emerson Electric, разросшаяся за счет приобретений, предоставляет своим подразделениям большую автономию, управляя ее деятельностью практически только через финансы и контроль. В целом решения о месте размещения технологической базы принимают сами подразделения, хотя корпорация и стимулирует создание предприятий в Китае, например, создав инкубатор для поощрения отдельных своих компаний к трансферу технологий, включая создание соответствующего предприятия, поддержку в организации бухгалтерского учета, а также найм управленческого персонала и рабочих. Корпорация Hewlett Packard, рост которой в основном обеспечивался не приобретениями, а созданием подразделений, отпочковывающихся после выхода на рынок нового продукта, не является столь свободной федерацией, как Emerson Electric. Хотя Hewlett Packard всегда предоставляла своим филиалам значительную автономию, они разделяли точку зрения корпорации относительно развития технологической базы. Корпорация Digital Equipment традиционно сохраняла очень жесткий контроль над продукцией, разрабатываемой в центре. IBM также известна своим авторитарным управлением, в Азии ее часто называют "Римской империей".
Можно представить себе ситуацию, когда руководство корпорации объявляет о намерении эмитировать различные объемы облигаций для выкупа акций и наблюдает влияние этих заявлений на курс акций, а затем выбирает тот уровень финансового "рычага", при котором курс акций оказывался максимальным. Это редко наблюдается в реальной жизни (если наблюдается вообще). На практике оказывается очень сложно найти точное значение финансового "рычага", при котором стоимость фирмы оказывается максимальной. Однако для фирм, имеющих слишком малый или слишком большой удельный вес заемного капитала, теоретический перебор различных вариантов финансирования способен прояснить пути улучшения ситуации.
Руководство корпорации Global Connections Corporation, предоставляющей услуги спутниковой связи по всему миру, рассматривает вопрос о покупке нового спутника, необходимого для увеличения объема и качества своих услуг. Текущая рыночная капитализация этой корпорации (сумма долгового и акционерного капитала) составляет 1 млрд. долл. Для покупки спутника необходимо затратить 100 млн. долл., что, как ожидается, должно привести к увеличению выручки компании на 20 млн. долл. в год. Ежегодные расходы на содержание нового спутника оцениваются в 5 млн. долл. Ожидается, что срок службы спутника будет практически не ограничен. Действующая ставка налога на прибыль для Global Connections Corporation равна 30%. Структура капитала корпорации с учетом ее рыночной оценки такова, что 20% составляют облигации, а 80% — акционерный капитал. Global Connections Corporation собирается сохранить эти пропорции в случае реализации нового проекта. Долговые обязательства Global Connections Corporation являются безрисковыми, а процентная ставка по ним составляет 8% годовых. Чему равно значение NPV для данного проекта, если для бизнеса в области спутниковых коммуникаций необходимая ставка доходности инвестиций, не требующих привлечения долгового капитала (unlevered investments), составляет 10% годовых?
Разработки маркетинговой Разработки методологии Разработки нормативов Разработки организационно Разработки предложений Разработки продуктов Разработки программных Разработки различных Работников выявление Разработки стандарта Разработки технически Разработки технологического вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|