Расширенного правительства



Механизм расширенного финансирования (Extended Fund Facility, EFF) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли.'Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости — до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном финансировании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения — ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно.

когда страны нуждались в средствах в больших размерах, чем могли получить в рамках кредитных долей и механизма расширенного финансирования, и на более продолжительный срок. Источником ресурсов для реализации этой политики являлись как собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, так и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран — членов Фонда указанный механизм в ноябре 1992 г. был отменен.

Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и механизма расширенного финансирования (применяемые вместе или раздельно) устанавливаются Исполнительным советом и ежегодно пересматриваются. С октября 1994 г. на трехлетний период были установлены следующие лимиты: предоставление кредитов на протяжении года — до 100% квоты страны-члена; кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т.е. за вычетом сумм выкупленной страной у Фонда национальной валюты и сумм, запланированных к погашению). В исключительных случаях лимиты могут быть превышены. В ноябре 1997 г. Исполнительный совет принял решение сохранить установленные в 1994 г. лимиты до следующего пересмотра политики доступа к ресурсам МВФ. МВФ взимает комиссионные сборы в размере 0,5% суммы займа и процент за кредиты, который увязывается с процентной ставкой по активам в СДР и с рыночными ставками. Ставки определяются в течение финансового года на базе оценок доходов, расходов и запланированного показателя по чистой прибыли. В 1997/98 финансовом году (с 1 мая по 30 апреля) годовая процентная ставка составила в среднем 4,65% (годом раньше — 4,51%).

• Механизм расширенного финансирования структурной перестройки, МРФСП (Enhanced Structural Adjustment Facility, ECAF) с декабря 1987 г. По своим целям и принципам функционирования этот механизм стал преемником механизма финансирования структурной перестройки. Предполагалось, что стабилизационные программы, осуществляемые при поддержке ресурсов МРФСП, должны были быть более комплексными и радикальными по своим целевым установкам, чем те, которые реализовывались в рамках МФСП.

• В феврале 1994 г. МРФСП был расширен, а срок его действия продлен, в результате образовался новый механизм расширенного финансирования структурной перестройки, являющийся преемником предыдущего. Этот механизм служит в настоящее время главным каналом льготных кредитов МВФ странам-членам с низким уровнем дохода, испытывающим хронические трудности с платежным балансом. В программах структурной перестройки экономики наименее развитых стран, осуществляемых при содействии льготных кредитов МВФ, больше внимания стало уделяться совершенствованию структуры государственных расходов, а также социальной защите населения.

В 1996 г. Исполнительный совет МВФ определил рамки продолжения деятельности механизма расширенного финансирования структурной перестройки. Предполагается, что имеющиеся ресурсы МРФСП будут обеспечивать его функционирование до середины 2000 г. После этого в течение примерно четырых лет нужны будут дополнительные источники финансирования (около 1,7 млрд СДР ежегодно). В 2005 г. должно начаться «самофинансирование» данного механизма за счет использования собственных ресурсов МВФ. При этом Фонд будет иметь возможность предоставлять странам-членам кредиты в рамках МРФСП до 0,8 млрд СДР в год. В МВФ исходят из того, что операции МРФСП будут продолжать оставаться ядром стратегии Фонда по оказанию помощи развивающимся странам с низким уровнем доходов.

На завершающей стадии урегулирования внешнего долга стран — должников МВФ будет предоставлять им помощь преимущественно в виде специальных безвозмездных субсидий («грантов»), а также в рамках механизма расширенного финансирования структурной перестройки, но с более продолжительными, чем это предусмотрено условиями данного механизма, сроками погашения. Эти средства предназначаются для оплаты просроченных обязательств стран Фонду. Для финансирования соответствующих затрат МВФ учредил в феврале 1997 г. специальный трастовый фонд. Кредиторы выделили на осуществление «Инициативы для бедных стран с высоким уровнем задолженности» около 8 млрд долл. Полагают, что она будет действовать до конца 2000 г.

МВФ в целом выражал удовлетворение результатами программы финансовой стабилизации России в 1995 г. Но при этом высказывались критические замечания в отношении структурных преобразований (приватизации, модернизации банковского сектора, земельной реформы). Тем не менее 26 марта 1996 г. Фонд предоставил России новый кредит — на этот раз через механизм расширенного финансирования. Этот кредит (10,1 млрд долл.) подлежал использованию в течение трех лет. Сумма кредита соответствовала 160% российской квоты; однако предполагалось, что предоставление средств будет неравномерным: в первом году — 65% квоты, во втором — 55%, в третьем — 40%. На протяжении первого года действия кредитной линии валюта поступала в виде ежемесячных, а в последующие два года квартальных траншей.

Основной объем пакета финансовой поддержки России приходился на кредиты МВФ (11,2 млрд долл. в 1998 г. и 0,4 млрд в 1999 г., всего 11,6 млрд). Эта сумма делилась на следующие три части: добавление (3,4 млрд долл.) к предоставляемому с 1996 г. кредиту в рамках механизма расширенного финансирования; кредит (5,3 млрд долл.) с использованием созданного в декабре 1997 г. механизма дополнительного резервного финансирования (на более жестких, чем обычно, условиях); кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования (2,9 млрд долл.), который должен был компенсировать сокращение поступлений от экспорта, связанное с падением цен на нефть. Вместе с неиспользованной частью кредита 1996—1998 гг. общая величина кредитной поддержки Фондом России составила бы в 1998 г. 12,5 млрд долл., а в 1998—1999 гг. — 15,1 млрд долл. Кроме того, российское правительство намеревалось договориться с МВФ о новой кредитной линии расширенного финансирования в 1999—2001 гг. (2,6 млрд долл. в год), т.е. в итоге около 8 млрд долл. Средства на финансирование в 1998 г. дополнительной помощи России в рамках механизмов расширенного финансирования и дополнительного резервного финансирования (около

28 февраля 166,50 246 Механизм расширенного финансирования струк-

17 июля 309,40 446 Механизм расширенного финансирования Всего 742,51 1077


Налоговые поступления составляют 11 - 13% ВВП, а расходы федерального бюджета — 20 - 25% ВВП и, следовательно, его дефицит 18 - 10%.25 В западных странах этот показатель не превышает 5 - 6%. Дефицит государственного бюджета увеличивается из года в год. Если в 1992 году он составлял 3,5 трлн. руб., то в 1993 году —- уже 15,3 трлн. руб., а в 1994 году приблизился к 60 трлн. руб., в 1995 году намечался 73 трлн. руб. (для расширенного правительства 80,2 трлн, руб.).27

зовать понятие «бюджет расширенного правительства» или «расширенный

расширенного правительства в конце каждого отчетного периода.

или «бюджет расширенного правительства». Расширенный бюджет включа-

Наконец, если к консолидированному бюджету добавить государственные внебюджетные фонды, то получим так называемый бюджет расширенного правительства. В России во второй половине 90-х гг. его доходы составляли 33—34% по отношению к ВВП, а расходы — 37—43%. Для сравнения укажем, что в середине 90-х гг. в странах Центральной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Словения) доходы бюджета расширенного правительства находились на уровне 45—48% по отношению к ВВП; в Юго-Восточной Европе (Албания, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния) — 31—38%; в странах Балтии — 33%; в Белоруссии — 41— 43%; в Средней Азии — 20—22%; в Закавказье — 11 — 13%. Добавим, что иногда бюджет расширенного правительства также называют консолидированным бюджетом.

Отметим, что учетом государственных внебюджетных фондов (а это еще около 9% по отношению к ВВП) доля социально-культурных мероприятий в расходах бюджета расширенного правительства резко возрастает — примерно до 18% всего российского ВВП,

Бюджет расширенного правительства — консолидированный бюджет плюс государственные внебюджетные фонды

Наконец, если к консолидированному бюджету добавить государственные внебюджетные фонды, то получим так называемый бюджет расширенного правительства. В России во второй половине 90-х гг. его доходы составляли 33—34% по отношению к ВВП, а расходы — 37—43%. Для сравнения укажем, что в середине 90-х гг. в странах Центральной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Словения) доходы бюджета расширенного правительства находились на уровне 45—48% по отношению к ВВП; в Юго-Восточной Европе (Албания, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния) — 31—38%; в странах Балтии — 33%; в Белоруссии — 41 — 43%; в Средней Азии — 20—22%; в Закавказье — 11—13%. Добавим, что иногда бюджет расширенного правительства также называют консолидированным бюджетом.

Отметим, что учетом государственных внебюджетных фондов (а это еще около 9% по отношению к ВВП) доля социально-культурных мероприятий в расходах бюджета расширенного правительства резко возрастает — примерно до 18% всего российского ВВП.

Бюджет расширенного правительства — консолидированный бюджет плюс государственные внебюджетные фонды

ванного бюджета. Кроме того, часть доходов государства аккумулируется в так называемых целевых внебюджетных фондах (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования), которые расходуют их в соответствии со своим предназначением. Интегрирование доходов и расходов консолидированного бюджета, с одной стороны, и целевых внебюджетных фондов — с другой, даёт бюджет расширенного правительства. В дальнейшем изложении, говоря о государственном бюджете, мы будем иметь в виду именно бюджет расширенного правительства.


Рациональных технологических Реализации стратегических Реализации технологии Реализации выделенных Рациональных вариантов Реализации указанной Реализации законодательных Реализационной стоимости Реализацию инвестиционных Реализацию отдельных Реализацию социальных Реализованных нефтепродуктов Реализованной считается вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика