Распределения населения



Д.С. Миль, произведения которого пользовались большой популярностью в России второй половины XIX в., разделяет точку зрения Ж.Б. Сэя на деятельность государства, но в отличие от него считает налог не злом, а жертвой, обусловленной необходимостью. Являясь отдельным производителем, правительство удовлетворяет общему началу хозяйственности. Налог и есть оплата со стороны производства за обеспечение нормальных условий хозяйствования. Таким образом, Д.С. Милль признает за государством обязанность собирания доходов для его существования в форме налогов. Он не только придерживался точки зрения на налог как на жертву, но и разработал теорию равенства жертвы, о которой пойдет речь при рассмотрении принципов распределения налогового бремени. На позициях теории жертвы стоял и известный немецкий экономист К. Эеберг.

Рекомендации по реализации принципа равномерности обложения отражали состояние финансовой науки. Физиократическая школа ответила на вопрос: с чего брать налоги - с валового или чистого дохода, отдав предпочтение последнему. Решив этот вопрос, физиократы предложили налог, который позволил бы эффективно уловить чистый доход, что обеспечило бы равномерность распределения налогового бремени. Поскольку все налоги платятся из чистого дохода, то теоретически все существующие налоги можно заменить единым налогом, падающим на этот единственный источник, - налогом на чистый доход граждан.

2.3. Принципы распределения налогового бремени.

Теория распределения налогового бремени

Равномерность обложения - это вопрос о распределении налогового бремени. Какие принципы должны быть положены в основу распределения налогов? Чтобы оценить усилия финансовой науки за всю ее историю, скажем, что современная наука использует «два принципа на проблему распределения налогового бремени в экономике. Это принцип налогообложения полученных благ и принцип платежеспособности. Налоговая структура американской экономики в большей степени соответствует концепции платежеспособности, нежели принципу налогообложения получаемых благ»2.

В соответствии с современной классификацией концепций распределения налогового бремени сгруппируем их в порядке эволюционного развития финансовые теории.

Промежуточное место между современными концепциями распределения налогового бремени занимает теория равного обложения, которая была в своих посылках более обоснованной, нежели предшествовавшие ей теории, и потому создала предпосылки* для обоснования концепции платежеспособности. По теории равного обложения все лица или все семьи должны быть обложены одинаковым налогом. Одинаково пользуясь государственными услугами, все должны и платить одинаково, подобно тому как все отбывают воинскую повинность.

Предметом дискуссий в финансовой литературе был вопрос о роли подоходного налога в финансовой системе государства. Представители социально-политического направления считали прямой подоходный прогрессивный налог средством более справедливого распределения налогового бремени, а не источником пополнения казны. Эта позиция характеризует подход с точки зрения классовых интересов. Финансисты, трактующие подоходный налог с позиций фискальных интересов, не были едины в оценке его роли в финансовой системе государства. Г.И. Болдырев подводит итоги длительной дискуссии по этому вопросу. Часть ученых-финансистов считали подоходный налог коррективом, необходимым дополнением к системе косвенных налогов. Большинство же исследователей рассматривало подоходный налог как главный и необходимый элемент финансовой системы. Американский исследователь Э. Селигман, изучив процесс развития прямого обложения, пришел к заключению, что подоходное обложение является последней и самой совершенной его формой: «Неоспоримо, что подоходный налог отвечает гораздо более точно новым идеям о налоговой справедливости. Поэтому можно думать, что в течение некоторого времени все прямые налоги будут отменены, чтобы быть замещены единым подоходным налогом»1.

Теория, получившая название теории диффузии (распыления налогов), отражала соответствующий началу XIX в. уровень развития экономической и финансовой науки. Но появление этой теории подвинуло теорию переложения вперед по сравнению с классической школой. Теория диффузии положила начало обоснованию равномерного распределения налогового бремени. Оптимистическая теория, несмотря на ее теоретическую слабость, долгое время имела поддержку во Франции (А. Тьер) и в Пруссии (О. Бисмарк). Значение этой теории определялось и ее социально-политической направленностью.

справедливость распределения налогового бремени. Это подтверждало актуальность проблемы и необходимость ее теоретического и социального решения. Вопрос назрел, и финансовая наука уже имела потенциал для более глубоких разработок. Здесь не ставится задача рассмотреть все теории переложения. Мы коснемся лишь тех, которые мало-помалу приближали теорию переложения к уровню, позволившему использовать ее рекомендации для практического использования в создании рациональной налоговой системы, обеспечивающей определенную сбалансированность интересов различных слоев общества.

Есть некоторый разброс мнений по структуре налогов с точки зрения их переложимости, но ясно одно: государство получило научные рекомендации при проведении налоговых реформ. Наглядный пример - повсеместное введение прогрессивно-подоходного налога, непереложимость которого была использована в целях более равномерного распределения налогового бремени.


ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА — величина, определяемая на основе рядов распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов. Ч.н. с д.н.п.м. — результат соизмерения доходов наименее обеспеченных групп населения с величиной прожиточного минимума.

Социологический аспект связан с изучением отношения потребителей к качеству товаров и услуг, его вариации в зависимости от распределения населения по доходам, социальным группам и множеству других признаков. В данном аспекте качество предстает как степень соответствия свойств продукции вкусовым предпочтениям и бюджетным возможностям отдельных групп потребителей.

Показатели дефицита низких доходов относятся к числу важнейших характеристик степени распространения бедности. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума определяется на основе рядов распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов и является результатом суммирования числа лиц, чьи денежные доходы ниже величины прожиточного минимума.

В соответствии с задачами, фонда организована статистика, которая занимается сбором, обработкой и анализом информации о доходах и расходах фонда. Полученные данные позволяют судить о его финансовом состоянии. В статистике социального страхования накапливается информация о заболеваемости населения, травматизме, инвалидности, потерях кормильцев, о многодетных семьях, о старении населения и рождаемости, строятся распределения населения по полу, характеру заболеваний, социальным признакам, таким, как профессия, отрасль занятости и т.п. Данные показатели применяются для оценки направлений использования средств и прогнозирования объемов выплат. Важнейшим источником информации является листок временной нетрудоспособности. По данным сводки листков нетрудоспособности накапливают информацию о фактах и видах заболеваний, по полу, возрасту, месту работы и профессии заболевшего, продолжительности заболевания и т.п.

При изучении распределения населения страны по душевому доходу (табл. 11.6) структурный анализ и сравнение структур позволяют раскрыть характер этого распределения, имеющий ключевое значение для понимания социальной структуры общества и социальной политики государства.

Таблица 11.6 Анализ* распределения населения России по среднедушевому среднемесячному доходу в 1995 г.**

Демографические изменения - это изменения структуры населения, включая рост населения, изменение распределения населения по возрасту, а также увеличение количества семей с "двойным доходом".

• Демографических изменений, например изменений возрастного и территориального распределения населения.

34-2. В этой простой экономике каждый человек представляет собой полные 20% распределения населения по доходам. Наиболее богатые 20% (Ал) получают 50% всего дохода; наиболее бедные 20% (Эд) получают 5%.

Ряды распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода являются статистической формой выражения дифференциации населения по уровню материального благосостояния. Для построения рядов используются методы имитационного моделирования. Суть их состоит в преобразовании эмпирического ряда распределения населения по уровню доходов, полученного на основе выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в теоретический ряд распределения. В целом задача сводится к выбору функции распределения, наиболее адекватно отражающей закономерность распределения доходов, установлению по эмпирическим данным параметров кривой распределения и расчету по найденному уравнению теоретических частот для заданных значений среднедушевого дохода.

2. Для описания распределения населения по среднедушевому денежному доходу используется функция распределения, которая задается формулой:


Регистрации физического Регистрации кредитных Регистрации приходных Рациональной структуры Регистрационного документа Регистрацию проспекта Регистрами бухгалтерского Рациональное формирование Регламентации управленческой Регламентируется положением Регламентирующих документов Регрессии коэффициенты Регрессионное уравнение вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика