Рыночного характера



Жесткое осуждение рыночного фундаментализма, по сути, самими его представителями для России, должно быть особенно значительным предостерегающим сигналом. Начатые в стране уникальные по масштабам трансформационные процессы не могут быть сведены к копированию институтов, отживающих свой век. Для России нужно освоить в короткие сроки механизмы рыночных отношений, имеющие перспективы, но сделать это необходимо на базе собственной стратегии, воплощающей интересы и творчество народа.

Жесткое осуждение рыночного фундаментализма, по сути, самими его представителями для России, должно быть особенно значительным предостерегающим сигналом. Начатые в стране уникальные по масштабам трансформационные процессы не могут быть сведены к копированию институтов, отживающих свой век. Для России нужно освоить в короткие сроки механизмы рыночных отношений, имеющие перспективы, но сделать это необходимо на базе собственной стратегии, воплощающей интересы и творчество народа.

Позвольте мне объяснить мою точку зрения. Я не заявляю, что идея рыночного фундаментализма диаметрально противоположна идее открытого общества, как фашизм или коммунизм. Совсем наоборот. Концепции открытого общества и рыночной экономики тесно связаны, а рыночный фундаментализм можно рассматривать как простое искажение идеи открытого общества. Но это не делает его менее опасным. Рыночный фундаментализм представляет угрозу открытому обществу непреднамеренно, поскольку он неверно трактует механизм работы рынков и придает им чрезмерно важное значение.

Я всегда утверждал, что провалы в политике являются всепроникающими, они подрывают экономику гораздо сильнее, чем неудачи рыночного механизма. Принятие решений отдельными лицами через рыночный механизм является гораздо более эффективной системой, чем коллективное принятие решений, — система, которая распространена в политике. Это особенно верно в отношении мировой экономики. Разочарование политикой вскормило рыночный фундаментализм, а развитие рыночного фундаментализма, в свою очередь, способствовало провалу политики. Одним из крупнейших недостатков системы мирового капитализма является тот факт, что она позволила рыночному механизму и мотиву получения прибыли проникнуть во все сферы деятельности, даже туда, где им нет по существу места.

Мы должны провести четкое разграничение между созданием правил и игрой по этим правилам. Создание правил подразумевает коллективные решения, или политику. Игра по правилам подразумевает индивидуальные решения, или поведение на рынке. К сожалению, это различие редко соблюдается. Люди в большинстве своем, похоже, голосуют бумажниками, они лоббируют законодателей, которые отвечают их личным интересам. Еще хуже, что избранные представители также часто ставят свои личные интересы выше общественных. Вместо того чтобы отстаивать подлинные ценности, политические лидеры стремятся быть избранными любой ценой и под лозунгом господствующей идеологии рыночного фундаментализма, или неограниченного индивидуализма. Такое поведение считается естественной, рациональной и даже, возможно, желательной манерой поведения политиков. Такое отношение к политике подрывает постулат, на котором был построен принцип представительной демократии. Противоречие между личными и общественными интересами политиков, конечно же, всегда существовало, но оно было значительно усилено господствующими позициями, которые ставят успех, измеряемый деньгами, выше таких подлинных ценностей, как честность. Таким образом, процесс коллективного принятия решений рефлексивным образом усилил мотив получения личной прибыли

Истина при этом заключается в том, что сам рыночный фундаментализм - наивен и нелогичен. Даже если мы отложим в сторону более существенные моральные и этические вопросы и сконцентрируемся только на экономических проблемах, идеология рыночного фундаментализма и здесь окажется глубоко и безнадежно ошибочной. Иными словами, рыночные силы, если им предоставить полную власть, даже в чисто экономических и финансовых вопросах, вызывают хаос и в конечном итоге могут привести к падению мировой системы капитализма. Это — мой самый важный вывод в данной книге.

К сожалению, мы вновь оказываемся перед лицом опасности сделать неверные выводы из уроков истории. На этот раз опасность исходит не от коммунизма, а от рыночного фундаментализма. Коммунизм отменил рыночный механизм и ввел коллективный контроль над всеми видами экономической деятельности. Рыночный фундаментализм стремится отменить механизм коллективного принятия решений и ввести главенство рыночных ценностей над политическими и общественными. Обе эти крайние точки зрения -ошибочны. На самом деле нам нужен правильный баланс между политикой и рынками, между созданием правил и игрой по этим правилам.

включают мыслящих участников. И именно мыслящие участники могут изменять правила экономической и общественной системы просто в силу своих представлений об этих правилах. Претензии экономической теории на универсальную действенность оказываются несостоятельными, если только верно понят этот принцип. Это не интеллектуальная игра. Ибо если экономические закономерности не являются неопровержимыми, и если экономические теории не являются научно действенными, и никогда такими не могут быть, то вся идеология рыночного фундаментализма моментально рушится.

В мои студенческие годы — в 50-х годах — идеология свободного предпринимательства считалась чем-то еще более неприемлемым, чем вмешательство в экономику в наши дни. Идея о том, что свободное предпринимательство может вернуться, казалось немыслимой. Я полагаю, что возрождение рыночного фундаментализма можно объяснить лишь верой в магическое свойство рынка (его «невидимую руку»), которая еще важнее, чем научная основа рыночного механизма. Не зря же президент Рейган говорил о «магии рынка».

Ключевая особенность фундаментальных воззрений состоит в том, что они покоятся на оценочных суждениях. Например: если какая-либо мысль неверна, то противоположное суждение считается верным. Именно такая логическая путаница и лежит в основе рыночного фундаментализма. Вмешательство государства в экономику неизменно приводило к негативным последствиям. Это справедливо не только в отношении централизованного планирования, но и в отношении идеи государства благосостояния и кейнси-анского управления спросом. На основе этой банальной мысли рыночные фундаменталисты приходят к совершенно нелогичному выводу: если вмешательство государства — порочно, то свободный рынок — само совершенство. Следовательно, государству нельзя позволить вмешиваться в экономику. Едва ли стоит упоминать, что порочна здесь — сама аргументация.

Я пытаюсь подчеркнуть два взаимосвязанных момента. Один состоит в следующем: в связи с распространением меркантильных ценностей и их влиянием на политику, политический процесс менее эффективно обслуживает общественные интересы, чем в то время, когда люди были более чувствительными к социальным ценностям или «гражданским добродетелям». Второй момент заключается в том, что политический процесс менее эффективно корректирует собственные эксцессы, по сравнению с рыночным механизмом. Оба эти соображения подкрепляют друг друга рефлексивным образом: рыночный фундаментализм подрывает демократический политический процесс, а эффективность политического процесса не служит мощным аргументом в пользу рыночного фундаментализма. Институтам представительной демократии, которые успешно функционировали в США, в значительной части Европы и многих других странах, теперь угрожает опасность, а гражданские добродетели, утраченные однажды, возродить трудно.


ких государств и стран, строивших социализм и претендовавших на особый путь развития. По той же причине потеряло право гражданства и понятие «третий мир». Возникла новая классификация. Во-первых, страны подразделяются на развитые и развивающиеся. Постсоциалистические государства и все еще официально провозглашающие целью своего развития строительство социализма (КНР, КНДР, Вьетнам, Куба), за малым исключением, оказались в числе развивающихся. Во-вторых, эта классификация, исходя из рыночного характера современного мирового хозяйства, делит государства мира на страны с рыночной экономикой (развитые и развивающиеся) и страны с переходной экономикой. Развитые страны образуют «центр (ядро)» мирового хозяйства, развивающиеся объединяются условным понятием «периферия». В экономической литературе эти две группы стран нередко условно называют «Север» и «Юг».

Расширение сферы внешнеэкономического и внешнеторгового сотрудничества России с зарубежными странами, использование в этой сфере новых рычагов и стимулов рыночного характера ставит перед участниками международных отношений ряд проблем. В 1995-1997 гг. эти проблемы касались поиска способов адаптации России к новым условиям международных отношений, путей создания выгодных обеим сторонам форм ее сотрудничества с зарубежными странами, а также выработки рыночных форм контроля за коммерческой деятельностью зарубежных фирм на российской территории, за продвижением товаро-потоков, денежных средств через границу РФ. Одной из проблем международного экономического сотрудничества является выработка механизма налогового регулирования стоимостных результатов деятельности инофирм и предприятий с иностранными инвестициями в России, согласующегося с нормами международного права. Составной частью такого механизма является взимание налога на прибыль и доходы иностранных юридических лиц, а также предприятий с иностранными инвестициями.

торгов, включая тендер. Оценочная стоимость зависит от доходности, уровня инфляции и других факторов рыночного характера.

Таким образом, если бы курс акций формировался только в зависимости от ее номинала и размера чистой прибыли (дивидендов) на одну акцию, то отношение курса акций к чистой прибыли (размеру дивидендов) во всех случаях было бы равно номиналу, деленному на уровень банковского процента по депозитам. Однако курс акций формируется под влиянием причин рыночного характера и зависит не только от уровня чистой прибыли (дивидендов) на одну акцию. Иногда низкий уровень дивидендов по акциям связан с необходимостью использовать в данном периоде прибыль для развития производства. Это может означать, что в последующие периоды дивиденды могут быть достаточно высокими.

Для России эти вопросы злободневны уже потому, что изменения рыночного характера привели к возникновению новых явлений в экономике — рынка недвижимости, рынка земли, рынка рабочей сила. Решение проблем безработицы, реструктуризации и санации

ги рыночного характера в тех или иных отраслях и поставляющих значи-

По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.

В 1953 г. было принято несколько решений "рыночного характера" — повышены закупочные цена на сельскохозяйственную продукцию, колхозники "переведены на денежную оплату труда, колхозам разрешили приобретать технику, т. е. освободили от диктата МТС. В результате темпы роста сельскохозяйственного производства резко возросли. За пятилетие 1953—1958 гг. государственные закупки мяса, молока, яиц, зерна, технических культур увеличились в 1,7—2,2 раза. Материальное благосостояние трудящихся нашей страны резко улучшилось.

Являясь порождением интернационализации хозяйственной жизни, М.э.о. способствуют дальнейшему углублению этих процессов, вносят некоторые элементы организации и даже планомерности в мировую экономику, когда речь идет о попытках регулирования отдельных товарных рынков. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЯРМАРКИ И ВЫСТАВКИ (international fairs and exi-bitions) — специфические формы международной рыночной деятельности, при которых на относительно небольшой по размерам и соответственно оборудованной территории демонстрируются для продажи образцы новых товаров, научно-технические и производственные достижения. Принципиальных различий между ярмарками и выстав-, ками нет, но имеются особенности, отличающие их в чисто практическом плане. Ярмарки — крупные мероприятия рыночного характера, проводимые в определенное время года на регулярной основе и на определенный срок. Различаются ярмарки универсальные, многоотраслевые, специализированные. В отличие от ярмарок, международные торгово-промышленные выставки — это обычно одноразовые мероприятия, не повторяющиеся периодически и организуемые в разных местах. Дирекции международных выставок создаются только на время их проведения, тогда как аппарат управления ярмаркой действует постоянно.

Производственный план может быть сформирован системой автоматически в зависимости от планируемых объемов продажи продукции либо определяться исходя из ограничений технологического (мощность используемого производственного оборудования, сезонный характер процессов производства) или рыночного характера на основе прогнозной емкости рынка.

цессов производства) или рыночного характера на основе прогнозной емкости рынка.


Работников выполнявших Разработки утверждения Разработкой технологии Разработку маркетинговых Разработку методических Разработку принципиально Разработку производство Разработку стратегических вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика