Работников бухгалтерии



ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА - совокупность нормативов, предназначенных для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы. Е.т.с. — основа тарифной системы этой сферы деятельности; представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников от рабочего низшего разряда до руководителей организации. При разработке тарифной сетки за основу приняты следующие принципы ее построения: определение исходной базы на уровне не ниже минимальной заработной платы, установленной в законодательном порядке; нарастание тарифных ставок по разрядам, обеспечивающее материальную заинтересованность в труде по мере возрастания его сложности с учетом квалификации работника на основе соответствующих тарифных коэффициентов. Е.т.с. базируется на сопоставлении сложности трудовых функций различных групп и категорий персонала, конкретных должностных обязанностей работников и их образовательного уровня с учетом содержания и характера выполняемых работ; разнообразия (комплексности) работ; руководства подчиненными; степени самостоятельности и уровня ответственности. Условия, тяжесть, напряженность труда, значимость сферы его приложения, региональные особенности, количественные и качественные параметры коллективных и индивидуальных результатов труда должны учитываться посредством др. элементов заработной платы, по отношению к которым тарифная ставка (оклад), как оплата нормы труда, является основой формирования всего заработка. Е.т.с. охватывает все категории работников всех отраслей — от рабочих до руководителей различного уровня, в т.ч. тех, которые раньше тарифицировались по разрядам, классам, категориям, группам квалификации или которым устанавливались месячные оклады. Группировка профессий рабочих и должностей служащих производится по признаку общности выполняемых работ (функций). Категории рабочих с позиции общности функций, выполняемых в процессе труда, представлены в Е.т.с. одной группой. Категории служащих производственных и непроизводственных отраслей выделены в блоки

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИНФЛЯЦИЕЙ - один из элементов заработной платы, имеющий целью соц. защищенность от инфляции, снижения жизненного уровня и др. негативных последствий проводимых преобразований. Эти выплаты в РФ "рождены" реформой цен 1991 г., первоначально распространялись на всех работников бюджетной сферы, составляли 60 руб. и включались в систему расчета расценок. Недостаточность средств и продолжающаяся инфляция привели к использованию компенсации для наименее оплачиваемых работников. Повышение тарифных ставок для работников, тарифицируемых первыми четырьмя разрядами ETC, началось с июня 1994 г. и осуществлялось ежегодно вплоть до настоящего времени. С мая 1997 г. тарифные ставки для работников первых пяти разрядов увеличиваются в следующих размерах (с учетом деноминации): для I разряда 30 руб.; для II — 22 руб.; для III — 15 рублей; для IV — 12,6 руб. и для V — 3,5 руб. Эти выплаты новых тарифных ставок не образуют и при расчете сдельных расценок не используются. Предприятия могут сохранять установленный законом порядок применения компенсационных выплат к тарифным ставкам и окладам и видоиз-

предложений о минимальных размерах оплаты труда); оплата труда работников бюджетных отраслей (изучение общих проблем оплаты работников бюджетных отраслей, разработка систем оплаты труда работников различных бюджетных отраслей, установление размеров тарифных ставок и должностных окладов для работников бюджетной сферы); уровень жизни и соц. поддержка населения (осуществление мониторинга уровня жизни, доходов, условий и охраны труда, анализ структуры и динамики доходов населения, разработка минимальных потребительских бюджетов и соц. нормативов уровня жизни, разработка соц. пособий и компенсаций, изучение общих проблем пенсионного обеспечения); политика на рынке труда и народонаселения (анализ и регулирование рынка труда, выработка региональной политики занятости, изучение и прогнозирование миграции населения и соц. проблем политики занятости); организация труда (разработка форм и методов организации и нормирования труда, тарификация труда); подготовка и переподготовка кадров (разработка видов и методов подготовки и переподготовки кадров для рыночных экон. условий, прогнозирование рынка профессий и профориентации населения, разработка межрегиональных и межотраслевых программ в этой области); охрана и условия труда: разработка порядка гос. экспертизы условий труда, норм и правил по охране труда; соц. страхование (разработка методического и нормативного обеспечения соц. страхования, развитие страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, планирование льготных пенсий); трудовые отношения и соц. партнерство (разработка порядка заключения Генеральных, региональных и отраслевых соглашений, соц. партнерства, разрешения трудовых конфликтов, нормативно-методическое обеспечение работ по трудовым отношениям и соц. партнерству); правовое регулирование труда и социальных вопросов (подготовка и экспертиза проектов нормативных актов, систематизация и анализ трудового законодательства); международное сотрудничество (разработка предложений по двустороннему социально-трудовому сотрудничеству, координация работ с МОТ и др. международными организациями, изучение проектов зарубежной технической помощи). МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ - орган федеральной исполнительной власти,

планирования и регулирования заработной платы, взаимоувязанной по всем уровням управления. На уровне государства ежегодно в Генеральном соглашении, которое заключается между правительством РФ, российскими объединениями профсоюзов и объединениями предпринимателей, устанавливаются такие основные параметры для планирования и регулирования заработной платы, как размер ММОТ, порядок индексации заработной платы и пенсий, методика и критерии определения уровня жизни, малообеспечен-ности, прожиточного и физиологического минимума, состава и стоимости минимальной потребительской корзины, единая тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы. На уровне отраслей в тарифных соглашениях конкретизируются и дополняются основные положения Генерального соглашения, устанавливаются отраслевые тарифные системы оплаты труда, разрабатываются тарифно-квалификационные справочники, устанавливаются различного рода доплаты и компенсации, связанные с условиями труда. При этом условия оплаты труда, устанавливаемые в тарифных соглашениях, не могут ухудшать условия, зафиксированные в Генеральном соглашении. При переходе к рынку наибольшие сложности и трудности в планировании и регулировании заработной платы возникают на нижнем уровне управления — непосредственно в организациях, получивших полную самостоятельность в организации П.з.п., но оказавшихся к этому неподготовленными. Изменились цели и задачи планирования и регулирования расходов на оплату труда. Если раньше организации стремились заполучить от министерств и ведомоств возможно больший фонд оплаты труда, то теперь, наоборот, возникает необходимость изыскивать возможности для сокращения затрат на оплату труда, чтобы выжить в условиях конкурентной борьбы. Потребовалось найти новые формы и методы планирования и регулирования заработной платы, которые позволили бы привлечь к поиску и использованию резервов все подразделения организации. Успехи могут быть достигнуты при переходе на нормативный метод планирования заработной платы и коллективный подряд. В этом случае всем подразделениям рассчитываются стабильные и в то же время динамичные нормативы, позволяющие учитывать изменения в условиях их работы,

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ -целенаправленный процесс установления и изменения заработной платы, осуществляемый на основе договорного регулирования. Гос. Р.з.п. включает: законодательное установление и изменение ММОТ в РФ; регламентацию порядка индексации размеров заработка или компенсации его падения при росте цен на потребительские товары и услуги; налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда организациями, доходов физ. лиц; установление районных коэффициентов и процентных (северных) надбавок к заработной плате; установление гос. гарантий по заработной плате в пределах ее минимальных размеров. Р.з.п. в гос. секторе экономики включает также установление в законодательном порядке тарифной сетки, минимальной тарифной ставки первого разряда Единого тарифно-квалификационного справочника (ETC) работников бюджетной сферы, разработку и применение ETC работ и рабочих, справочника должностей служащих, тарифно-квалификационных характеристик работников, оплачиваемых на основе ETC. Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается Генеральным соглашением; отраслевыми (тарифными) соглашениями; терр.; коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).

тает в условиях повременной оплаты труда, где размер заработной платы напрямую зависит от присвоенного работнику разряда. У рабочих-сдельщиков размер заработка зависит от разряда работы. ТАРИФНАЯ СЕТКА ПО ОПЛАТЕ ТРУДА -инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности (квалификации). Т.е. по о.т. представляет шкалу соотношений в оплате труда различных групп работников, включает определенное количество разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Согласно постановлению Правительства РФ от 24 августа 1995 г. № 823 "О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" с 1 ноября 1995 г. для работников бюджетной сферы установлена тарифная сетка следующего вида (см. табл.).

рифных сеток, разрабатываемых в нашей стране (за исключением системы должностных окладов, используемых ранее по стране и сейчас в организациях, не перешедших на единую тарифную сетку оплаты труда), то второй принцип используется в т.н. "бестарифных" системах оплаты труда. Т.с.п.р. устанавливаются правительством. Постановлением Правительства РФ от 24 августа 1995 г. № 823 "О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" с 1 сентября 1995 г. введена минимальная тарифная ставка в размере 60 руб. (с учетом деноминации) при действующем уровне ММОТ 83,49 руб. Последующим постановлением (от 13 мая 1997 г. № 585) повышены компенсационные выплаты, и вместе с компенсацией Т.с.п.р. составляет 90 руб. Но поскольку компенсацион-

ТРУДОВОЕ ПРАВО — отрасль российского права, регулирующая труд наемных работников на предприятии, в учреждениях, организациях. Т.п. регламентирует отношения рабочих и служащих с работодателем, от лица которого выступает администрация, по поводу непосредственного приложения труда; отношения администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления условий труда; отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда; отношения по обеспечению занятости и трудоустройства; отношения по перераспределению рабочей силы и др. Основные источники Т.п. — Конституция РФ; Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ), введенный в действие с 1 апреля 1972 г., измененный и дополненный Законом РФ от 25 сентября 1992 г.; Законы РФ (с последующими изменениями): "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г., "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г., "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г., "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г., "Об основах государственной службы РФ" от 31 июля 1995 г., "Основы законодательства РФ об охране труда" от 6 августа 1993 г., "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г.; Указ Президента РФ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" от 15 ноября 1991 г.; Постановление Правительства РФ "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" от 14 октября 1992 г.; постановление Министерства труда РФ "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих" от 6 июня 1996 г. и др.

Несколько иная схема поддержки работников бюджетной сферы действует в Свердловской области. Там создан Свердловский областной "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", который предоставляет гражданам, которые являются работниками бюджетной сферы, средства на возвратной основе на срок до 20

Эффективное усиление госрегулирования отношений по оплате труда может быть осуществлено только в рамках усиления участия государства в преобразовании всей сложившейся экономики в рыночную, точнее, как это зафиксировано в Конституции России, в «социальную рыночную» экономику. Пока же самоустранение государства из сферы организации оплаты труда, ничем не компенсированное, не могло не привести к самым отрицательным последствиям. В результате реформ решение вопросов оплаты труда переместилось на уровень предприятий. Федеральное собрание РФ регулирует официальный минимум зарплаты и ее районные коэффициенты. Правительство и Президент устанавливают условия оплаты труда для работников бюджетной сферы, выступая в этой функции с позиций обычного работодателя, т. е. стремясь минимизировать уровень оплаты труда.

В результате бюджетного кризиса многократно снизилось финансирование образования, здравоохранения, культуры. Заработная плата более 80% занятых в этих сферах работников не превышает прожиточного минимума. Очередная смена реформаторов осуществила очередное «чудо». Если на Западе провозглашена «борьба с бедностью», у нас, как заявил министр экономического развития Герман Греф, «наша программа подразумевает как раз попытку бороться не с богатыми, а с бедными». В соответствии с этой программой ставка подоходного налога увеличена с 12 до 13% для основной массы российских граждан, уменьшена с 35 до 13% для обогатившихся за счет этой массы олигархов, чиновников, депутатов и других удачливых участников раздела и передела собственности и власти. Олигархи законодательно обеспечили себе получение таких налоговых льгот, о которых даже мечтать не смеет ни один западноевропейский и японский бизнесмен. А увеличение на один процент налога с бедных означает изъятие у них не менее 25 млрд. рублей в год. Этим обеспечивается еще один громадный кусок «бесплатного сыра» олигархам. Даже согласно докладу Минтруда оплата труда работников бюджетной сферы «опустилась ншюе величины прожиточного минимума трудоспособного населения». В очередной раз за реформаторские потуги принуждают платить наименее обеспеченных — работников образования, здравоохранения, культуры, науки, миллионы рабочих, сидящих на зарплате. Введение единой ставки подоходного налога с физических лиц еще больше увеличит различия в уровне жизни населения и еще сильнее разведет «страну бедняков» и «страну богатых».


В настоящее время в техническом нормировании широкое распространение получили эмпирические формулы' не только при разработке нормативов времени, но и нормативов численности и управляемости для нормирования труда служащих. Например, численность работников бухгалтерии предприятия может быть определена по эмпирической формуле

Рациональное распределение труда между работниками учетного аппарата означает составление перечня всех учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и установление нормы времени выполнения каждой операции работниками бухгалтерии. Для этого разрабатывают план организации бухгалтерского учета. План организации бухгалтерского учета включает: план документации и документооборота; план инвентаризации; рабочий план счетов и проект их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии; план проверок и ревизии; организация бухгалтерского архива.

В плане организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии определяют штат работников и структуру бухгалтерии, дают должностную характеристику каждому работнику,

намечают мероприятия по повышению их квалификации, составляют график учетных работ и посещения учебных занятий, семинаров, консультаций отдельных работников бухгалтерии, а также других работников, ответственных за представление информации.

При централизации бухгалтерского учета обобщение учетных данных происходит в главной бухгалтерии, что позволяет рационально организовать труд работников бухгалтерии, использовать современные средства механизации и автоматизации учета. Централизация учета применяется в малых, средних и даже крупных по размерам организациях.

некоторые из перечисленных отделов объединяются (например, вместо раздельных производственного и технического отделов в тресте 3-й группы создается один производственно-технический, в трестах 2-й и 3-й группы функции финансового отдела распределяются среди работников бухгалтерии).

Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств». Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета рекомендуется аналитический учет по счету 02 вести по отдельным инвентарным объектам основных средств. При небольшом числе инвентарных объектов, а также при использовании в учете ЭВМ ведение такого учета возможно и предпочтительно. Однако при большом числе объектов основных средств и в условиях ручного труда работников бухгалтерии использование вышеуказанного метода аналитического

обеспечение сохранности материальных ценностей возложено не только на материально ответственных лиц, но и на работников бухгалтерии;

2. Определение должностных обязанностей работников бухгалтерии. Руководителем согласно Положению о главных бухгалтерах определяются порядок назначения и увольнения главного бухгалтера, его полномочия. Главным бухгалтером утверждаются график документооборота, формы и сроки сдачи учетных регистров, устанавливаются перечень должностных обязанностей и от-

На основе перечисленных функций разрабатываются должностные инструкции работников бухгалтерии.

Не менее чем за 10 дней до наступления срока инвентаризации готовится приказ о проведении инвентаризации. Приказом назначается комиссия из представителей администрации, работников бухгалтерии и материально ответственных лиц. В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций


Разрешения министерства Разрешения вышестоящей Разрешение выдаваемое Разрешению конфликта Разрешительной документации Развернутой номенклатуре Развитыми государствами Развитием хозяйства Развитием организации Развитием промышленности Работников устанавливаются Развитого программного Развивающейся экономики вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика